Для обеспечения качественного осмотра, ремонта, буксовых узлов колесных пар участок располагает необходимым материальным запасом инструмента.
Ответственность за оснащение и состояние, сохранность, исправность, за своевременность калибровки мерительного инструмента возлагается на мастера колесно-роликового участка. Ответственность за проверку приборов возлагается на инженера ответственного за метрологическое обеспечение.
Калибровка линейно-геометрических средств измерения, средств допускаемого контроля и шаблонов осуществляется периодически в соответствии с графиками, утвержденным главным инженером и выдаваемых ежегодно мастеру колесно-роликового участка. На металлической плашке шаблона ставится дата калибровки. На штангенциркули, микрометры и калибры резьбовые даты калибровки не наносятся. На мерительный инструмент выписывается сертификат о калибровке и делается отметка в паспорте, в котором указывается дата калибровки (поверки) и дата следующей калибровки (поверки).
|
|
Мастер и бригадир в начале смены проверяют наличие, техническое состояние и дату калибровки средств измерений и шаблонов и приспособлений. При необходимости (ремонт, просроченная дата калибровки) средства измерения относятся в ремонтно-механический участок депо. Ремонт и калибровку средств измерений осуществляет слесарь-инструментальщик. Результаты калибровки оформляются записью в журнале ВУ-40, находящемся на участке по ремонту и обслуживанию оборудования.
Запрещается использовать мерительный инструмент без клейм о его поверки (калибровки) и просроченным сроком поверки (калибровки).
Перечень средств метрологического контроля, количество и периодичность калибровки (поверки) указаны ниже.
Таблица 6
Номер НД | Параметры показателей качества | СИ, СДК и испытательное оборудование, обеспечивающее контроль параметров в соответствии с ТП | |
Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками 3-ЦВРК 1998г.
ИНСТРУКЦИЯ по осмотру, освидетельствованию,ремонту и формированию вагонных колесных пар ЦВ/3429 1976г | Измерение сепараторов и наружных колец подшипников | Шаблон РП468 | 205мм; 204,3мм. |
Контроль стопорных планок | Шаблон | РД32ЦВ 034-94 | |
Контроль направляющих роликовых букс | Шаблон 328+3 -2 | 328 +3 мм -2 при ремонте | |
Контроль расстояния от оси буксы до опорной поверхности | Шаблон | 173+1 - 1мм | |
Измерение толщины стенки корпуса буксы | Шаблон | ||
Измерение внутр.диамет- ра корпуса буксы | Нутромер индикаторный | 160-250 мм | |
Определение усилия затяжки болтов | Ключ предельный рычажный | 35,0+3 кгм | |
Отклонение прибора от настроенного размера | Микрокатор | + 30 мк | |
Измерение температуры остывания колец | Термометр цифровой Дана Терм | 0-1000 | |
Определ. перпендикуляр - ности лабиринтного кольца относит. шейки оси | Угольник лекальный | 1. 100 ГОСТ3749-77 | |
Для настройки рычажной скобы | Мера установочная | 130мм | |
Для настройки прибора В901М №296-5 | Ролик | 5-1() | |
Для настройки прибора В901М№292-5 | Ролик | 5-2() | |
Для настройки прибора УД-2В №320-А | Кольцо установочное2 | ||
Контроль резьбы (РУ1) | Кольцо резьбовое | М110 4(пр) | |
Контроль резьбы (РУ1) | Кольцо резьбовое | М110 4(не) | |
Контроль резьбы(РУ1-Ш) | Калибр резьбовой (пробка) | М20 2,5 (пр,не) | |
Контроль резьбы болтов М20 60 | Кольцо резьбовое | М20 2,5 (пр,не) | |
Контроль резьбы (РУ1) | Калибр резьбовый (пробка) | М12 1,75 (пр,не) | |
Контроль резьбы болтов М12 35 | Кольцо резьбовое | М12 1,75 (пр,не) | |
Измерение температуры остывания колец | Термометр цифровой Дана Терм | 0-1000 | |
Для измерения радиаль – ных,осевых зазоров ро- ликовых подшипников; определения плотности посадки внутренних и ла- биринтных колец Измерение линейных размеров Измерение линейных размеров Для измерения радиаль – ных,осевых зазоров ро- ликовых подшипников; определения плотности посадки внутренних и лабиринтных колец. | Набор щупов№4 ГОСТ882-75 Набор щупов №1 ГОСТ882-75 Набор щупов№2 ГОСТ 882-75 Штангенциркуль №91908 Штангенциркуль №397596 Набор щупов№4 ГОСТ882-75 Набор щупов №1 ГОСТ882-75 Набор щупов№2 ГОСТ 882-75 | 0-500 мм 0-120 мм | |
Измерение наружного диаметра резьбы М110 | Микрометр №35596 | 125-150 мм | |
Измерение наружного диаметра резьбы М110 | Микрометр №7309 | 100-125мм | |
Измерение отклонений от размера настройки прибора | Индикатор №074669 | 0-10мм | |
Измерение внутреннего диаметра корпуса буксы | Нутромер индикаторный | 250-420 мм | |
Измерение высоты борта крепительной крышки от фланца до торца | Штангенглубино- мер | 0-150мм | |
Для контроля выточки гайки М110 | Приспособление | ||
Автоматизированная установка для подбора подшипников в сборе | УКПП-01 | ||
Автоматизированная установка для подбора подшипников по зазору | УПП-01 | ||
Автоматизированная установка для подбора роликов | УПР-01 | ||
Автоматизированная установка для контроля внутреннего диаметра буксы | УКБ-01 | ||
Автоматизированная установка для контроля внутренних колец подшипников | УПК-01 | ||
Установочная букса | УКБ-01.00.001 | ||
Установочная мера-пробка | УПК-01.00.001 | ||
Установочное кольцо | УПК-01.00.002 | ||
Установочный ролик | Ролик | ||
Прибор для сортировки роликов | Прибор В 901М №296-5 ГОСТ ТУ2-034-422-78 | ||
Контроль лабиринтной проточки кольца Контроль лабиринтной проточки корпуса буксы | Приспособление для контроля лабиринтных проточек лабиринтного кольца и корпуса буксы |
ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА
|
|
ВИДЫ, СРОКИ И ПРАВИЛА РЕВИЗИИ БУКС С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ.
Существует два вида ремонта буксовых узлов:
1) промежуточная ревизия буксового узла;
Полная ревизия буксового узла.
Промежуточная ревизия
Промежуточную ревизию букс производят:
а) При обточке колесных пар без демонтажа букс;
б) При обыкновенном освидетельствовании колесных пар;
в) В качестве профилактической меры по отдельным указаниям (профилактическая ревизия):
Полная ревизия
1. Полную ревизию букс с роликовыми подшипниками производят при полном освидетельствовании колесных пар:
а) при деповском и текущем отцепочном ремонтах вагонов выкатываемым и подкатываемым колесным парам, проходившим последнее полное освидетельствование четыре и более лет для рефрижераторных вагонов, пять и более лет для грузовых вагонов;
|
|
Примечание: Разрешается производить обыкновенное освидетельствование колесным парам, срок службы которых 15 лет и старше, при условии проведения магнитопорошкового контроля средней части оси.
б) при повреждении вагона от динамических ударов при падении груза;
в) через две обточки по предельному прокату или другим неисправностям поверхности катания колес грузовых вагонов и через обточку для колес рефрижераторных вагонов;
г) при каждой обточке колесных пар, работающих с редуктором, и колесных пар, выкаченных из-под шестиосных вагонов;
д) после схода вагона с рельсов у колесных пар сошедшей тележки,
е) при капитальном ремонте вагона;
ж) при всех видах планового ремонта подкатываемым колесным парам РУ-950 и РУ-1050 в соответствии с Инструктивным Указанием З-ЦВРК;
З) при формировании и ремонте колесной пары со сменой элементов;
и) при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования на торце оси;
к) после удаления волосовин, плен, неметаллических включений и др;
л) у поврежденных вагонов после крушения, аварии, маневровой работы;
м) при наличии на поверхности катания колес колесных пар:
грузовых вагонов – неравномерного проката более 2 мм, ползуна и навара более 1 мм и разности диаметров колес на одной оси более 3 мм;
н) при отсутствии бирки или неясности клейм на ней, обнаруженных при ремонте или подкатке колесной пары;
о) при сварочных работах на вагоне или тележке без соблюдения требований п.1.7, 3-ЦВРК;
п) при недопустимом нагреве буксы или повреждении буксового узла, требующего демонтажа букс, а также отказе в работе привода редуктора от торца шейки оси, требующего его демонтажа;
р) при обнаружении в буксе рефрижераторного вагона редукторного масла. При неисправности одной буксы обязательно производить полную ревизию второй буксы колесной пары.
Полную ревизию букс осуществляют в пунктах, имеющих специально оборудованные производственные участки роликовых подшипников и удостоверение, выдаваемое железнодорожными администрациями.
|
|
Полную ревизию букс производят под непосредственным руководством и контролем мастера или бригадира, имеющих удостоверение о сдаче испытаний на право полной и промежуточной ревизии букс, осмотра и ремонта подшипников.
Проверку знаний работников производят не реже одного раза в год.
При полной ревизии букс производят:
а) демонтаж букс с роликовыми подшипниками производится со снятием внутренних и лабиринтных колец;
б) промывка, осмотр, проверка и дефектоскопирование деталей роликовых подшипников, других деталей буксового узла и колесных пар;
в) ремонт деталей буксового узла и колесных пар;
г) измерение радиальных и осевых зазоров, посадочных отверстий внутренних колец при их установке, посадочных поверхностей корпусов букс;
д) монтаж букс;
е) демонтаж, монтаж буксового узла с кассетным подшипником.
После полной ревизии и монтажа букс на бирке выбивают дату (месяц и две последние цифры года); номер пункта, проводившего полное освидетельствование и монтаж букс; индивидуальный номер колесной пары (номер предприятия – изготовителя оси (состоявшего из 4 цифр), номер оси, год изготовления оси); код государства собственника колесной пары (РФ-«20»)
У колесных пар с торцевым креплением тарельчатой шайбой и болтами М 20 при новом формировании, ремонте со сменой элементов и полном освидетельствовании колесных пар, кроме маркировки на бирке, на стопорной шайбе правой шейки оси выбивают индивидуальный номер оси, знак формирования, условный номер предприятия, сформировавшего или производившего ремонт со сменой элементов, и дату (месяц и две последние цифры года) производства этих работ.
На стопорной шайбе левой шейки оси выбивают дату последнего полного освидетельствования колесной пары и условный номер предприятия, производившего последнее полное освидетельствование колесной пары и полную ревизию букс. При этом месяц на стопорной шайбе выбивают клеймами с арабскими цифрами вместо римских.
Колесные пары, сформированные или отремонтированные на одних заводах или ремонтных пунктах и полученные для монтажа роликовых букс другими заводами или ремонтными пунктами, подвергают осмотру. При монтаже букс у таких колесных пар на левом торце шейки оси наносят условный номер пункта, производившего монтаж букс, букву «М» и дату монтажа. На бирке и стопорной шайбе вместо даты и условного номера пункта, производившего полное освидетельствование колесной пары необходимо наносить дату и место монтажа букс (месяц римскими цифрами и две последние цифры года), условный номер пункта, производившего монтаж букс и рядом с ними букву «М».
Бирку изготавливают из листовой стали 10КП толщиной 1,0-1,5 мм или оцинкованной стали толщиной 0,8-1,0 мм. Бирку устанавливают на левых верхних болтах крепительной крышки буксы правой шейки оси.
На буксах, имеющих опытные подшипники, смазку и др., устанавливают по особому указанию дополнительные бирки, на которых наносят соответствующую маркировку.