Эволюционное изменение стратегии менеджмента как научной дисциплины

В истории развития стратегического менеджмента выделяют четыре периода:

1. Промышленной революции 1820-1900 гг. появление коммерческих фирм. При, которых характерно предпринимательское поведение, которое нацелено на использование прибыли.

2. Период производственной ориентации и массового производства. Начало XX века – 1930-е годы. Этот период обуславливает объединением производственных структур, созданных в процессе промышленной революции. Здесь основное внимание уделяется конкурентному поведению, которое направлено на получение прибыли.

3. 1930 – 1950гг. В данный период времени происходит перенасыщение рынка стандартными потребительскими товарами.

Разработка альтернативных вариантов стратегии:

Оценка каждого из этих вариантов по определённым критериям. Целью 2-ого этапа правильного выбора наиболее оптимальной стратегии, которые будут обеспечены в соответствии с внутренними возможностями организации и внешней ситуацией на рынке.

Третий этап. Реализация стратегии.

1. Разработка способов ресурсами – обеспечения организации, а также способов проведения культуры и структуры организации в соответствии с выбранной стратегией.

Понятие стратегии.

Существует несколько стратегий понятия стратегии по определению немецкого учёного Чанглера.

Понятие стратегии включает в себя три составляющие

1. Определение долгосрочных целей и задач организации

2. Понятие курса действий

3. Размещение ресурсов необходимых для реализации стратегии.

По определению Минцберга понятие стратегии включает в себя пять составляющих:

1. План

2. Поведенческая модель

3. Позиция организации относительно внешних сред

4. Приём или тактический ход.

Основными характеристиками стратегии являются:

1. Координация деятельности организации

2. Характеристика организации является непосредственным содержанием миссии организации, объединённым связями между собой.

3. Организация и внешняя среда. В связи с этим – руководство переносится с производственной среды на рыночную.

4. С середины 1950 – х годов начинается пост производственный период. Основной задачей предпринимательства считается получение прибыли и усиление позиций на рынке.

5. С 1960 –х годов стратегический менеджмент получил статус самостоятельной науки.

Виды стратегий.

1. Стратегии функционирования

 Полностью связаны с поведением организации на рынке. По мнению американского исследователя Портера можно выделить три основных их варианта: лидерства в низких издержках, дифференциации, и фокусирования.

2. Стратегия лидерства в низких издержках

Стратегия лидерства в низких издержках встречается чаще всего. Она ориентирует организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах, образующейся в результате максимизации объемов продаж, отказа от дорогостоящих программ и проектов и завоевания на основе снижения цен новых рынков.

Такая стратегия эффективна, если ценовая конкуренция является главной, выпускаемый продукт стандартен или однороден, используется всеми одинаковым способом; мало возможностей диверсификации; покупатели в основном крупные и им сложно переключаться с одного продавца на другого.

Реализация этой стратегии на практике осложняется инфляцией, обесценивающей получаемую прибыль; отсутствием в современных условиях однозначной связи между ростом масштабов деятельности и снижением затрат; сложностью быстрой переориентации массового производства вследствие его инерционности; привлекательностью стратегии для конкурентов.

3. Стратегия дифференциации.

состоит в концентрации организацией усилий в нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими за счет уникальности в том или ином аспекте. Вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество. Дифференциация специфична для каждой отрасли и может касаться разнообразия продукции, ее качества, дополнительных услуг, условий производства. Она обычно связана со значительными затратами, и будет успешной только в том случае, если прибыль их покроет, поэтому предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

Она уместна если может осуществляться многими способами, вкусы и потребности покупателей существенно различаются и не могут быть удовлетворены стандартной продукцией, а сами потребители привязаны к фирме и хорошо воспринимают различия, а продукт может быть использован по-разному. Это позволяет популяризовать торговую марку и установить высокую цену. Но дифференциация все же не безгранична: покупатель может не оценить должным образом предлагаемое новшество, уникальность последнего окажется мнимой, что позволит конкурентам пойти этим же путем.

4. Стратегия фокусирования.

основывается на выборе какого-то из сегментов отраслевого рынка и достижении на нем безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одним из двух описанных выше способов. Однако эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной дифференциации деятельности или продукта, а также проникновения в этот сегмент конкурентов.

Помимо перечисленных, М. Портер выделяет:

5.  Портфельную стратегию.

 предполагающую ориентацию на производство и реализацию широкого ассортимента товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла для обеспечения стабильных доходов в любой момент. Она основывается на приобретении в новых отраслях объектов для инвестирования свободных средств, заполнения пробелов в производственной цепочке и укрепления существующих позиций; выходе из неперспективных отраслей; продаже неиспользуемого имущества и пр.

По мнению М. Портера, организация, не сумевшая направить свою стратегию по одному из перечисленных направлений или «застрявшая на полдороги», оказывается чрезвычайно уязвимой в стратегическом отношении. Обычно она испытывает острую нехватку инвестиций и вынуждена сокращать масштабы деятельности, что ведет к потере клиентуры, снижению прибыльности работы ил и к тому и другому одновременно.

6. Стратегия функционирования

  в первую очередь связана с деятельностью организации на рынке.

7. Стратегия развития

в качестве объекта имеет ее потенциал и конкурентные преимущества. В настоящее время принято говорить о четырех видах этой стратегии: роста, умеренного роста, сокращения и комбинированной

8.  Стратегия роста

Присуща прежде всего молодым организациям независимо от сферы деятельности, стремящимся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции, либо тем, кто находится на «острие» научно-технического прогресса. Им свойственны постоянные и высокие темпы увеличения масштабов деятельности, измеряемые десятками процентов в год. Эта стратегия обеспечивает наращивание конкурентных преимуществ фирмы и ее подразделений за счет активного внедрения на нише рынки, диверсификации производственной деятельности, осуществления постоянных нововведений. В качестве примера здесь можно привести фирму Microsoft, занимающуюся разработкой и производством компьютерных программ.

9. Стратегия умеренного роста (внутреннего и внешнего).

присуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных сферах, например в автомобилестроении. Здесь имеет место продвижение вперед по большинству направлений, но замедленными темпами — в несколько процентов в год. Быстрый рост в данном случае уже не нужен, и даже опасен, поскольку в случае наступления неожиданных сложных ситуаций значительная инерционность может затруднить своевременную переориентацию, а следовательно, осложнить преодоление кризиса.

10.   Стратегия сокращения масштабов деятельности или дезинвестирования.

возникает в периоды перестройки организации, когда нужно произвести ее «санацию», избавиться от всего устаревшего. Она имеет цель обеспечить конкурентные преимущества на стагнирующих рынках для фирм и их подразделений, продукция которых обладает невысокой конкурентоспособностью. В рамках стратегии сокращения происходит ликвидация части организации или отсечение лишних подразделений и уход из неперспективных рыночных сегментов.

 

11. Комбинированная или селективная стратегия

Включающая в себя в том или ином соотношении элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения или рыночные сегменты организации развиваются быстро; другие — умеренно; третьи — стабилизируются; четвертые — сокращают масштабы своей деятельности. В итоге, в зависимости от конкретного сочетания данных подходов, будет иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение потенциала и масштабов деятельности. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальному многообразию жизнедеятельности организаций. Стратегии могут различаться также по своему характеру. В этом отношении можно выделить три вида стратегий: наступательную, наступательно-оборонительную (стратегию стабилизации) и оборонительную (стратегию выживания).

12. Наступательная стратегия

чаще всего реализуется через процессы диверсификации производства, его кооперации или интенсификации рынка. Диверсификация производства может быть вертикальной, предполагающей внедрение в сферу деятельности поставщиков или потребителей. То есть, в предыдущее и последующее звенья большой технологической цепи, и горизонтальной, связанной с проникновением в смежные отрасли с целью усиления экономической устойчивости организации.

Диверсификация осуществляется в форме прямого или портфельного инвестирования, а также кооперации. Прямое инвестирование состоит в строительстве или реконструкции реальных производственных объектов; портфельное - в приобретении пакетов акций соответствующих фирм с целью дополнения существующего производственного потенциала; вхождения в новую отрасль, общего увеличения активов.

Кооперация сегодня чаще всего происходит в форме соглашений о техническом обучении и помощи в освоении производства; совместных исследованиях, разработках, производстве или сборке; о лицензировании и «ноу-хау»; об организации совместных предприятий. Интенсификация рынка может заключаться в его развитии, географической и иной экспансии.

Наступательная стратегия сложна в реализации, связана с риском и оправдана лишь при точном выборе ниши, что позволяет совершить прорыв в узкой сфере, преодолев барьер высоких расходов и в течение 2-3 лет удерживать лидирующие позиции.

13. Наступательно-оборонительная стратегия

реализуется в условиях перестройки деятельности организации, когда необходимо исправлять ее пошатнувшееся положение. Здесь осуществляется маневр ресурсами путем ухода из неперспективных, неприбыльных сфер, продажи непрофильных предприятий и одновременно модернизации и расширения существующего производства, совершенствования выпускаемой продукции и услуг. В основном она финансируются за счет средств, полученных от экономии, рационализации и т.п.

14.  Оборонительная стратегия

имеет место перестройка всех сфер деятельности организации на основе жесткой централизации управления ею. Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста; наступательно-оборонительный — комбинированная стратегия; чисто оборонительный — стратегия сокращения деятельности.

                        

15.   Корпоративная стратегия

1.Это общий план управления компанией, описывающий действие по достижению определённых позиций в отрасли, а также к управлению отдельными видами деятельности.

2.Улучшение общих показателей деятельности организации в тех отраслях, в которых фирма уже действует

3.Достижение синергизма среди родственных структурных единиц с целью создания конкурентного преимущества. Синергизм это – конкурентное преимущества, полученные в результате слияния двух или большего числа структурных единиц в одних руках (стратегическое соответствие – корпоративное, рыночное, производственное).

4.Выбор приоритетных путей, размещение инвестиций.

                                  

 

16. Бизнес или деловая стратегия:

Это комплекс подходов, направленный на достижение наилучших показателей работы в одной конкретной сфере деятельности с целью создания конкурентного преимущества.

Типы:

1.Стратегия взрыва (после конкурентоспособности.)

2.Стратегия расширения (рост конкурентоспособности)

3.Расти и строить (сохранение конкуренции)

4.Стратегическое скольжение (нулевой рост на растущем рынке)

5.Стратегия укрепления (на устойчивом рынке или рынке спада – продажа продукции или инвентаря)

6.Стратегия сокращения (закрытие деятельности)

17. Функциональная стратегия

Это план деятельности по сбыту, пр-ву, маркетингу, по кадр и т.д.

18. Оперативная стратегия

Определяет принципы управления звеньями организации структуры (заводы, цеха), решение важных задач (реклама).

19. Стратегия лидерства по издержкам.

Задачами этой стратегии является минимизировать переменные и постоянные издержки и пройти опасные участки рынка с меньшими убытками.

20. Экстенсивная стратегия

постепенное расширение границ рынка, старый товар на старом рынке)

21. Интенсивная стратегия

  новый товар на старом рынке

22.  Рисковая стратегия

новый товар на новом рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: