Роль ОПЕК в формировании рынков нефти

 

 

Президент «Роснефти», профессор С.М. Богданчиков, классифицируя историю мировой нефтегазовой промышленности, выделил четыре этапа в ее развитии: начальной (1859-1928 гг.), картельный (1928-1973гг.), этап полноценного рынка (1973-конец XX века) и современный (XXI век). Поворотной точкой в этой истории С. Богданчиков назвал создание ОПЕК.

Вот уже половину столетия все изменения на мировом рынке нефти, остающейся ведущим энергоносителем для мировой экономики, связаны с именем ОПЕК – Организации стран – экспортеров нефти (Organization of the Petroleum Exporting Countries).

Как специализированная международная организация ОПЕК был создан 10-14 сентября 1960 г. в Багдаде на конференции, созванной Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой. Это было время, когда нефтяным рынком практически полновластно распоряжался Международный нефтяной картель, образованный крупнейшими нефтяными монополиями мира. Тогда мало кто мог предположить, что ОПЕК когда-либо превратится во всемирно признанную организацию, поначалу ограничившую всевластие нефтяного картеля, а за тем успешно посягнувшую на регулирование мирового рынка нефти и, вместе с этим, на монополию западного мира на право распоряжаться мировыми запасами нефти в своих интересах.

Ее создание явилось итогом борьбы нефтеэкспортировавших развивающихся стран за завоевание и упрочнение национального суверенитета над своим важнейшим природным богатством, проходившей на фоне широкого национально-освободительного движения против остатков колониальных режимов, повсеместно развернувшегося на планете под флагом достижения самостоятельного развития и экономической зависимости развивающихся стран.

В состав этого всемогущего картеля, созданного в 1928г., входили семь монополий – пять американских (Exxon, Texaco, Standard Oil of California, Mobil и Gulf), английская British Petroleum и англо-голландская – Royal Dutch Shell. К ним тесно примыкала французская Компани Франсэз де петроль.

Одной из целей картеля являлось поддержание во всем мире цен на уровне, базирующихся на высоких издержках производства и высоких внутренних ценах США. При этом истинным владельцем нефтяных месторождений, эксплуатируемых картелем, отчислялись сущие гроши, поскольку с помощью механизма внутренних трансфертных цен цена нефти на местах добычи исчислялась в соответствии с интересами членов картеля и специально занижались с тем, чтобы минимизировать рентные платежи. В тоже время цена нефтепродуктов, вырабатываемых из нефти, завозимой из развивающихся нефтедобывающих стран, устанавливалась на высоком уровне. Так еще в середине 60-х гг. XX в. в цене нефтепродуктов доля развивающейся страны-экспортера не превышала 6-7%.

Первоначально в состав ОПЕК вошли всего пять стран – Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Ограниченный состав основателей ОПЕК объяснялся прежде всего тем, что во время – время безраздельного господства на рынке нефтяного картеля, опирающегося на поддержку правительства ведущих капиталистических стран, многие нефтедобывающие страны не верили в победоносный исход борьбы с монополиями, а отдельные страны были убеждены в необходимости объединения усилий лишь на региональной основе, что, кстати, привело впоследствии к созданию ОАПЕК – Организации арабских стран-экспортеров нефти.

Но главной причиной отсутствия серьезных успехов ОПЕК в первые дни существования являлось сохранение в странах концессионной системы недропользования, в условиях которой нефтяные ресурсы в недрах находились во владении иностранных концессионеров, добившихся включения в контракты положений, ограничивающих государственный контроль над их деятельностью.

К середине 70-х годов ОПЕК окончательно утвердил себя как мощнейшая организация. К пяти членам-учредителям присоединились новые страны экспортеры. Это были Индонезия, Ливия, Нигерия, Алжир, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, а также Эквадор и Габон, которые позже вышли из ОПЕК.

Начав борьбу за установление справедливых цен на нефть, объединившись в свой собственный картель, ОПЕК начал деятельность с решения проблемы вычленения в качестве отдельного вида платежа – платы за добычу невосполнимого ресурса – роялти. Затем последовала борьба за учреждение справочной цены как базы для исчисления платежа в пользу страны, на территории которой добывается нефть, а также за увеличение ставки налога на прибыль и ликвидацию системы скидок со справочных цен в пользу международных компаний.

В своей борьбе за учреждение нового порядка на нефтяном рынке ОПЕК и его члены использовали широкий арсенал средств торгово-политического характера – от мирных переговоров до установления нефтяного эмбарго и осуществления нефтяной блокады в 70-е годы во время военных действий на Ближнем Востоке.

Страны-члены ОПЕК начали выступать крупными инвесторами и на рынках стран-потребителей, располагая как собственной сбытовой сетью, так и вкладывая капиталыв нефтепереработку, нефтехимию и другие отрасли.

Страны-члены ОПЕК стали выступать и как крупнейшие мировые покупатели вооружений, давая доход многочисленным военным представителям промышленно развитых стран, рассматривающих форсированный экспорт вооружений в районы нефтедобычи как важнейший стратегический рычаг к сохранению своего влияния в нефтедобывающих странах.

Сегодня членами ОПЕК являются 11 стран – Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты,Алжир и Нигерия. На территории стран-членов ОПЕК (12,2 млн.кв.м) проживает 544,7 млн. человек (2005г).

Высшим органом ОПЕК объявлялась созываемая не реже двух раз в год Конференция на уровне министров нефти и ее запасов. Конференция образует Совет управляющих (по одному члену от страны, как правило, в ранге министра нефти), выбирает президента (на один год) и назначает на период трех и более лет генерального секретаря ОПЕК.

Все решения Конференции принимаются единогласно, при этом каждая страна имеет один голос. Для принятия решения Конференции необходим кворум в две трети делегатов. Решения конференции ОПЕК после их ратификации или утверждения соответствующим органом власти стран-членов Организации имеют обязательную силу.

Совет управляющих, избираемый на два года, осуществляет руководство текущей деятельности Организации, следит за выполнением принятых решений Конференции, рассматривает бюджет организации, принимает решения по докладам генерального секретаря и представляет доклады и проекты рекомендаций Конференции, созывает чрезвычайные заседания Конференции.

Экономическая комиссия, состоящая из официальных представителей стран-членов ОПЕК и генерального секретаря, занимается проблемами обеспечения стабильности на мировом рынке нефти.

Секретариат Конференции имеет ряд подразделений, в частности научно-исследовательское, анализ рынка нефти, энергетических исследований, информационного обслуживания и др.

ОПЕК осуществляет широкие связи с другими международными организациями. Через своих членов из числа арабских стран ОПЕК тесно сотрудничает с ОАПЕК, Советом по сотрудничеству государств Персидского залива, Организацией исламская конференция и др., содействуя в значительной степени начавшимся интеграционным процессам в мусульманском мире.

ОПЕК регулярно участвует в мероприятиях Всемирного энергетического форума, а также в качестве наблюдателя в работе Конференции по Энергетической хартии. Важное значение придает ОПЕК контактам с созданной в 1988г. организацией ИПЭК, объединившей на неформальной основе группу стран, относящих себя к независимым экспортерам нефти. в работе этой организации принимали участие Ангола, Бруней, Египет, Йемен, Казахстан, Китай, Колумбия, Малайзия, Мексика, Норвегия, Оман и Россия.

Страны-члены ОПЕК осуществляют политику наращивания достоверных запасов нефти, рассматривая эти направления как верный способ сохранения монопольного положения на рынке, как укрепление позиций картеля, как средство конкурентной борьбы с независимыми от картеля экспортерами – Россией, Норвегией, Мексикой, Азербайджаном, Казахстаном и другими странами. Так за период 1970-2005 гг. мировые запасы нефти увеличились в 2,1 раза, тогда как в странах ОПЕК эти запасы возросли соответственно в 2,3 раза (Таблица 1)[2].

Таблица 1

Доля ОПЕК в мировых достоверных запасах нефти

 

 

Достоверные запасы нефти (млтд.т)

  1970 1985 2005
Мир в целом Страны-члены ОПЕК Доля стран-членов ОПЕК 74,8 54,5 72,8 104,2 73,1 70,2 157,4 123,4 78,4

Особенно быстро нарастали запасы в 1985-2005 гг. В этот период доля стран-членов ОПЕК в общемировом приросте запасов нефти составила 95% и по газу 60%.

Наличная сырьевая база стран-членов ОПЕК намного превосходит сырьевую базу крупнейших стран-импортеров. Так достоверные запасы нефти в недрах стран-членов ОПЕК больше запасов США в 43 раза, стран Западной Европы – в 53 раза, Китая - в 56 раз и Индии – в 150 раз. менее оптимистично обстоят дела у ОПЕК с запасами газа. Эти запасы у стран-членов картеля превышают запасы США в 16 раз, стран Западной Европы в 15 раз, Китая почти в 40 раз, Индии более чем в 80 раз и России, как главнейшего из крупнейших конкурентов, лишь в 1.9 раза.

Доминирует ОПЕК и в прогнозных мировых запасах.

Таблица 2

Достоверные запасы стран-членов ОПЕК

нефти (в млрд.т,)

Страны-члены ОПЕК

Достоверные запасы нефти (млрд.т)

  1970 1985 2005
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия Объединенные Арабские Эмираты Венесуэла Всего ОПЕК 1,1 1,4 8,1 4,3 10,9 3,8 1,3 0,6 19,3   1,7 1,9 54,5 1,2 1,4 8,0 8,9 12,6 2,9 2,3 0,6 23,4   4,5 7,3 73,1 1,7 0,6 18,5 15,6 14,3 5,6 4,9 2,1 36,0   13,3 10,9 123,4

 

Таким образом, важнейшими странами-членами ОПЕК по достоверным запасам нефти остаются Саудовская Аравия. Ирак и Иран, а газа – Иран и Катар.

Оценивая, как высокую, степень обеспеченности доказанными запасами нефти стран-членов ОПЕК, нельзя не обратить внимание на факт, что в оценке своих доказанных запасов отдельные страны ОПЕК зачастую меняют данные, как правило, увеличивая тем самым общие размеры своих запасов. Так в 80-х гг. Саудовская Аравия и Кувейт увеличили свои данные на 50%, Иран на 60%, ОАЭ – почти в три раза, а Венесуэла в 1973г почти в два раза. Результатом явилось практически увеличение мировых запасов не меньше, чем на 30%.

При анализе динамики добычи нефти странами-членами ОПЕК обращает на себя внимание наличие двух периодов в динамике показателей. Период 1970-1985 гг., когда добыча нефти картелем не успевала за ростом добычи в других странах, что обусловило снижение удельного веса ОПЕК в общемировых показателях с 51,4%,а 1970г. до 28,5% в 1985г. Второй период, начавшийся в середине 80-х гг., продолжается до наших дней. Для него характерно быстрое наращивание удельного веса картеля в мировой добыче. За этот период (1985-2005гг.) удельный вес стран-членов ОПЕК возрос с 28,5% до 42,7%. Снижение лидирующих позиций ОПЕК в 70-80-е гг. прошлого столетия можно объяснить и быстрым нарастанием добычи нефти в СССР и других странах, не входящих в картель, стремившихся в этот период, особенно после объявления эмбарго картелем в 1973г. и исламской революции в Иране в 1979г., форсировать добычу нефти у себя с тем, чтобы ослабить ценовой шок от снижения добычи в странах-членах ОПЕК и соответствующего повышения цен.

 

Таблица 3[3]

Доля ОПЕК в мировой добыче нефти и товарного природного газа.

 

 

Добыча нефти (млн.т)

  1970 1985 2005
Мир в целом Страны-члены ОПЕК Доля стран-членов ОПЕК (%) 2269 1165   51,4 2614 746   28,5 3588 1534   42,7

 

 

Таблица 4[4]

Добыча нефти странами-членами ОПЕК (в млн.т.)

 

Страны-члены ОПЕК 1970 1985 2005
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия Объединенные Арабские Эмираты Венесуэла 51 43 191 77 150 166 54 18 190 39 185 1165 34 59 110 70 47 50 75 14 159 50 78 746 68 53 204 96 129 85 118 38 467 117 156,4 1534

 

О высокой конкурентоспособности стран-членов ОПЕК свидетельствует средний уровень добычи на одну действующую скважину. В 2003г. в ОПЕК действовало 36,7 тыс. скважин, обеспечивших добычу 1340 млн.т нефти или 36,5 тыс.т на скважину в год при среднемировом показателе в 4,1 тыс.т.

Освоение новых месторождений в большинстве стран-членов ОПЕК обходится намного дешевле, чем в других странах. Так в ближневосточных странах ОПЕК на создание добывающих мощностей в пересчете на один баррель суточной добычи затрачивается всего лишь 5 тыс. долл., тогда как в других регионах аналогичные расходы во много раз выше. Согласно расчетам МЭА, доля ближне- и средне-восточного региона в будущих инвестициях в нефтедобычу в период до 2030г. составит лишь 20%, что позволит обеспечить создание мощностей, которые удовлетворят две трети прироста мирового спроса на нефть в прогнозируемый период.

Страны-члены ОПЕК, стремясь диверсифицировать нефтяной экспорт, наращивают мощности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на своей территории. За 1970-2005гг. общие мощности НПЗ стран-членов ОПЕК выросли с 175 млн. в год до 452 млн.т, а доля ОПЕК в мировых мощностях по нефтепеработке увеличилась с 6,9% до 10,6%. Кроме того, на территории двух стран члены картеля владеют сетью НПЗ, оцениваемой примерно в 6% мировых мощностей (табл. 5)[5] 

Учитывая недостаток мировых мощностей ОПЕК придает большое значение строительству новых НПЗ.

Наличие мощностей сырьевой базы и относительно дешевой рабочей силы обусловили быстрое развитие странах ОПЕК нефтехимической промышленности с издержками производства крупнотоннажных нефтехимических полупродуктов и пластмасс массового пользования примерно на треть ниже, чем к производителей аналогичной продукции в развитых странах В начале нового столетия мощности по производству нефтехимической продукции в ближне- и средневосточных странах-членах ОПЕК оценивались в 44 млн.т при доле промышленности Саудовской Аравии в 70%. Сильно развита нефтехимия и в Венесуэле.

Таблица 5

 

Нефтеперабатывающие мощности и производство нефтепродуктов

странами-членами (в млн.т)

 

 

Нефтеперерабатывающие мощности

Производство нефтепродуктов

  1970 1985 2005 1970 1985 2005
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия Объединенные Арабские Эмираты Венесуэла Всего ОПЕК 3 14 30 6 22 0,4 3 0,03 33   - 64 176 23 42 31 18 28 16 12 3 72   9 61 3,7 23 53 74 30 47 19 22 4 104   23 53 452 2 10 25 4 20 0,4 4 0,03 31   - 64 159 19 25 32 17 28 7 7 1 56   7 45 245 23 53 72 24 45 23 19 5 99   22 60 446

 

Специализация на добычу и переработку нефти и газа делает страны-члены ОПЕК активными участниками международной торговли. Страны ОПЕК занимают мощные позиции в мировом нефтяном экспорте, обеспечив в 2005г. 50,8% мирового экспорта (1139) (табл. 6).

Наличие сети НПЗ и низкое внутреннее потребление нефтепродуктов позволяют картелю сохранять высокий удельный вес в экспорте нефтепродуктов по сравнению с удельным весом в мировой нефтепереработке. За 1985-2005 гг. доля стран ОПЕК в мировом экспорте нефтепродуктов практически не увеличилась, оставаясь на уровне 24%, а объем экспорта возрос с 110 млн.т до 221 млн.т, т.е. в два раза.

Таблица 6[6]

 

Доля стран-членов ОПЕК в мировом экспорте нефти (млн.т)

 

  1970 1980 1985 1995 2005
Мировой экспорт нефти (млн.т)   Экспорт стран-членов ОПЕК (млн.т) 1173 1007   85,8 1494 1130   70,9 1032 528   51,2 1602 905   56,5 2236 1139   50,9

Нефтяной экспорт стран-членов ОПЕК быстро растет по стоимости. За период с 1970г. по 2005г. он вырос с 14,5 млрд. долл. до 572,6 млрд. долл., или в 35 раз.

В статье «Реальная покупательная сила нефтяных доходов стран-членов ОПЕК», опубликованной в научном издании ОПЕК OPEC Review, Мххамед Мазаратти приводит расчеты, показывающие, что номинальные нефтяные доходы стран-членов ОПЕК, выраженные в долларах, за период 1970 по 2004 гг. составили около 5099 млрд. долл., из которых 3725 млрд. долл. (73%) были потеряны в результате инфляции и обесценивания доллара. При этом доля потерь в результате обесценивания доллара составила 21,4% общих потерь, а от инфляции, или как автор называет «импортированной инфляции», 76,6%.

Таблица 7[7]

Экспорт нефти странами-членами ОПЕК (в млн.т)

 

  1970 1985 2005
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия Объединенные Арабские Эмираты Венесуэла Всего страны-члены ОПЕК 49 31 165 75 129 166 52 18 161   38 121 1007 14 35 78 54 24 45 67 14 107   49 41 528 48 19 120 74 82 65 116 34 360   110 110 1139

 

Использование высоких доходов от экспорта идеи по двум направлением. Крупные средства в виде нефтедолларов перераспределяются через международный рынок ссудных капиталов в страны с дефицитами платежных балансов, однако для нынешнего нефтяного бума характерна усиливающаяся тенденция к инвестированию свободных средств в самих нефтедобывающих странах, в частности испытывающих проблемы с занятостью населения. В Саудовской Аравии, например, уровень безработицы, по оценкам независимых экспертов, превышает 15%. В подобных условиях необходимы экстренные меры для безотлагательного создания рабочих место, что требует дополнительного и масштабного финансирования.

Государство Катар и эмират Абу-Даби, входящий в ОАЭ, планирует вложить по 100 млрд. долл. каждый в реализацию новых проектов в течение ближайших 5-10 лет, что должно способствовать трудоустройству тысяч молодых людей, занимающихся поисками работы. Столь крупные капиталовложения стали возможными вследствие весьма благоприятного развития платежных отношений этих стран с внешним миром.

Интересные оценки вывоза нефтедолларов из стран-членов ОПЕК в 2006г приводит журнал Business Week. По его данным, профицит торгового баланса нефтеэкспортирующих стран составит 505 млрд. долл. Значительная часть этих денег уже оказалась инвестирована в госбумаги США. Экспортеры нефти, по некоторым данным, в последнее время приобретают казначейские бумаги опережающими темпами. Так по статистике Минфина США, с июля 2005г. по июль 2006г. их закупки возросли на 61%. Рост притока нефтедолларов в американские государственные бумаги приводит к понижению учетных ставок ФРС США, а это, как известно, побуждает к ускорению роста экономики этой страны. Таким образом, страны-члены ОПЕК, хотят они этого или нет,. Своим вложением нефтедолларов в казначейские бумаги и другие виды инвестирования способствуют экономическому процветанию США.   

Достаточно отметить, что в каналы международной торговли попадают две трети добываемой нефти, такой же удельный вес и экспорта нефти в ее мировом потреблении (2005г.). При этом следует учитывать, что на долю трех крупнейших центров потребления – США, Западной Европы и Японии – приходилось в 2005г. 64% мирового импорта нефти против 32% в 1995г., а это означает, что зависимость ведущих промышленно развитых стран от импорта нефти за десятилетие возросла в два раза.

Цены на нефть в современных условиях превратились в важнейший фактор, влияющий не только на социально-экономическое развитие любой страны, но и на само существование любой нации, зависящей от экспорта или импорта нефти. установление контроля над ценами обеспечивает возможность повысить свой международный авторитет и ускорить свое экономическое развитие любой стране, выступающей крупным продуцентом, или объединению стран, каким является в современных условиях ОПЕК.

Рассмотрение динамики цен мирового рынка нефти в историческом аспекте позволяет сделать ряд выводов о роли ОПЕК и других нефтеэкспортирующих стран в ценообразовании. В таблице 9 приведены показатели, характеризующие мировые нефтяные цены за последние 35 лет. При этом в ней показаны как номинальные цены, так и цены, учитывающие поправку на изменении в курсе валют и инфляции, т.е. реальные цены.

 

 

Таблица 8[8]

 

Номинальные и реальные цены на нефть на мировом рынке

(долл. за барр.)

 

Год

Номинальные цены

Реальные цены

 

Различия в курсе валют2 С учетом инфляции3 С учетом разницы курса валют и инфляции4
1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 за 8 месяцев 1,67 2,03 2,29 3,05 10,73 10,73 11,51 12,39 12,70 17,25 28,64 32,51 32,38 29,04 28,20 27,01 13,53 17,73 14,24 17,31 22,26 18,62 18,44 16,33 15,53 16,86 20,29 18,68 12,28 17,47 27,60 23,12 24,36 28,10 36,05 50,64   63,10 1,97 2,35 2,47 3,05 11,06 10,86 12,57 13,41 12,60 16,48 27,33 35,66 39,76 38,79 41,44 41,16 16,94 19,88 15,54 19,87 23,38 19,84 19,24 18,88 17,90 18,63 22,60 22,33 14,91 21,67 37,76 32,65 33,13 33,66 40,05 56,35   … 2,01 2,32 2,49 3,05 9,39 8,37 8,18 8,01 7,64 9,45 13,89 14,18 12,97 10,90 9,97 9,06 4,40 5,57 4,32 5,00 6,07 4,86 4,63 3,97 3,67 3,86 4,53 4,08 2,63 3,69 5,69 4,66 4,82 5,44 6,82 9,36   … 2,36 2,68 2,68 3,05 9,68 8,47 8,93 8,67 7,58 9,04 13,26 15,55 15,93 14,57 14,66 13,80 5,50 6,25 4,71 5,74 6,38 5,18 4,83 4,60 4,23 4,27 5,04 4,88 3,20 4,58 7,79 6,58 6,56 6,51 7,58 10,42   …

 

 

За период 1970-2005 гг. номинальные цены мирового рынка, представленные ценой популярных сортов, добываемые странами ОПЕК, выросли в 38 раз. В то же время эти же цены с поправкой на курсовую разницу и инфляцию возросли лишь в 4,9 раза, что лишний раз подтверждает справедливость аргументов стран-производителей нефти, выступающих против обвинения стран-потребителей в их адрес в чрезмерном и преднамеренном повышении цен.

Другой вывод из анализа динамики мировых цен на нефть за последние 35 лет сводится в констатации того факта, что по настоящему «обвальными» снижения цен были лишь три года – 1986, 1988 и 1998. Этот вывод особенно важен как ответ критикам, которые чрезмерно преувеличивают катастрофические последствия падения цен на мировом рынке для нефтеэкспортирующих стран, имеющих достаточные накопления, сделанные за годы повышенной конъюнктуры или, как Россия, располагающие специальным Стабилизационным фондом для таких «обвальных» периодов.

В динамике мировых цен на нефть четко прослеживается несколько периодов, специфика которых заслуживает отдельного анализа. Это резкое повышение цен в начале 70-х годов, когда в результате длительных переговоров с международными нефтяными компаниями в начале 1971г. странам-членам ОПЕК впервые удалось повысить цену легкой аравийской нефти, принятой в то время за эталон, с 1,80 долл. за барр. до 2,18 долл. за барр. и оговорить ставки надбавок за качество нефти в зависимости от ее плотности и премий за близость к рынкам сбыта.

Однако уже в 1973г., когда цены на нефть на свободных рынках резко возросли, справочные цены ОПЕК оказались более низкими, что послужило поводом для ОПЕК поставить вопрос о новом повышении цен. В ответ на последовавший отказ страны-члены ОПЕК в одностороннем порядке в октябре 1973г. установили новую цену в размере 11,65 долл. за барр. Именно цены способствовали разразившейся в это время арабо-израильские военные действия, в ходе которых ОПЕК объявила. Что арабские страны – члены ОПЕК намерены применить в качестве нефтяного оружия последовательное сокращение добычи нефти ежемесячно на 5% до тех пор, пока не будут возвращены территории, оккупированные Израилем в 1967г. 

В ответ на предложение США выделить Израилю военную помощь в размере 2,2 млрд. долл. арабские страны ввели эмбарго на поставки нефти в США, а за тем в Нидерланды, Португалию, ЮАР и Родезию. Этот акт обострил положение на нефтяном рынке и вызвал беспредельный рост мировых цен, что серьезно отразилось на экономическом положении США, Японии и стран Западной Европы. Цены за предвоенный период – период последующий после объявления эмбарго выросли в 3-4 раза, что наглядно иллюстрируется в таблице 9. этот период вошел в историю мирового рынка нефти как первый «нефтяной шок», результатом которого явилась утрата нефтяными монополиями прямого контроля над добычей, торговлей и ценообразованием на рынке нефти. Одновременно была завершена национализация и ликвидирована концессионная система недропользования в странах-членах ОПЕК.

Второй «нефтяной шок» на мировом рынке нефти, вызвавший новый взлет цен, связан с революцией в Иране в 1979г. и приостановкой экспорта нефти из этой страны. Тогда это так же обернулось эмбарго, но уже со стороны США против Ирана, объявленного в ответ на захват заложников в американском посольстве в Тегеране. За событиями в Иране последовала война, разразившаяся между Ираном и Ираком в 1980 г., обернувшаяся угрозой мировому рынку потерять 200 млн.т нефти и взвинтившей цену на нефть до 35,69 долл. за барр. в 1980г. по сравнению с 13,03 долл. за барр. в 1978г.

Конкурентная борьба на рынке нефти в период 1973-1985 гг. привела к тому, что доля ОПЕК на мировом рынке нефти упала с 55% до 30%. Особенно значительно сокращение коснулось Саудовской Аравии, добыча нефти которой снизилась с 500 млн.т в конце 70-х гг. до 175 млн.т в 1985г. В результате в конце 1985г. Саудовская Аравия приняла решение увеличит свою добычу до 225 млн.т с тем, чтобы скомпенсировать потерю экспортных доходов большим объемом добываемой нефти.

Третий «нефтяной шок» поразил мировой рынок нефти в 1990-1991 гг. и был связан с нападением Ирака на Кувейт, вызвавшим резкое сокращение поступления нефти на рынок в связи с катастрофическим падением добычи как в Ираке, так и в Кувейте. Положение спасла Саудовская Аравия, задействовавшая свои резервные мощности для заполнения образовавшегося вакуума на рынке. Операция «Буря в пустыне», окончившаяся выдворением Ирака из Кувейта, стабилизировала положение на мировом рынке нефти.

И, наконец, четвертый «нефтяной шок» вверг рынок в тяжелую депрессию, вызвавшую падение цен на нефть – до 10,36 долл. за барр. в конце 1998г. Этот ценой кризис был вызван неурядицами на фондовом рынке стран Юго-Восточной Азии, что привело к снижению производства в этих странах и, как следствие, к сокращению спроса на нефть. Все это происходило на фоне последствий ошибочных решений стран-членов ОПЕК накануне 1998г. о сокращении добычи нефти. Выйти из ценового кризиса ОПЕК помогли независимые производители – не члены ОПЕК – компании из Норвегии, Мексики и др. стран, сократившие добычу нефти и поставки ее на экспорт, что сказалось на показателях динамики мировых цен в 1986г.

После четвертого «нефтяного шока» начался новый период, который еще не получил никакого названия, но он ознаменовал собой начало нового периода в мировой истории нефтяного рынка как период беспрецедентного неуклонного роста цен на нефть и другие энергоносители, продолжающийся уже шестой год. В результате средняя цена корзины нефтей ОПЕК за 8 месяцев 2006г. составила 63,10 долл. за барр. против 50,64 долл. за барр. в 2005г. и 23,12 долл. в 2001г., когда начался этот небывалый бум.

Как уже отмечалось выше, начиная с 1977г. ОПЕК осуществляет регулирование рынка нефти с помощью проведения специальной ценовой политики, предусматривающей разработку и функционирование специального механизма воздействия и специальных инструментов этой ценовой политики и соответствующего механизма для ее осуществления.

К числу необходимых инструментов, прежде всего, относится установление «корзины нефтей ОПЕК», в которую согласно решению 135-й конференции ОПЕК от 15 июня 2005г входит набор из 11 нефтей, добываемых в странах-членах ОПЕК, по которым Секретариат ОПЕК осуществляет регулярно публикацию.

Важным инструментом регулирования цен ОПЕК является введенный в действие в марте 2000г. механизм «ценового коридора». В случае, если справочная цена на нефть «корзины нефтей ОПЕК» выходила за пределы установленного ценового коридора, на конференции ОПЕК принималось решение по корректировке поставок нефти на рынок в стороне повышения или понижения для удержания цен в рамках установленных значений.

ОПЕК устанавливает квоты для десяти своих членов. Ирак,. В отношении которого до недавнего времени действовали экспортные санкции ООН, до сих пор не имеет квоты в рамках ОПЕК.

Сумма индивидуальных квот составляет общий лимит или ceiling добычи всей организации. По замыслу предполагалось, что страны-члены ОПЕК не будут нарушать установленные квоты, что обеспечит выполнение намеченного общего лимита. Однако реальность оказалась совсем другой. Страны-члены в большинстве случаев не выполняли намеченные квоты, что приводило к невыполнению и общего лимита. Причина несоблюдения общекартельной дисциплины связана с разностью производственных потенциалов у стран-членов ОПЕК и степенью их зависимости от экспортных доходов. При всех вариантах Саудовская Аравия теряла от несоблюдения лимитов ограничения добычи относительно меньше, чем Алжир или Индонезия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: