Вступительные разделы

Экотуризм

 

 

И

 

Казахстан

 

 

Упрощенное пособие

 

Третье издание

 

 

 

 

www. eco tourism.kz

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ                             3

 

1.1      ВВЕДЕНИЕ                                                                                      3

1.2      ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ                                                       4

           1.2.1 От роскоши к необходимости – Рост туризма                  4

           1.2.2 Лучший вид туризма?                                                           5

           1.2.3 Сложности и препятствия развития туризма                    5

1.3      ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ                                                     7

1.4 КТО ТАКИЕ ЭКОТУРИСТЫ?                                                            11

1.4.1 Экотуристический рынок                                                    11

1.4.2 Разные виды туристов                                                                         12

1.4.3 Международный, внутренний, самостоятельный,

организованный                                                                            13

1.5      ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОТУРИЗМА     15

           1.5.1 Потенциальные плюсы экотуризма                                    15

           1.5.2 Потенциальные проблемы экотуризма                             16

 

РАЗВИТИЕ ЭКОТУРИЗМА                               21       

2.1 ПРИНЦИПЫ ЭКОТУРИЗМА                                                             21

2.2 КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЯТЕЛИ И ИХ РОЛЬ                                                 24

2.2.1 Местное население                                                              24

2.2.2 Туристическая индустрия                                                    29

2.2.3 Вовлечение туриста                                                             33

 

РАЗВИТИЕ ЭКОТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ         37

 

3.1 ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ                 37

3.2 ЧТО может ПРЕДЛОЖИТЬ КАЗАХСТАН?                                    38

3.3 использование экотуристического продукта казахстана           

на современном этапе                                                           41

3.4 ключевые компоненты развития экотуризма

в казахстане                                                                               43

3.4.1 Государственная стратегия                                                43

3.4.2 Национальные инициативы по экотуризму                      44

3.4.3 Исследование по экотуризму                                             45

3.4.4 Практический кодекс по экотуризму                                49

 

4.    Заключение –

Видение экотуризма в Казахстане           50

 

 



ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ

 

1.1 ВВЕДЕНИЕ

Данный буклет об экотуризме и туризме, основанном на сообществах, направлен на то, чтобы упростить концепции и осветить потенциальные выгоды, которые туризм приносит местному населению и окружающей среде. Данный буклет разработан для Казахстана, однако концепции и возможные выгоды носят универсальный характер.

 

Ввиду популярности второго издания руководства, оно было переиздано с целью ответа на растущий интерес к экотуризму со стороны сообществ, НПО и других заинтересованных лиц. Данное третье издание включает дополнительную информацию, отражающую развитие экотуризма и туризма, основанного на сообществах в Казахстане за последнее время. 

 

В 2003 года была проведена презентация крупномасштабная национальная инициатива по экотуризму, имеющая целью обеспечение защиты окружающей среды, экологического образования и новых источников дохода в отдаленных сельских сообществах. Эта программа, поддерживаемая Фондом Евразия, VSO Казахстан, ОБСЕ, Shell Kazakhstan и Фондом Фридриха Эберта, предоставляет практическая примеры потенциала и проблем при развитии экотуризма, основанного на сообществах. В рамках инициативы было проведено комплексное маркетинговое исследование и разработаны экспериментальные проекты по экотуризму, подкрепленные тренингами и конференциями для заинтересованных лиц.

 

Подробная информация об этом проекте и недавних глобальных туристических тенденций для Казахстана также включены в последнее издание буклета.

 

Одно значительное изменение, имеющееся в данном издании по сравнению с предыдущими - это большие использование терминов «туризм, основанный на сообществах» и «экотуризм основанный на сообществах». В то время как большая часть содержания буклета все еще актуальна для всех секторов туризма, VSO уделяет большее значение использованию экотуризма как инструмента, с помощью которого можно решить экономические и экологические проблемы в сельской местности вместе с сообществом как центральным звеном данного процесса. Это более явно отражено в этом издании буклета.

 

Каждый, кто использует данный буклет как учебное пособие, свободно может делать ксерокопии любой части буклета, т.к. основная задача - сделать информацию доступной для как можно большего числа людей. Именно по этой причине в разное время издание было переведено на казахский, английский и русский языки.

 

Я хотел бы поблагодарить VSO Казахстан за финансирование публикации первого издания и HSBC за финансирование публикации второго и последнего издания буклета. Также выражаю свою благодарность Агентству по туризму и спорту и ISAR - Центральная Азия за их поддержку.

 

Я также хотел бы поблагодарить Шуршенову Динару и Бучинскую Ирину за перевод.


1.2 ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ

 «Туризм как огонь. С ним вы можете приготовить свой ужин, но с другой стороны он способен дотла сжечь ваш дом». Автор не известен. Азия

1.2.1 От роскоши к необходимости – Рост туризма

Международный туризм может быть определен как «путешествие резидента одной страны в другую для развлечения и отдыха, бизнеса и других целей». Однако установлено, что международный туризм – это самая быстро развивающаяся индустрия. В последние 10 лет, доходы от туризма увеличились почти в три раза. Как в индустриальных, так и развивающихся странах, на туризм приходится более одной трети общего экспорта коммерческих услуг.

 

Туризм вскоре будет самой крупной индустрией в мире. Уже подсчитано, что туризм предоставляет одно из десяти рабочих мест на планете. Туризм – это большой бизнес, особенно привлекательный для стран с ограниченными возможностями заработка, более нуждающихся в иностранной валюте. Туризм - отличный пример того, когда бизнес важен более, чем помощь. В 1998 году сумма средств, потраченных британскими туристами в развивающихся странах, составила 2 миллиарда английских фунтов стерлингов – сумма, равная практически целому бюджету средств помощи Объединенного Королевства развивающимся странам и приблизительно половине суммы, которую общественность выделяет на благотворительность. 

 

Однако для западного туриста, путешествующего в другую страну на время отпуска, большая часть расходов уходит на плату за перелет и отели, и, скорее всего, что эти компании принадлежат, работают и управляются западными транснациональными корпорациями. В результате, развивающиеся страны зачастую получают меньше, чем одну треть от средств, которые туристы тратят на свои поездки.

 

Всемирная Туристическая Организация (ВТО) предупреждает: численность международных туристов увеличится до 1.6 миллиардов к 2002 году – трехкратное увеличение с 1996 года, – и четверть всех этих отпусков туристы проведут в развивающихся странах.  

 

Индустрия туризма высоко конкурентная и обычно работает на очень небольших прибылях между ценой и затратами (около 2%). Это ставит компании под давление и заставляет отыскивать новый неиспользованный опыт и места назначения для продолжения своей деятельности. Неважно, чья это вина - индустрии или потребителя - так как они сильно взаимосвязаны. Факт тот, что с 1950-х гг. увеличивающийся чистый доход и право уехать на платные каникулы привело к тому, что отпуск за рубежом уже рассматривается не как привилегия богатых, а как ожидание каждого. Недавний доклад Фонда Джозефа Роунтри показал, что 55 % опрошенных считают отпуск вне дома элементарной необходимостью. Виды мест отдыха также становятся более экзотичными. 1 из 10 отпусков британских туристов в 2001 году был проведен в развивающихся странах.


1.2.2 Лучший вид туризма?

 

Увеличение численности туристов, однако, стало причиной ряда проблем. В течение последних 15 лет стало очевидным, что туристическая индустрия ухудшалась с обеих (экологической и культурной) точек зрения. Широкое негативное влияние туризма было раскрыто, когда нетронутые природные зоны превратились в закадычные места отдыха, моря и реки были загрязнены, местные жители покинули те области, где жили раньше или видели, что их культура искажена для того, чтобы удовлетворять вкусы туристов. «Еще не потерянный рай исчезает», - писала Эллен Скотт.

 

За тот же период появилась другая форма туризма, представляющая более безвредную с экологической точки зрения альтернативу. Экотуризм удовлетворил потребительский спрос на нечто новое и необычное, основываясь на природном мире как на нечто таком, что привлекает туристов. Теоретически это обеспечило альтернативу курортно-пляжному отдыху и вниманию посетителей массового туризма, а приставка «эко-» означала, что это одна из форм туризма, которая, как минимум, наносит меньший ущерб окружающей среде.

 

На практике же развитие экотуризма имело смешанные результаты. Всемирная Туристская Организация утверждает, что экотуризм – это наиболее быстро растущий сектор туристической индустрии. Однако его популярность в некоторых местах отдыха была контрпродуктивна, опровергая первоначальную привлекательность. Экотуризм на самом деле часто выступает в роли первого шага, который нужно сделать на пути к массовому туризму. Тур операторы на всех уровнях индустрии, были рады использовать «эко» марку, для привлечения посетителей, при этом сами были не подготовлены к ответственности проявлять заботу о местах пребывания туристов. Это привело к тому, что некоторые предположили, что экотуризм – это наименее разрушающий с экологической точки зрения вид туризма, по сравнению с массовым. 

 

В признание роста экотуризма – а также положительных и отрицательных результатов его развития – ВТО при поддержке Программы ООН по окружающей среде (UNЕP) объявила 2002 год Международным Годом экотуризма. Страны-участники ВТО были призваны развивать мероприятия по экотуризму, был проведен ряд региональных конференций, предшествующих глобальному Саммиту, проходившему в Квебеке, по итогам которого была составлена Квебекская декларация по экотуризму, о которой повествуется в Приложении 1. 

 

1.2.3 Сложности и препятствия развития туризма

 

Несмотря на рост туризма во второй половине 20-го века, в начале нового тысячелетия произошел ряд кризисов, которые потрясли индустрию. Сразу после эпидемии ящура на британских фермах и туристических индустриях, произошли террористические акты 11 сентября 2001 г. и последующие в течение двух лет за ними акты в Кении, Бали и Морокко. В то время как террористические атаки разрушили туризм в некоторых странах (например, продолжающаяся кампания ETA в Испании), теракт 11 сентября, в особенности, имел беспрецедентный результат за всю индустрию туризма в целом.

 


Крупные авиа и туристические компании вышли из бизнеса или сделали значительное сокращение рабочих мест для того, чтобы выжить, в то время как объем перевозок резко снизился. В противоположность, низко стоимостные авиалинии, не пострадавшие от спада трансатлантических перевозок, оживились и это – вместе со спадом в пакетных компаниях, предлагающих целый пакет туруслуг – способствовало тому, что любители быстрых решений и экономии начинали составлять пакет туруслуг через интернет. Одно исключение в этой тенденции - поездки в более экзотичные места или поездки по специальному интересу, для организации которых туристы по-прежнему нуждались в услугах туроператоров.

 

Влияние средств информации на объем посещения мест туристического отдыха было продемонстрировано снова во время недавнего взрыва атипичной пневмонии. Как и новости, выдаваемые в средствах информации после терактов в Америке, информация – большинство сомнительной достоверности – вызвала панику среди туристов: объем туристов резко пошел на убыль, в независимости от того, был ли риск или нет. На западе ограничения на совершение поездок только усилили эффект.

 

Несмотря на такое развитие событий, стало ясно, что туристы не собираются останавливаться путешествовать. Однако, бесчисленный выбор мест отдыха сделал их более непостоянными и переменчивыми в своем выборе, более уверенными в самостоятельной организации поездок и более упорными в подборе наиболее выгодных для себя условий.

 


1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ

Так что же на самом деле есть экотуризм, и чем он отличается от других форм туризма?

 

Международное общество по экотуризму определяет экотуризм как:

 

«ответственные поездки на природу, которые помогают сохранить окружающую среду и улучшить благосостояние местного населения».

 

 Это определение состоит из трех ключевых компонентов.

 

1. Это такая форма туризма, в основе которой лежит признание ценности природы, («ответственные поездки на природные территории»), и это отличает ее от других форм туризма.

2. Осознание своей обязанности заботиться об окружающей среде, дарами которой мы наслаждаемся («которые помогают сохранить окружающую среду»)

3. Осознание того, что место отдыха – это также и дом для людей, которые живут здесь, и что туризм должен приносить пользу, а не обременять их («улучшить благосостояние местного населения»)

Важно различать сходные, но все же отличные формы и концепции туризма.

Туризм, основанный на сообществах (иногда используется аббревиатура ТОС или выражение «общественный туризм») подразумевает форму туризма, при которой происходит вовлечение представителей местного сообщества и получение ими выгоды от их деятельности. Общественный туризм не всегда обязательно должен быть связан с природой. Сообщества могут предлагать для туристов культурные туры и прогулки или просто содержать домики для гостей. В целом, туризм, основанный на сообществах, придает большое значение вовлечению местного населения, в т.ч и сотрудничество с местными жителями; было также доказано, что их знание местной окружающей среды делает их участие столь же важным в достижении целей по ее сохранению, сколь и социальных целей. 

 

Экотуризм, основанный на сообществах просто объединяет две выше описанные концепции. Теоретически экотуризм должен уделять большее значение сообществам, но из-за того, что этого не происходит на практике, привело к появлению данного термина для описания формы экотуризма, которая непосредственно сосредоточена на сообществе.  

 

Природный туризм, также как и экотуризм, определяет центральное место миру природы, но в данном случае причина совершения поездки - это изучение и наблюдение за ней, нежели просто наслаждение. Обычно имеет малые масштабы, но иногда может перерасти в массовый туризм, как это произошло в большинстве Национальных парков США, например, в Йосемити. 

 

Приключенческий туризм -это такой вид туризма, который предполагает преодоление физических препятствий или возбуждающую активность. Данный вид туризма имеет место в большинстве случаев на природных территориях, так как требует определенных природных условий (таких как, например, вертикальные скалы для скалолазания или спуска на канате, реки с быстрым течением для рафтинга), но в отличие от экотуризма, природа – это больше обстановка и окружение для какой-либо деятельности, нежели главная цель.

Приключенческий туризм может быть для отдельных людей (например, одиночный альпинизм) или же быть коммерчески организованным в больших масштабах (рафтинг по белой, бурлящей воде, плавание с маской и балоном под водой, прыжки с моста или вертолета со специальным эластичным канатом).

 

Устойчивый туризм – это та цель, к которой должны стремиться при любом виде туризма, несмотря на то, она редко бывает достигнутой. Устойчивый туризм не относится к конкретному месту и не предполагает определенный набор мероприятий. Это больше подход, который преследует цель заявить о себе во всех секторах туризма. Это естественное продолжение концепции устойчивого развития – «развитие, которое отвечает на нужды настоящего времени, не нарушая возможности будущих поколений удовлетворить их собственные нужды». (Доклад Брутланда, Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, 1987).   

Нравственный туризм – это вид туризма, схожий с устойчивым туризмом в том, что он должен соблюдаться везде (не только в природных зонах) и при всех формах туризма. Он схож с экологическим туризмом в том плане, что связан с результатами туристической деятельности – в том, что они не только должны приносить пользу потребителю и поставщику, но также окружающей среде и тому сообществу, которое принимает туристов. Термин «нравственный» более ясен, чем приставка «эко» или «устойчивый» туризм в обеспечении экологической и социальной ответственности. Термин также связывает туризм с другими существующими нравственными проблемами (например, обезлесение, права человека) и растущим интересом среди западных туристов покупать «нравственно и честно продаваемые» продукты, например, кофе.  

 

При таком большом количестве терминов, концепций и определений, часто взаимосвязанных друг с другом, неудивительно, что существуют различия в том, как они используются и понимаются. Экотуризм по-разному понимается разными людьми, а недобросовестные туроператоры, которые просто ставят приставку «эко» перед названиями своих поездок в надежде на то, что туристы поверят, что поездка безвредна с экологической стороны, только способствуют данной тенденции. 

 

По этой причине ВТО избегает строго определенной формулировки понятия экотуризма; вместо этого концентрируется на принципах, которых нужно придерживаться для того, чтобы поездка или мероприятие были действительно «экотуром». ВТО использует определение, практически идентичное определению Международного Экотуристического Общества:

 

1. Экотуризм должен помогать в защите и сохранении природы.

2. Экотуризм должен способствовать созданию рабочих мест, и таким способом, дополнительному доходу для местных сообществ.

3. Экотуризм должен содействовать увеличению знаний и повешению уровня осведомленности о местной культуре.

4. Целью экотуризма должно быть обучение туриста.

 

Тогда как в прошлом существовали четкие различия между разными видами туризма, речь о которых шла выше, сейчас границы становятся чрезвычайно размытыми.

 

Обычные туристы все больше организовывают поездки самостоятельно, а не прибегают к услугам туроператоров. Некоторые мультинациональные сети отелей разрабатывают более комплексные принципы сохранения окружающей среды, чем местные операторы. Под массовым туризмом иногда понимается день отдыха, который больше похож на альтернативный туризм. (Это явление больше известно под таким названием, как «мягкое приключение», и недавно стало одной из ключевых развивающихся областей туризма - опытные туристы стараются добавить больше приключенческих элементов в свой отдых, одновременно удерживая тот уровень комфорта и удобств, к которым они привыкли.)

 

Появились мифы, связанные с экотуризмом, которые нужно знать и избегать:

 

Миф №1: Экотуризм лучше, чем другие виды туризма для окружающей среды

Использование приставки «эко-» сразу же не означает, что он более щадящий по отношению к окружающей среде, чем любая другая форма туризма. Экотуризм в основном имеет место в экологически уязвимых природных зонах и таким образом есть больший потенциал причинить вред и нарушить покой окружающей среды, если этот вид туризма плохо развивать и управляют им. Туристы в застроенных местах отдыха могут останавливаться в комплексах, которые из-за малых размеров, имеют меньший уровень потребления энергии и воды на человека и располагаются в местах, где подобные ресурсы более доступны. Туристы на этих курортах также более склонны оставаться на территории этих небольших курортных областей, тем самым уменьшается объем загрязнения от транспорта.

 

Миф №2: Экотуризм подразумевает простое жилье и удобства

Зачастую невозможно, чтобы в местах проведения экотуризма был такой же уровень удобств как и на курортах, так как для таких услуг могут потребоваться ресурсы (вода и энергия), количество которых недостаточно в данной местности, или могут создать трудно удаляющиеся отходы.

 

Однако, технологический прогресс сделал возможным выработку возобновляющейся энергии в туристических местах, делая их самодостаточными и независимыми, а приборы для рационализации потребления электроэнергии и воды могут сделать возможным установку приборов класса «люкс».

 

Тем не менее, содержание скромных удобств в чистоте и хорошем состоянии и предоставление отличного сервиса стоит сравнительно недорого, а для современных туристов это является минимальным требованием к отдыху. И на самом деле, для современных экотуристов простота удобств и хороший сервис будут действительно важнее, чем роскошь, так как многие (хотя и не все) считают, что простота условий проживания и удобств – это часть отдыха на природе.

 

  Миф №3: Экотуризм интересен только небольшой группе энтузиастов

В то время как экотуризм остается нишей рынка в основном для туристов, для которых это единственная цель отдыха, все больше туристов включают в свой отдых элементы экотуризма. Уровень основных знаний, интересов и ожиданий таких туристов может сильно отличаться от знаний, интересов и ожиданий «истинного» экотуриста, и это нужно знать. (Более подробно этот вопрос описан в главе «Кто такие экотуристы?»)

Миф №4: Экотуризм подходит для местных сообществ

Может быть, если проведение экотуризма начиналось по инициативе сообщества или если сообщество, по крайней мере, активно участвует в решение вопросов по развитию экотуризма. Если в этом случае развитие экотуризма обеспечивает новые, устойчивые источники дохода и занятость, и это не становится причиной разделения внутри сообщества, а в идеале приносит пользу общему развитию сообщества, тогда экотуризм может быть необходимым условием для развития местной экономики.  

 

Однако, если развитием экотуризма занимается туристическая организация со стороны без привлечения представителей местного сообщества или если развитие экотуризма становится практически единственным условием экономического процветания, тогда экотуристическая деятельность может или приносить совсем незначительную пользу или, что еще хуже, создать больше проблем, чем до ее проведения.

 

Миф №5: Масштабы экотуризма должны быть небольшими

 

Экотуризм можно развивать и в средних, и в крупных масштабах и в то же время держать его в гармонии с окружающей средой. Действительно, экотуризм может использоваться в качестве инструмента управления с целью ограничения доступа туристов только в одной более устойчивой природной зоне, которой легче управлять, вместо того, чтобы развивать экотуризм в малых масштабах в нескольких местах на обширной территории. Для этого, однако, требуется высокий уровень менеджмента, инвестиций и контроля, и легче, если вся территория принадлежит и контролируется одной организацией.

 

В целом, способность природных зон принимать туристов без нанесения при этом ущерба или нарушения покоя, как иногда случается, означает возможность проведения деятельности только в малых масштабах. Однако, нужно также признать и тот факт, что в некоторых природных зонах уже действуют крупные проекты, которые невозможно просто закрыть: вместо этого нужно помочь им снизить степень их влияния на окружающую среду до минимального уровня.


1.4 КТО ТАКИЕ ЭКОТУРИСТЫ?

 

Нет такого понятия как типичный экотурист. Экотуристы могут быть всех возрастов и происхождения. Часто единственное, что объединяет этих людей, это любовь и уважение к природе. Однако, можно выделить и сгруппировать несколько основных характеристик с той целью, чтобы помочь понять разные ожидания туристов, отдыхающих на природе. Понимание этих ожиданий и характеристик обязательно для любого сообщества, желающего или планирующего предоставление экотуристических услуг.

1.4.1 Экотуристический рынок

 

Перед тем как рассмотреть специфические характеристики разных видов экотуристов, нужно рассмотреть весь рынок. Единственная трудность, которая тотчас встает перед нами, это то, что разные понимания и определения экотуризма обусловливают использование разных критериев для разбивки экотуристов на категории.  

 

В преддверии Международного Году Экотуризма (МГЭ) британская организация «Tourism Concern» (Туристическая забота) в своем отчете процитировала Всемирную Туристскую Организацию (ВТО): на экотуризм приходится около 2-4% всех средств, потраченных на путешествия в мире (тот же объем, что и организация и проведение встреч, инициатив, конгрессов и выставок). Международное Экотуристическое Общество (МЭО) ссылается на ряд статистических данных, в основном связанных с более широким рынком природного туризма (который включает туристов, посещающих места отдыха для того, чтобы отдохнуть и насладиться природой). Институт Мировых Ресурсов ссылается на МЭО, отмечая, что рост поездок на природу составляет в настоящее время 10-30% по сравнению с 4%, приходящихся на туризма в целом. Эти и другие статистические данные говорят о небольшом, но растущем экотуристическом рынке.

 

При подготовке к МГЭ, ВТО отметило, что нужно проверить предположение, что общий рост туризма будет эквивалентен росту экотуристического сегмента. Было проведено маркетинговое исследование в семи странах, из которых приезжает наибольшее число экотуристов. Общими выводами для всех семи государств стали следующие:

 

1. До сих пор термин «экотуризм» относительно редко употребляется в рекламных материалах.

2. Сектор, который наиболее близок к концепции экотуризма, занимает относительно небольшую долю всего туристического рынка.

3. Туроператоры этого сектора считают, что экотуризм будет расти еще быстрее, чем туризм в целом. Ни один регион мира не стал единственным местом отдыха экотуристов, несмотря на то, что в каждом регионе есть несколько хорошо известных и развитых мест экотуристического отдыха.

4. В основном, помимо изучения и наслаждения природой экотуристы хотят пообщаться с местным населением и изучить их культуру.

5. Туроператоры считают, что те, кто покупает экотуристические услуги, по тенденции, люди из высших, более образованных социальных групп, старше 35 лет, причем женщины своей численностью слегка превышают мужчин.

6. Уровень осведомленности общественности об экологической ситуации растет, но все еще находится на начальной ступени.

 

1.4.2 Разные виды туристов

Понимание мотивации, ожиданий и ценностей экотуристов необходимо для развития, маркетинга, планирования и управления экотуризмом в зонах отдыха экотуристов. В нижеприведенной таблице туристы, выезжающие в природные зоны, поделены на 5 групп (в данном случае автор называет их «природные туристы», нежели просто экотуристы). Для того, чтобы предложить туристу какой-либо туристический продукт, нужно знать уровень его притязаний. Например, по прогнозам «классический» экотурист с особым интересом к природе, с низким уровнем притязаний в плане комфорта и высоким уровнем осведомленности об окружающей среде будет в будущем составлять меньшую часть глобального туристического рынка.

 

Число «случайных» экотуристов (т.е. тех, которые включают выезд на природу как один из элементов отдыха и обычно не имеют больший ожиданий, когда дело доходит до того, чтобы быть на природе с другими туристами), наоборот, увеличится. К этой категории относятся, в основном, внутренние туристы (туристы, являющиеся жителями страны, по которой они путешествуют). Подобные смены в уровне притязаний не должны рассматриваться как негативные, хотя потребности отдельных групп должны учитываться при планировании экотуристической деятельности. Действительно, при хорошем управлении эта категория туристов (случайные экотуристы) может стать источником существенного дохода для природных территорий.

Следующая таблица, разработанная Аготом и Штрасдасом в 1997 году, представляет краткий обзор классификационных характеристик и ожиданий разных туристов, выезжающих на природу.

 

 

Вид Основной интерес Нетронутость природы Требования к гидам Уровень комфорта Потенциальные притязания
«Преданный природе турист» Отдых на природе, специальный интерес Очень важна Специальное знание экологии Низкий Низкий
«Интересующийся природой турист» Отдых на природе, экологические партнерства Важна Хорошее знание экологии От низкого к высокому Средний
«Случайный экотурист» Легкодоступные/ «очевидные» прелести природной территории Менее важна Общее знание экологии Высокий (индустриальные страны), Низкий (развивающиеся страны) Высокий
Спортивный / любящий приключения турист Активный отдых Природа лишь как общий фон Знание местности и техники спортивных/приключенческих занятий  Низкий От среднего до высокошл (дайвинг)
Турист -охотник/ рыбак Активный отдых Природа лишь как общий фон Знание местности и техники охоты и рыбалки Низкий Низкий
Природный турист с интересом к культуре Природа и культура Не важна Хорошее знание экологии и очень хорошее знание культуры Низкий Средний

 

1.4.3 Международный, внутренний, самостоятельный, организованный

 

Имеется еще два важных отличия в туризме, которые нужно знать.

 

Первое – это различие между иностранными и внутренними туристами.

 

В основном, иностранные туристы по сравнению с внутренними тратят больше денег за день и более склонны оставаться на длительный период в каком-то месте отдыха. Они лучше понимают необходимость защиты окружающей среды, что делает их привлекательной целевой группой. 

 

Однако, во многих местах назначения в настоящее время видна отрицательная сторона такого подхода., а именно сложность и дороговизна их привлечения из-за того, что эти туристы находятся далеко.

 

Даже если местные сообщества успешно привлекают иностранных туристов, некоторые из них потом говорят, что наплыв иностранных посетителей изменяет культуру местности. Цены, установленные на уровне, приемлемом для иностранных туристов, могут быть крайне недоступными для местного населения, (непосредственно для самих жителей сообщества или внутренних туристов). Вывески могут все чаще и чаще появляться на английском, а не местном языке, а магазины и услуги могут больше подходить для иностранных туристов, чем для местных жителей.

 

Поэтому важно, чтобы применялся сбалансированный подход, который бы отдавал должное и иностранным и внутренним туристам и одновременно отвечал требованиям тех и других.

 

Нужно знать, что на внутреннем рынке есть категория туристов, которые желают путешествовать внутри страны – живущие и работающие в стране иностранцы (экспатрианты). Они тратят практически столько же, сколько и иностранные туристы, но их легче привлечь. Такие туристы хотят увидеть как можно больше мест в той стране, где они временно проживают, а также приглашают друзей и родственников, которым они хотели бы показать эту страну.  

Второе различие – это различие между туристами, пользующимися услугами туроператоров и теми, кто путешествует самостоятельно.

 

Как отмечалось в главе «Общее введение в туризм», прослеживается растущая тенденция, что туристы сами организовывают собственные поездки, составляют план развлечений и находят места для проживания, а не обращаются за плату к кому-либо со стороны и не покупают путевки. Увеличивающееся число молодежи желают исследовать страны за пределами своей собственной страны. В целом у них более низкий уровень ожиданий комфорта и удобств, чем у обычного туриста. Как результат, эта категория туристов представилась наиболее легкой для завоевания стартовой целевой группой для стран, в которых туризм – явление новое, с менее развитой туристической инфраструктурой. Во многих странах Азии, таких как Камбоджа и Вьетнам, развитие туризм произошло первоначально за счет туристов, путешествующих самостоятельно, и только после того, как эти места стали более известны и проверенны, ими заинтересовались туроператоры и стали предлагать туры.

 

Путеводители, такие как ‘Lonely Planet’, ‘Rough Guide’ и ‘Let’s Go’, являются основным источником информации для туристов, путешествующих самостоятельно, хотя интернет также играет необычайно важную роль, особенно, непосредственно перед отъездом.

 

Через туристов, путешествующих самостоятельно, поставщики туруслуг имеют возможность работать напрямую с их потребителями, и это дает им более широкие возможности контроля развития туризма и получение полной выгоды.

 

Однако, когда туристы не знают о существовании какого-либо места, поставщикам туруслуг в этих местах будет трудно привлечь потенциальных туристов без помощи туроператора. Иногда туроператор для туриста выступает в качестве гаранта, особенно в тех случаях, когда место назначения –территория, практически неизвестная и находится на начальной стадии развития туруслуг.


1.5 ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОТУРИЗМА

Для туриста отдых может быть способом убежать от забот повседневной жизни, но для любого человека, организации, бизнеса или сообщества, занимающегося туризмом, последствия туризма должны стать ежедневной заботой. Вопрос в том, положительны или отрицательны эти последствия, т.к. туризм может влиять по-разному. Осознание потенциальных последствий может повысить успешность максимизации пользы и минимизации проблем, и этого легче достичь, когда потенциальные проблемы рассмотрены в начале, нежели отыскивать пути решения, когда они уже появились. 

 

1.5.1 Потенциальные плюсы экотуризма

При правильной организации, планировании и управлении экотуризм может (и должен) привести к достижению следующего:

 

Создание рабочих мест и источников дохода для местного сообщества, польза разным секторам обслуживания.  Экотуризм может приносить пользу не только поставщикам туруслуг (гиды и владельцы гостевых домиков). В результате предоставления экотуристических услуг повышается спрос на магазины, транспортные услуги и услуги тех, кто выращивает продукты питания. Если занятые в туризме также будут тратить свои дополнительные средства внутри своего сообщества, это создаст возможности для поддержания дополнительных рабочих мест. В отдаленных сельских областях экотуризм представляет один из немногочисленных новых и усовершенствованных источников дохода.

Формирование знаний экотуристов о местности, в которую они приехали, заботы о ее сохранении и стимулирование экотуристов на внесение своего вклада в поддержание экологической ситуации. Экотуризм не может быть только средством повышения информированности туристов о местных традициях и биоразнообразии, он также должен показывать, насколько природные зоны нуждаются в сохранении и как прибыль от экотуризма создает средства, которые напрямую идут на поддержание благосостояния сообщества и качества окружающей среды. Когда некоторая часть прибыли от экотуризма возвращается непосредственно на сохранение природы, лица, ответственные за управление и мониторинг окружающей среды, имеют больше возможностей для выполнения своей работы.

 

Растущее осознание того, что окружающая среда может быть экономически выгодным средством. Через экотуризм можно создать финансовую заинтересованность в защите окружающей среды от разрушающих альтернативных форм развития, таких как заготовка и транспортировка леса или разработка нефтяных месторождений (как это произошло в тропических лесах Эквадора).

Сохранение и возрождение вырождающихся местных знаний, традиций и ремесленничества. Через привлечения туристов, заинтересованных в покупке местных ремесленных изделий и поделок и изучении местных традиций, можно поддержать или возродить местную культуру.

 

Повышение сплоченности внутри сообщества и гордость. При вовлечении сообщества в процесс развития и управления туризмом повышается сплоченность внутри этого сообщества. Кроме этого, рост интереса туристов местностью и прогресс, который стал возможен благодаря туризму, вызывает гордость местного населения.

 

Необходимость меньших стартовых вложений и меньший объем получаемых результатов по сравнению с другими формами экономического развития. По сравнению с другими видами деятельности для экотуризма нужны практически минимальные инвестиции, т.к. экотуризм использует, в основном, существующие ресурсы (например, естественная окружающая среда для прогулок и развлечений, дома для проживания туристов). Точно так же, ограниченное, но эффективное использование ресурсов не должно привести к большим негативным результатам, таким как, например, загрязнение.

Широкое обращение валюты, которую привозят и тратят туристы. Если деньги потрачены экотуристом в местном сообществе и в местных предприятиях, а не в иностранных отелях и компаниях, то деньги останутся и будут циркулировать внутри сообщества и страны в целом, в дальнейшем принося выгоду как государству, так и отдельному его жителю.

 

Улучшение имиджа и ценности местности, стимулирование дальнейших вложений государством. Успешное развитие экотуризма помогает государству понять, что природные территории являются хорошим объектом для инвестиций, и как результат, будут вкладывать в ремонт дорог, водопроводов и механизмов сбора и переработки мусора.

 

1.5.2 Потенциальные проблемы экотуризма

Несмотря на потенциальные выгоды, есть также и потенциальные проблемы, которые нужно знать и избегать:

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: