Аккредитивная форма расчетов

Одним из распространенных видов расчетов является их аккредитивная форма. При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет депонированных своих средств или кредита банка оплату товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг по месту нахождения получателя на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на аккредитив. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы (рис. 3).

    При получении заявления на аккредитив банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Депонирование денег гарантирует поставщику своевременную оплату отгруженных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг. Зачисление средств производится банком после предоставления документов, подтверждающих отгрузку или выполнение работ.

    Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре и содержит следующие основные моменты:

· наименование банка-имитента, банка, обслуживающего получателя средств, самого получателя средств;

· сумму, вид и сроки действия аккредитива;

· условие оплаты и ответственность за неисполнение обязательств.

 

Рис. 3. Схема аккредитивной формы расчетов:

1 – заключение договора-контракта с указанием аккредитивной формы расчетов;

2 – заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия использования его поставщиком;

3 – выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;

4 – извещение об открытии аккредитива, его условия;

5 – сообщение поставщику условий аккредитива;

6 – отгрузка продукции, товаров по условиям аккредитива;

7 – поставщик представил платежные и прочие (товарные) документы на оплату за счет аккредитива;

8 – извещение об использовании аккредитива;

9 – выписка из расчетного счета – зачислен платеж;

10 – выписка со счета аккредитива об использовании аккредитива

    Аккредитивы бывают следующих видов:

· покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

· отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

Движение средств, находящихся в аккредитивах, отражается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»

На основании заявления банку об открытии аккредитива на определенную сумму банк списывает с расчетного счета клиента указанную сумму и аккумулирует ее на специальном счете. На основании полученной выписки из расчетного счета бухгалтерия делает записи на счетах:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет. «Аккредитивы» - К-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета, 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

    Расчеты с поставщиком проводятся только в течение срока действия аккредитива. На основании выписки из специального счета составляется проводка:

Д-т сч. 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т сч 55 «Специальные счета в банках», субсч. «Аккредитивы».

    По истечении срока действия аккредитив закрывается. Неиспользованная сумма аккредитива зачисляется на расчетный счет, с которого она была перечислена. В учете эта операция отражается записью:

Д-т сч 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» - К-т сч. 55-1 «Аккредитивы».

    Аналитический учет ведется отдельно по каждому выставляемому организацией аккредитиву.

Расчеты чеками

Расчетный чек – письменное поручение банку перечислить со счета чекодателя указанную в чеке сумму.

    Чековые книжки организации могут получить в своем банке (рис. 4). Чеки действительны в течение 10 дней, не считая даты выписки. К оплате принимаются чеки на различные суммы.

Преимущество расчетов чеками состоит в том, что они гарантируют каждой стороне (и продавцу и покупателю) исполнение обязательств: покупателю – получение материальных ценностей (работ, услуг), поставщику – оплату. В настоящее время чеки применяются редко, так как не имеют достаточных степеней защиты.

 

Рис.4. Схема расчетов чеками:

1- заявление на покупку чековой книжки;

    2 - выдача чековой книжки с депонированием лимитированной суммы;

3 - передача товара, отгрузка продукции;

4 - передача чека в оплату товара или услуг;

5 - документы на оплату и реестр чеков;

6 - зачисление средств на расчетный счет поставщика, передача документов банку покупателя;

7 - выписка из счета депонированных сумм.

Чеки бывают двух видов: именные и на предъявителя. Именной чек выписывается на юридическое или физическое лицо. Чек на предъявителя оплачивается любому, кто его предъявит. Такой чек может передаваться другим лицам. Операция по передаче чека оформляется с помощью индоссамента – передаточной подписи.

Чекодатель – лицо, выписавшее чек. Лицо, получившее чек, называется чекодержателем.

По мере расчетов с поставщиками чекодатели выписывают чек на сумму, но не более лимита, и передают его поставщику. Поставщик проверяет все реквизиты чека и на обратной стороне ставит штамп и подпись. Полученные чеки передаются в банк поставщика с указанием банка плательщика, номера его расчетного счета и других реквизитов плательщика. Банк плательщика зачисляет на расчетный счет получателя суммы платежа по чеку.

Синтетический учет по выданным чекам у чекодателя ведется на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки». В аналитическом учете открываются аналитические счета:

· «Выданные в оплату чеки»;

· «Неиспользованные чеки»;

· «Аннулированные чеки».

    Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается проводкой:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсч. 2 «Чековые книжки» - К-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.

    Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т сч 55-2 «Чековые книжки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: