Последствия кризиса на мировом рынке энергоносителей для России

 

Обвал мирового рынка энергоносителей немедленно отразился и на положении в нефтяной промышленности России, где после длительного спада в 1997 г. наметилась некоторая стабилизация. В I квартале 1998 г. объем нефтедобычи приблизился к уровню соответствующего периода предыдущего года. Однако уже с марта спад добычи нефти возобновился. В целом за 1998 г. с учетом внешнеторговой конъюнктуры объем нефтедобычи составил лишь около 96% от уровня прошлого года. Официальная позиция российского правительства заключается в следующем: последствия кризиса для России оказались столь глубоки, что она не может позволить себе даже кратковременное сокращение экспорта. Однако общее снижение нефтедобычи, которое составило 8-10 млн. т. по сравнению с прошлым годом, только усугубило кризис. В четвертом квартале 1998 года компаниям было разрешено вывести в дальнее зарубежье 26,4 млн. т. нефти. Таким образом, экспорт во втором полугодии составил около 55 млн. т., что на 3 млн. т. меньше, чем в первом. ОПЕКу же Россия обещала снизить экспорт на Запад во втором полугодии по сравнению с первым на 2 млн. т.[14]

До критически низкого уровня сократились объемы геологоразведочных работ. Прирост разведанных запасов нефти лишь наполовину компенсирует ее добычу. Из-за отсутствия средств продолжают снижаться объемы эксплуатационного бурения (в I квартале 1998 г. к соответствующему периоду прошлого года - на 16,5%). Количество простаивающих скважин на 1 апреля 1998 г. составило 27,5% от всего эксплуатационного фонда ввиду тяжелого финансового положения нефтедобывающей отрасли, прежде всего из-за неплатежей потребителей нефти.

Качество вырабатываемых нефтепродуктов в большинстве случаев не соответствует мировым стандартам и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке. Особенно после 1 октября 1996 г., когда вступила в силу директива ЕС о снижении предельно допустимой нормы содержания серы в импортном моторном дизельном топливе с 0,2% до 0,05%.

В случае, если стабилизации цен на сырую нефть не произойдет, последствия для России могут быть довольно серьезными. Российский ТЭК экспортирует треть от общего объема добываемой нефти (в прошлом году было получено 305,6 млн т нефти, на экспорт пошло 108,6 млн т; причем у некоторых компаний это соотношение на порядок выше) и естественно, что снижение цен выводит многие предприятия за рамки рентабельности. 

Еще одна причина, по которой России невыгодно идти на снижении нефти сейчас, состоит в том, что она не сможет компенсировать потери за счет последующего увеличения поставок. Дело в том, что, несмотря на огромные объемы добычи нефти в СССР, на экспорт в советские времена поставлялось столько же нефти, сколько и сейчас – 100-110 млн. тонн в год. Именно на такой объем поставок была рассчитана советская система экспортных трубопроводов и морских портов. В неизменном виде она сохранилась и до наших дней.

Таким образом, если меры ОПЕК и приведут в недалеком будущем к повышению цен, то выиграют от этого прежде всего страны ОПЕК, которые в отличие от Росси, могут легко увеличить объемы поставок на мировой рынок. Наконец. Россия связана обязательствами с МФ/ВФ не принимать на себя никаких добровольных обязательств по сокращению экспорта.

Нельзя исключать и такой вариант, как централизация экспортных поставок в руках государства, позволяющая уменьшить конкуренцию между отечественными нефтяными компаниями на внешних рынках. В большинстве стран-экспортеров нефти экспорт жестко контролируется государством. До недавнего времени в России существовало более 150 экспортеров нефти, сбивавших цену на рынке, при том, что добывающих компаний на порядок меньше. 

 Ответные меры нефтяных компаний могут включать: 

 - увеличение объемов переработки сырья внутри страны и повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке; 

 - резкое усиление конкурентной борьбы, наиболее явным следствием которого стала отчетливая тенденция к созданию межкорпоративных союзов - часто с подключением крупнейших иностранных компаний или российских партнеров из смежных отраслей (ЛУКОЙЛ – ШЕЛЛ);

 - консолидация руководства компаний для давления на правительство. Вряд ли правительство, озабоченное перманентным бюджетным кризисом, пойдет навстречу пожеланиям нефтяных гигантов по поводу снижения акцизов и налогообложения в целом. 

 На фондовом рынке, несмотря на сильную зависимость от общерыночных тенденций, поведение бумаг предприятий нефтяного сектора имело свои специфические особенности. 

 * Бюджет 1998 г. рассчитывался исходя из цены $115 за тонну, а при нынешней ситуации ее падения до $ 102 налоговая нагрузка на нефтяной комплекс уже на 20% превысила средства, остающиеся у предприятий, и дефицит составил 16,8 млрд руб. Годовая же сумма налоговых начислений на предприятия составила 100,5 млрд руб., или 78% от их доходов. При этом бюджетом предусмотрено повышение внутренних цен на нефтепродукты на 10-20%, что уже выше среднего роста цен в промышленности, следовательно, дополнительное удорожание топлива, на которое вынуждены будут пойти компании, даст новый толчок инфляции. 

 Во-первых, прирост их курсовой стоимости был заметно ниже, чем остальных бумаг. Во-вторых, рассматриваемые акции демонстрировали значительные ценовые колебания, что, по мнению экспертов, было вызвано как раз нестабильностью мировой конъюнктуры рынка нефти. Причем последняя причина была во многом определяющей не только для российских бумаг: цены акций зарубежных компаний, таких как, например, Mobil corp, Texaco Inc., также испытывали ощутимые колебания. Резко снизилась эффективность экспорта, наличие которого во многом определяет инвестиционную привлекательность предприятий. Результатом стала убыточность продажи нефти за рубеж для многих компаний отрасли. Однако, несмотря на высокую значимость рассматриваемого фактора в формировании динамики котировок бумаг нефтедобывающих компаний, преувеличивать его влияние все же не следует - доля экспорта в суммарном объеме добычи различных предприятий показана в таблице 4[15].

Политические события вРоссии и ее отношения с другими странами, в том числе ранее входившими в состав Советского Союза, нельзя рассматривать без увязки с проблемами топливно-энергетического комплекса.

Таблица 4

Добыча нефти предприятиями России в январе 1998 года.

Компании Добыча нефти в январе 1998 года, млн. т Темпы роста, 1998 год к 1997 году, % Экспорт нефти в январе, тыс. т Доля экспорта в общем объеме добычи нефти в январе 1998 года в %
КомиТЭК 0.31 108.1 137.0 44
ЛУКОЙЛ 4.62 105.8 424.7 9.1
Роснефть 1.11 105.6 408.6 36.8
Сургутнефтегаз 2.92 103.1 1106.1 37.8
ОНАКО 0.67 103.0 179.3 26.1
ЮКОС 2.99 101.5 923.2 31.6
ВНК 0.93 98.7 244.5 26
СИДАНКО 1.69 98.5 572.3 33.8
Сибнефть 1.48 97.0 528.3 35.7
Славнефть 1.03 97.8 261.2 25.3
Тюменская нефтяная компания 1.67 93.7 727.2 43.5

 

В преддверии отставки кабинета в России должна была произойти крупнейшая сделка, связанная с нефтью, к которой шла подготовка уже в течение длительного времени. Речь идет о продаже "Роснефти" - ведущей нефтяной государственной компании, на покупку которой претендовали крупнейшие финансово-промышленные группировки России. Отставка правительства, как выясняется, определенным образом была связана и с продажей "Роснефти", что разделило историю приватизации этой компании на этапы - до отставки правительства и после нее. Как известно, после отставки правительства был отменен намеченный на эти же дни аукцион, на котором должна была продаваться "Роснефть". Уменьшение цен на нефть может значительно сократить стартовую цену за эту компанию, чего и добивались потенциальные покупатели.[16]

Сегодня Россия осознает, что мировой нефтяной кризис, снижение мировых цен на нефть касается ее самым непосредственным образом, чем в основном и объясняются происходящие в настоящее время политические игры, включая и правительственный кризис.

 

 

3. Основные направления развития экспорта нефти из России

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: