III. Проблемы развития муниципального образования «город Свирск»

 

Сегодняшние проблемы муниципального образования связаны с историей возникновения и особенностями развития города Свирска. Город возник в результате реализации политики размещения производительных сил, когда возводимые практически на пустом месте крупные промышленные объекты давали импульс развития новых поселений. Город Свирск строился вокруг крупного промышленного объекта (завод «Востсибэлемент»), который, предъявляя спрос на рабочую силу, определил масштабы населения города, обеспечивал функционирование городской инфраструктуры и значительной части социальной сферы, сформировал облик городской среды.

В современных условиях большинство промышленных центров оказались в ситуации, которая качественно отличается от той, которая формировала их развитие в дореформенный период. Рынок предъявил новые требования к ценовым, качественным, номенклатурным характеристикам выпускаемой продукции. Процесс приватизации базовых предприятий города проходил крайне болезненно, сопровождался масштабными спадами производства, массовой безработицей. Вместе с тем, кризисные явления поразили ряд предприятий города, которые по объективным и субъективным причинам так и не смогли адаптироваться к условиям рынка и фактически перестали существовать как самостоятельные объекты.

Перед муниципалитетом стоит задача определения направлений развития на перспективу. Новая модель развития должна позволить г.Свирска найти свою нишу в рыночном экономическом пространстве региона.

Проблем, стоящих перед муниципальным образованием, чрезвычайно много, как обусловленных общей ситуацией в стране, так и специфических. Для целей долгосрочного планирования развития необходимо выделить те, решение которых имеет стратегическое значение, окажет комплексное влияние на улучшение социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях, предотвратит возможные масштабные негативные последствия в будущем.

На практике переход к рыночным условиям развертывается в целый ряд конкретных проблем, наиболее существенны среди которых следующие:

Структура экономической базы.

Специализация промышленности разнообразна. Но доминирующая роль принадлежит обработке древесины и производству изделий из дерева и пробки (кроме мебели) - 76%;

Хотя основные предприятия адаптированы к рыночным условиям и входят в настоящее время в состав крупных компаний, их экономическое положение зависит от международной конъюнктуры. На протяжении последних 10 лет структура экономической базы существенно не менялась, и нет предпосылок для ее кардинального изменения в будущем. Производственная деятельность вне деревообработки находится на более низком уровне, и это приводит к тому, что средний уровень заработков в одной отрасли формирует уровень потребительских цен для всего населения города. Для небольшого города характерен значительный разрыв между средней зарплатой в промышленности и в бюджетной сфере. При уменьшенной доли отчислений градообразующего предприятия в городской бюджет по сравнению с долей в производстве можно говорить о недостаточной степени перераспределения доходов, получаемых экспортным производством, на территории муниципального образования.

Неблагоприятная демографическая ситуация.

Неблагоприятные экологические условия и вредные условия труда на базовых предприятиях города становятся причиной повышенной заболеваемости и преждевременной смертности. Кроме того, существует тенденция роста естественной убыли населения (превышение смертности над рождаемостью), а так же миграция населения в крупные города области.

Низкий уровень бюджетной обеспеченности.

 Бюджет на 2006 год сформирован с дефицитом 230,4% к собственным доходам. Процент фонда оплаты труда с начислениями (без образовательного процесса) к собственным доходам с учетом дотаций из областного бюджета составляет 81,8 %. Имеющиеся доходы не обеспечивают в полном объеме финансирование расходов. В связи с этим из бюджета в первую очередь финансируются расходы на выплату заработной платы с начислениями работникам учреждений бюджетной сферы, на приобретение продуктов питания и медикаментов, горюче-смазочных материалов, коммунальные услуги. В местном бюджете нет средств на проведение капитальных ремонтов учреждений бюджетной сферы и жилищного фонда, на финансирование разработки генерального плана города, а также на финансирование мероприятий по инвентаризации земель.

    Пути решения:

1.Увеличение доходной базы бюджета путем совершенствования управления муниципальной собственностью.

2.Увеличение финансовой помощи из областного бюджета.

Бюджетные трудности не позволяют эффективно и в необходимом объеме решать текущие проблемы, вкладывать собственные средства в проекты перспективного развития. Бюджетная недостаточность является главной причиной деградации муниципального сектора экономики, низкого качества бюджетных услуг.

Низкий уровень жизни населения.

 Неудовлетворительное соотношение доходов и минимально необходимых расходов населения. Показатели по доходам населения в среднем по области превосходят муниципальные показатели. Абсолютный уровень доходов остается на низком уровне. Дефицит рабочих мест с достойной оплатой труда серьезным образом влияет на уровень социальной напряженности в городе, препятствует закреплению здесь молодежи, сужает социальную базу реформ и возможности для маневра в ходе проведения мероприятий в жилищной и социальной сферах.

Снижение эффективной занятости.

Сокращения работников на ведущих предприятиях города в кризисные периоды конца 90-годов создали значительную резервную армию труда, не всегда охваченную официальным учетом. В настоящее время большая часть из уволенных работников смогли реализоваться в новых сферах занятости. Проблема безработицы носит выраженную окраску: большинство безработных - женщины. Существенны масштабы «теневой» занятости и маятниковой миграции, которые помимо чисто социальных аспектов, сокращают налоговую базу муниципалитетов.

Градостроительство.

В настоящее время формируется база данных по индивидуальной жилой застройке при согласовании проекта границ земельного участка. 

Ведется текущая работа по подготовке документации планирования территории. Трудность заключается в заполнении актов выбора земельных участков под строительство и выдаче ситуационного плана испрашиваемого земельного участка, так как нет в наличии данных существующего генерального плана города, которые находятся в Черемховском муниципальном образовании. Документы, составляющие государственную тайну, до настоящего момента не переданы в муниципальное образование «город Свирск» (не оборудовано помещение для хранения такой документации).  

На данный момент у муниципального образования отсутствуют права собственности на земельные участки. На сегодняшний день надлежащим образом оформлено 12% земель города

  Инженерно – коммуникационные сети.

I. Электроснабжение города Свирска осуществляется от двух распределительных подстанций: подстанция «Свирск» 110/35/6 кВ, подстанция РМЗ 35/6 кВ.

Данные подстанции являются собственностью и находятся на обслуживании ОАО «Иркутская электросетевая компания».

Учитывая то, что на протяжении десятка последних лет на электросетях города практически не проводилось работ по капитальным ремонтам, надлежащему техническому обслуживанию, в 2006 году администрацией города разработана «Программа повышения надежности объектов жизнеобеспечения, социальной сферы и жилищного фонда на 2006-2009 годы», общей стоимостью 4217 тыс.рублей, в т.ч. средства муниципалитета – 300 тыс.руб., средства ГУЭП «Облкоммунэнерго» – 3917 тыс.руб.

II. Теплоснабжение города осуществляется восемью теплоисточниками: МУП «Теплоцентраль», котельная микрорайона Березовый, котельная «Микрорайон», котельная «Больница», Котельная «Киевская», котельная школы «Макарьево», котельная «БПК», котельная детсада № 22.

Для оптимизации расходов, связанных с эксплуатацией теплоисточников, в 2005 году институтом систем энергетики им.Мелентьева г.Иркутска было проведено обследование теплоисточников и тепловых сетей города и разработан ряд рекомендаций по реконструкции тепловых сетей и теплоисточников города.

III. Обслуживание сетей холодного водоснабжения и канализации города осуществляется силами ООО «Свирский водоканал» на основании договора безвозмездного пользования. Техническое обслуживание и эксплуатацию канализационных очистных сооружений осуществляет ООО «ВСЭ-сети». Потери в сетях составляют около 50%.

В 2006 году администрацией города заключен договор с Новокузнецкой фирмой ООО «Сибэнергочермет» на проведение обследования водных сетей и разработку практических рекомендаций для оценки технического состояния сетей и наладки их эксплуатации в соответствии с гидравлическим расчетом.

На основании данной работы будут подготовлены предложения по объемам необходимых ремонтов и реконструкции водных сетей, наладки гидравлических режимов.

Одной из основных проблем в области жилищно-коммунального хозяйства является недостаток финансирования работ по капитальным ремонтам.

Пути выхода из создавшегося положения:

1. Увеличение доходной базы бюджета.

2. Вхождение в программу «Развитие коммунальной инфраструктуры».

3. Приведение тарифов на услуги ЖКХ в соответствие с экономически обоснованными.

  IV. Автодороги. На балансе администрации муниципального образования «город Свирск» находятся:

- внутригородские автомобильные дороги с асфальтовым покрытием, протяженностью 23,5 км (площадь 4 850 м кв.);

- внутригородские автомобильные дороги с грунтовым покрытием протяженностью 33,8 км (площадью 11 400 м кв.);

- мост автомобильный – 3 единицы;

- водопропускные сооружения в количестве 7 единиц.

Анализ затрат, необходимых на ремонт дорог, показывает недостаточность заложенных в бюджете средств.

Пути решения проблемы:

- необходимо увеличение финансирования на содержание и текущий ремонт дорожных объектов на 35%;

- восстановление существующих асфальтовых покрытий, согласно муниципальной программе;

- строительство внутригородских дорог;

- восстановление существующих дорог с грунтовым покрытием;

- восстановление и реконструкция системы ливнестоков и водопропускных сооружений;

- приобретение специальной техники для производства дорожно-ремонтных работ

Для решения поставленных проблем необходимо:

- приобретение, монтаж и запуск в работу мини завода по производству асфальтобетонной смеси (ориентировочные затраты составят 0,8 млн. руб.);

- возобновление работы каменного карьера и добычи речной песочно-гравийной смеси в необходимых объёмах (ориентировочные затраты составят 2,1 млн. руб.);

- возобновить работу участка по производству железобетонных изделий (ориентировочные затраты составят 1,4 млн. руб.).

Отдельным вопросом в муниципальном образовании стоит - проблемы автодорог, соединяющих муниципальное образование «город Свирск» с микрорайоном Берёзовый, и с городом Черемхово. Необходимо владельцам (балансодержателям) вышеназванных дорог, привести их в надлежащее техническое состояние, и производить их содержание в необходимом объёме.

 Жилищная политика.

Количество граждан, состоящих на учёте на получение жилой площади из муниципального фонда г. Свирска составляет – 505 семей.

246 семей (852 человека) проживают в ветхих и аварийных домах. Общая площадь ветхого и аварийного жилья составляет 16,33 тыс. кв. м.

С целью решения вопроса обеспечения жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, принята Программа «Переселение граждан г. Свирска из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Срок реализации указанной Программы 2006–2010 годы.

Проблему ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда планируется решать за счет окончания строительства незавершенных объектов, а также, за счет модернизации и реконструкции жилых помещений.

Согласно Программе, для поэтапного переселения жителей и сноса жилищного фонда непригодного для проживания, необходимо 163193 тысячи рублей, в т.ч. средства областного бюджета 32638,6 тысяч рублей, средства местного бюджета и внебюджетных источников – 130544,4 тысяч рублей. В проекте бюджета Иркутской области на 2007 год на финансирование Программы по г.Свирск предусмотрено 1284 тыс.руб.

Строительство многоквартирных домов в городе не ведётся, развита только частная застройка.

Особенности географического расположения.

 Муниципальному образованию приходится конкурировать с расположенным неподалеку районным центром, который уже в силу своего статуса, размера, месторасположения, исторических традиций имеет изначальные преимущества перед г.Свирском. Свой отпечаток наносит отсутствие прямой железнодорожной ветки для пассажирских и грузовых перевозок, связанной с ВСЖД. Основным видом транспорта, соединяющим с различными территориями области, является автомобильный.

Транспортное сообщение.

Транспортное обслуживание осуществляется подвижным составом частного предпринимателя, имеющего лицензию на пассажирские перевозки

Поселок Берёзовый является отдаленным микрорайоном города, который находится в 25 км. от города. В связи с большой отдаленностью населенных пунктов друг от друга, возникает постоянная необходимость в перевозке жителей. В настоящий момент обеспечено безопасное эксплуатационное состояние указанного участка автодороги, организовано бесперебойное сообщение и созданы условия для предоставления транспортных услуг населению.

Кроме того, частным предпринимателям согласован маршрут движения пригородного сообщения «Свирск – Черемхово» и междугороднего сообщения «Свирск – Иркутск». Администрацией города проводится ряд мероприятий с целью открытия маршрута «Свирск – Иркутск» через пос. Михайловка, что позволит значительно сократить время движения подвижного состава.

Дополнительно, на основании соглашения межмуниципального сотрудничества между администрацией муниципального образования «город Черемхово» и администрацией муниципального образования «город Свирск», ежедневно осуществляются пассажирские перевозки по маршруту «Черемхово – Свирск».

Экология.

Требуется провести полномасштабные исследования почв, воды из скважин, проб воздуха, биологических образцов на разном удалении от мышьякового завода. Имея на руках ясную картину степени деградации окружающей среды под влиянием мышьякового завода, можно будет выбирать стратегию обращения с отходами с учетом новейших достижений научно-технического прогресса.

В настоящее время пост наблюдения загрязнения атмосферы центра мониторинга Иркутскгидромета отбирает пробы только на двуокись азота и сернистый ангидрид, контроль загрязнения тяжелыми металлами, в том числе мышьяком, не ведется. Так что ни у городской администрации, ни у государственных структур нет полных данных о состоянии атмосферного воздуха в городе.

Нужно создавать систему мониторинга загрязнения всех сред окружающей среды и при проведении работ по утилизации отходов АМЗ, и после окончания этих работ.

Формирование и содержание муниципального архива.

В рамках реализации реформы местного самоуправления на территории МО «город Свирск» проведена работа по созданию и содержанию муниципального архива. Основными задачами архива является хранение, комплектование, учет и использование документов и архивных фондов в интересах общества и граждан.

Под размещение архива выделено помещение площадью 60 кв. метров в соответствии с правилами работы городских архивов. В данное время помещение архива требует ремонта.

В связи с тем, что архив МО является вновь образованным, требуются дополнительные денежные средства на его организацию и содержание.

Существует необходимость проведения семинаров по обмену опытом, а также обеспечения архивов МО типовыми документами.

 

IV. Возможные сценарии развития муниципального

образования «город Свирск»

 

Анализ социально-экономической ситуации показывает, что г.Свирск не обладает уникальными ресурсами, базируясь на которых можно коренным образом изменить его специализацию в течение ближайших 10 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: