Раздел 3 компетентность в решении проблем

Компетентность в решении проблем – это способность видеть, ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.

Условиями формирования компетентности являются: опыт успешных действий по решению реальных практических задач, развитие рефлексии (умение оценивать).

 

Состав компетентности

Логическая структура компетентности:

· Постановка целей   

· Определение проблемы, ее описание и анализ  

· Планирование решения, поиск способов и средств (моделирование решения)

· Реализация способа решения

· Проверка и описание результатов

 

Фиксируемые умения

· Определение цели

· Позиционный анализ

· Определение жанра

· Перевод цели в задачи

· Определение структуры задачи

· Определение структуры работы

· определение недостаточности условия и информации для решения

· Создание плана и его согласование

· Определение временного ресурса

· Разделение работы на части

· Сравнение результата с образцом

· Анализ адекватности выбранных методов задаче

· дать обоснования решениям, принятым на каждой стадии решения проблемы, Постановка задачи на саморазвитие

Типы задач (проблем), с которыми школьник сталкиваются при обучении

· Учебная задача с алгоритмом решения (задача из задачника)

· Задача с неявным (неизвестным) способом решения (олимпиадный тип задач)

· Комплексная задача с неопределенным условием (Исследовательская)

· Коммуникативная задача (задача самоорганизации группы)

· Социальный проект (если повезет)

 

Предлагаемая таблица отражает этапы и формы обсуждения пути решения проблемы. Само действие или деятельность, направленная на решение проблемы, осуществляется после выработки плана и в соответствии с планом.

Структура компетентности умения Учебная задача с алгоритмом решения (задача из задачника) Задача с неявным (неизвестным) способом решения (олимпиадный тип задач) Комплексная задача с неопределенным условием (Исследовательская) Коммуникативная задача (задача самоорганизации группы) Социальный проект (если повезет)

Ориентационно -мотивационный блок

Постановка целей

           
           
           

Определение проблемы, ее описание и анализ

           
           
           
           

Планирование решения, поиск способов и средств

(моделирование решения)

           
           
           

Проверка и описание результатов

           
           
           

 

Микросценарии

В описании микросценария будут освещены следующие блоки, выделяемые в решении проблем:

1. Ориентационно-мотивационный блок. Постановка целей

2. Определение проблемы, ее описание и анализ

3. Планирование решения, поиск способов и средств (моделирование решения)

4. Проверка и описание результатов

Ниже предлагается сценарий для создания в классе развивающей среды для работы с терминологией и постоянного обсуждения терминов в кругу школьников. Мотивация должна быть многоплановой: баллы, списки освоенных терминов, поощрение со стороны родителей, периодические викторины на знание терминов, поощрение авторов кроссвордов, загадок, создателей новых способов запоминания терминов и заданий для проверки на знание терминологии.

Определение цели

Пример сценария.

Что обсуждаем? – Создание в классе развивающей среды для работы с терминологией.

Постановка задачи и цели обсуждения. – Чтобы усвоить термин, надо его употреблять.

Перевод цели в задачи

Обсудить структуру проблемы:

знать термин – это

1. знать, как он пишется,

2. знать, как он произносится,

3. знать, как он употребляется,

4. знать его определение.

Определение структуры задач:

1. Чтобы знать, как термин пишется, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, употреблять термин в письменной речи.

2. Чтобы знать, как термин произносится, надо посмотреть в словаре ударение, спросить у товарища, употреблять термин в устной речи.

3. Чтобы знать, как термин употребляется, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, слушать, как употребляют термин другие.

4. Чтобы знать определение термина, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, понять и выучить определение термина.

Сформулировать основные вопросы:

1. Чтобы посмотреть термин в словаре, надо, чтобы он постоянно был в классе.

2. Чтобы спросить у товарища, надо, чтобы все стремились знать термины.

3. Чтобы слышать, как употребляют термин другие, надо, чтобы другие термин употребляли.

4. Чтобы понять определение термина и проверить правильность своего понимания, надо термин употреблять в общении со знающими людьми.

5. Чтобы выучить определение термина, надо не только хотеть, но и знать зачем это нужно.

Сформулировать критерии, по которым можно определить, что проблема решена, надо индивидуально. Каждый ведет словарик терминов и готов пройти проверку на их усвоение. Термины, выходящие за рамки школьной программы, оцениваются также, но при условии, что ученик справился с программой.

Получив информацию или совет со стороны, ученик получает поощрительный балл. За консультацию товарища также начисляется балл.

Создание плана и его согласование

Определение временного ресурса – 1 учебный год.

Календарный план.

Создается в конкретном классе. Главные принципы – наличие словаря, готовность учителя помочь, создание условий для соревнования между школьниками на знание терминов.

Сравнение результата с образцом

Групповая самооценка и индивидуальная оценка со стороны учителя.

Постановка задачи на саморазвитие (в зависимости от специфики предмета).

Описать результаты проверки (задача учителя или независимого эксперта со стороны)

 

По предложенной схеме может быть организовано и обсуждение любой проблемы, важной для всего класса. Например, «Устраивающий всех участников график дежурств по классу».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: