2.1 Расшифровываем условное обозначение резьбового соединения M20–6H/6h: резьба метрическая с крупным шагом Р =2,5 мм, угол профиля 60º, с наружным диаметром d(D)=20 мм; выполнена в комбинированной системе, посадка с зазором. Гайка M20–6H: точность исполнения наружного диаметра не установлена; среднего диаметра – нормирована полем допуска 6H; внутреннего – степенью точности 6. Болт M20–6h: точность изготовления внутреннего диаметра не регламентирована; среднего диаметра – задана полем допуска 6h; наружного – степенью точности 6. [3]
2.2 Выписываем отклонения диаметров резьбового профиля гайки и болта (ГОСТ 25347 – 82), (таб. 1). [1]
Таблица 1. Параметры резьбового профиля, мкм
Наименование | Отклонение | Допуск | |||
детали | диаметра | основное | второе | ||
Гайка | Наружный, D | ЕI =0 | He стандартизированы | ||
Средний, D2 | ЕI2 =0 | ES2 =+224 | TD2 =224 | ||
Внутренний, D1 | EI1 =0 | ES1 =+450 | TD1 =450 | ||
Болт | Наружный, d | es = 0 | ei=-335 | Td =335 | |
Средний, d2 | es2 =0 | ei2 =-170 | Td2 =170 | ||
Внутренний, d1 | es1= 0 | He стандартизированы
|
Строим схему расположения полей допусков параметров резьбового профиля в масштабе: 1: 100 (рис 3)
Выполняем чертежи деталей и соединения (черт. 3)
2.5 Подбираем средство измерения болта [1]
Определяем допуск детали
T = 170 мкм.
Выбираем допустимую погрешность измерения
Dизм = 30 мкм.
2.5.3 Выбираем средство измерения – резьбовой калибр, или резьбовой шаблон [4]
Резьбовой шаблон представляют собой собранные в наборы резьбовые пластинки с зубьями стандартных метрических профилей резьбы с шагами от 0,4 до 6 мм [4].
Рисунок 3. Схема расположения полей допусков параметров резьбового профиля
Допуски и посадки подшипников качения
Подшипник номер 32206, нагружение внутреннего кольца колебательное.
3.1 Расшифровываем условное обозначение 0032206 подшипника качения. Порядок счета цифр и значение мест в условном обозначении по ГОСТ 3189 – 75 справа налево
3.1.1 ПоГОСТ 3189 – 75 устанавливаем тип и конструктивную разновидность подшипника: 32206 – роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без бортов на внутреннем кольце. Изготовлен по ГОСТ 8338 – 75.
Окончательно устанавливаем значение цифр в условном обозначении (номере) подшипника качения (ГОСТ 3189 – 89)
«6» и «0» (первое и второе места) – обозначение посадочного размера внутреннего кольца –
– d = 30 мм;
«2» (третье место) – серия подшипника по диаметру – легкая серия диаметров – 2;
«2» (четвертое место) – тип подшипника – роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
«3» и «0» (пятое и шестое место) – конструктивные особенности – без бортов на внутреннем кольце;
|
|
«0» (седьмое место) – дополнительная маркировка, класс точности подшипника – 0
3.2 Определяем номинальные размеры подшипника: [2]
Внутренний диаметр d = 30 мм;
Наружный диаметр D = 72 мм;
Ширина подшипника B = 19 мм;
Радиус закругления кромок r = 2 мм.
3.3 Выбираем посадки сопряжений с учетом нагружения кольца по ГОСТ 3325–85 (нагружение колебательное):
вал – внутреннее кольцо: L0/js6.
корпус – наружное кольцо: JS7/l0.
3.4. Выписываем предельные отклонения колец подшипника и посадочных мест вала и корпуса: [1]
Вал d30 js6:
es = +6,5 мкм;
ei = -6,5 мкм.
Корпус D72 JS7:
ES = +15 мкм;
EI = -15 мкм.
Внутреннее кольцо ∆dmp:
ES = 0 мкм;
EI = -10 мкм.
Наружное кольцо ∆Dmp:
es = 0 мкм;
ei = -13 мкм.
Строим схему расположения полей допусков деталей сопряжения «кольцо подшипника – деталь» в масштабе 1 мкм – 1 мм (рис. 4).
Рисунок 4. Схема расположения полей допусков деталей сопряжения «кольцо подшипника – деталь».