Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить: какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных или краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взяли средства, кому обязано за них предприятие.
Анализ структуры собственных и заемных средств необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости. Это важно для внешних потребителей при изучении степени финансового риска, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработки финансовой стратегии.
К показателям оценки рыночной устойчивости можно отнести следующие показатели:
– коэффициент маневренности, равный отношению собственных средств предприятия к общей величине к источникам собственных средств:
Км = Ес/Сс
Км н.г. = 6 / 20 = 0,3
Км к.г. = 8 / 25 = 0,32
Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной фирме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. В нашем случае положительный коэффициент говорит о неплохом финансовом состоянии фирмы.
|
|
– коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования, равный отношению величины собственных оборотных средств к стоимости запасов и затрат предприятия:
К о = Е с / Е з
Ко н.г. = 6 / 16 = 0,38
Ко к.г. = 8 / 11 = 0,73
Коэффициент показывает, в какой мере материальные запасы покрываются собственными источниками и не нуждаются в привлечении заемных. Увеличение величины собственных оборотных средств следует рассматривать в качестве положительной тенденции. В нашем случае этот коэффициент увеличился и имеет положительное значение, что свидетельствует о том, что в фирме достаточно собственных источников формирования собственных запасов и затрат.
– коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, равный отношению величине долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств компании и долгосрочных кредитов и займов:
Кдз = Сдк / (Сс + Сдк)
Кдз н.г. = 0
Кдз к.г. = 0
Так как у фирмы нет долгосрочных обязательств, этот показатель равен нулю.
– коэффициент автономии источников формировании запасов и затрат. Показывает долю собственных оборотных средств в общей сумме основных источников формирования запасов и затрат:
Ка.з. = Ес / Е Σ
Ка.з.н.г. = 6 / 12 = 0,5
Ка.з.н.г. = 8 / 8 = 1
В компании «Майктур» доля собственных оборотных средств в общей сумме основных источников формирования запасов и затрат на конец отчетного периода стала максимальной, поскольку предприятие не использует кредитов.
|
|
Таким образом, данные расчеты показывают, что фирма «Майктур» имеет хорошую финансовую устойчивость. За анализируемый период она увеличила величину оборотных активов. Но в целях увеличения прибыли, как и любая другая рентабельная фирма, компания «Майктур» привлекает заемные средства, что не мешает ей удерживать свою независимость на рынке.
2.9 Анализ структуры продаж
Необходимо провести анализ структуры продаж на предприятии и выбрать наиболее перспективный проект (турпродукт) для дальнейшего развития турфирмы как перспективной и прибыльной.
В фирме «Майк тур» в летний период основную массу продаж составляют автобусные туры на курорты Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик) и Крыма (Алушта, Ялта), а также оздоровительные курорты Кавказа (Кисловодск, Ессентуки, Минеральные воды, Пятигорск, Железноводск). Они занимают первое место по количеству продаж. От общих продаж они составляют 45%. Туры в Санкт-Петербург и в Карелию, а также речные круизы составляют 23 % от общих продаж. Экскурсионные туры по Золотому кольцу России, а также отдых и лечение в пансионатах и здравницах в Подмосковье, Рязанской, Калужской областях составляют около 7%. Пляжный отдых в таких странах, как Турция, Египет, Тунис, Испания, Тайланд занимает 27%. Последние 3% составляют экскурсионные туры в Финляндию, Чехию, Италию и автобусные туры по Европе. Зимний период – это сезон путешествий Египет. Туры в Египет составляют 60 % от общих продаж за зимний период, экскурсионные туры по России – 20 %, другие туры (в том числе праздничные программы) – 20 %.
Это было показано процентное соотношение объема продаж по каждому направлению и сезону отдельно. Следует рассмотреть подробнее продажи в сезон и определить, как менялся спрос каждый месяц в период с апреля по сентябрь в 2005 и 2006 годах. Анализ структуры продаж за 2005 год показан в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Анализ структуры продаж за 2005 год
Направления | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь |
человек | ||||||
Курорты Краснодарского края | 5 | 14 | 47 | 59 | 52 | 16 |
Курорты Кавказа | 2 | 1 | 5 | 8 | 11 | 4 |
Санкт-Петербург и Карелия | 9 | 13 | 19 | 14 | 12 | 6 |
Речные круизы | 0 | 0 | 2 | 3 | 5 | 0 |
Золотое кольцо России | 6 | 9 | 8 | 6 | 3 | 0 |
Отдых в Подмосковье | 4 | 7 | 5 | 12 | 4 | 2 |
Рассмотрим объем продаж за 2005 год на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Анализ структуры продаж за 2005г.
Следует рассмотреть, как изменилась структура продаж в 2006г в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Анализ структуры продаж за 2006 год
Направления | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь |
человек | ||||||
Курорты Краснодарского края | 9 | 19 | 41 | 67 | 59 | 38 |
Курорты Кавказа | 4 | 6 | 8 | 12 | 5 | 9 |
Санкт-Петербург и Карелия | 15 | 22 | 19 | 34 | 26 | 7 |
Речные круизы | 0 | 3 | 5 | 8 | 1 | 0 |
Золотое кольцо России | 12 | 9 | 11 | 6 | 7 | 2 |
Отдых в Подмосковье | 7 | 13 | 19 | 21 | 17 | 10 |
Рассмотрим объем продаж за 2006 год на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Анализ структуры продаж за 2006г.