Компетентность в решении проблем – это способность видеть, ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.
Условиями формирования компетентности являются: опыт успешных действий по решению реальных практических задач, развитие рефлексии (умение оценивать).
Состав компетентности
Логическая структура компетентности:
· Постановка целей
· Определение проблемы, ее описание и анализ
· Планирование решения, поиск способов и средств (моделирование решения)
· Реализация способа решения
· Проверка и описание результатов
Фиксируемые умения
· Определение цели
· Позиционный анализ
· Определение жанра
· Перевод цели в задачи
· Определение структуры задачи
· Определение структуры работы
|
|
· определение недостаточности условия и информации для решения
· Создание плана и его согласование
· Определение временного ресурса
· Разделение работы на части
· Сравнение результата с образцом
· Анализ адекватности выбранных методов задаче
· дать обоснования решениям, принятым на каждой стадии решения проблемы, Постановка задачи на саморазвитие
Типы задач (проблем), с которыми школьник сталкиваются при обучении
· Учебная задача с алгоритмом решения (задача из задачника)
· Задача с неявным (неизвестным) способом решения (олимпиадный тип задач)
· Комплексная задача с неопределенным условием (Исследовательская)
· Коммуникативная задача (задача самоорганизации группы)
· Социальный проект (если повезет)
Предлагаемая таблица отражает этапы и формы обсуждения пути решения проблемы. Само действие или деятельность, направленная на решение проблемы, осуществляется после выработки плана и в соответствии с планом.
Структура компетентности | умения | Учебная задача с алгоритмом решения (задача из задачника) | Задача с неявным (неизвестным) способом решения (олимпиадный тип задач) | Комплексная задача с неопределенным условием (Исследовательская) | Коммуникативная задача (задача самоорганизации группы) | Социальный проект (если повезет) | ||
Ориентационно -мотивационный блок Постановка целей | ||||||||
Определение проблемы, ее описание и анализ | ||||||||
Планирование решения, поиск способов и средств
(моделирование решения) | ||||||||
Проверка и описание результатов | ||||||||
Микросценарии
В описании микросценария будут освещены следующие блоки, выделяемые в решении проблем:
1. Ориентационно-мотивационный блок. Постановка целей
2. Определение проблемы, ее описание и анализ
3. Планирование решения, поиск способов и средств (моделирование решения)
4. Проверка и описание результатов
Ниже предлагается сценарий для создания в классе развивающей среды для работы с терминологией и постоянного обсуждения терминов в кругу школьников. Мотивация должна быть многоплановой: баллы, списки освоенных терминов, поощрение со стороны родителей, периодические викторины на знание терминов, поощрение авторов кроссвордов, загадок, создателей новых способов запоминания терминов и заданий для проверки на знание терминологии.
Определение цели
Пример сценария.
Что обсуждаем? – Создание в классе развивающей среды для работы с терминологией.
Постановка задачи и цели обсуждения. – Чтобы усвоить термин, надо его употреблять.
Перевод цели в задачи
Обсудить структуру проблемы:
знать термин – это
1. знать, как он пишется,
2. знать, как он произносится,
3. знать, как он употребляется,
4. знать его определение.
Определение структуры задач:
1. Чтобы знать, как термин пишется, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, употреблять термин в письменной речи.
2. Чтобы знать, как термин произносится, надо посмотреть в словаре ударение, спросить у товарища, употреблять термин в устной речи.
3. Чтобы знать, как термин употребляется, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, слушать, как употребляют термин другие.
4. Чтобы знать определение термина, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, понять и выучить определение термина.
Сформулировать основные вопросы:
1. Чтобы посмотреть термин в словаре, надо, чтобы он постоянно был в классе.
2. Чтобы спросить у товарища, надо, чтобы все стремились знать термины.
3. Чтобы слышать, как употребляют термин другие, надо, чтобы другие термин употребляли.
4. Чтобы понять определение термина и проверить правильность своего понимания, надо термин употреблять в общении со знающими людьми.
5. Чтобы выучить определение термина, надо не только хотеть, но и знать зачем это нужно.
Сформулировать критерии, по которым можно определить, что проблема решена, надо индивидуально. Каждый ведет словарик терминов и готов пройти проверку на их усвоение. Термины, выходящие за рамки школьной программы, оцениваются также, но при условии, что ученик справился с программой.
Получив информацию или совет со стороны, ученик получает поощрительный балл. За консультацию товарища также начисляется балл.
Создание плана и его согласование
Определение временного ресурса – 1 учебный год.
Календарный план.
Создается в конкретном классе. Главные принципы – наличие словаря, готовность учителя помочь, создание условий для соревнования между школьниками на знание терминов.
Сравнение результата с образцом
Групповая самооценка и индивидуальная оценка со стороны учителя.
Постановка задачи на саморазвитие (в зависимости от специфики предмета).
Описать результаты проверки (задача учителя или независимого эксперта со стороны)
По предложенной схеме может быть организовано и обсуждение любой проблемы, важной для всего класса. Например, «Устраивающий всех участников график дежурств по классу».
|
|