При определении емкости рынка ноутбуков используется метод цепных отношений. Для этого выбирается основной показатель, на котором основывается расчет ёмкости рынка, а так же определенное количество цепных коэффициентов, уточняющих данный показатель.
Таким основным показателем в данной курсовой работе выбирается население городов с высоким уровнем доходов населения.
Таблица 7. Города с указанием населения
Город | Население, тыс.чел. | Город | Население, тыс.чел. |
Киев | 2 618 | Одесса | 1 020 |
Харьков | 1 599 | Запорожье | 856 |
Днепропетровск | 1 113 | Луганск | 512 |
Донецк | 1 058 | Кривой Рог | 713 |
Итого: | 9 489 |
В наиболее простом виде формула цепных отношений имеет вид:
Е = В * К1 * К2 * К3
где В – объемный показатель, формирующий емкость рынка изделия; К1, К2, К3, – цепные коэффициенты.
К1 – коэффициент, показывающий долю населения, имеющего высокий уровень доходов выше 500 у.е. в месяц, которое может позволить себе покупку цифровой фотокамеры. К1 = 0,26;
К2 – коэффициент, который показывает количество людей, которые могут испытывать потребности в оперировании информацией по работе или по какой-либо другой причине
|
|
К3 – коэффициент, показывающий процент людей, желающих использовать для этих целей именно ноутбук.
Метод экспертных оценок применяется с использованием метода двух точечных оценок по следующей формуле:
К расч = (3Кmin + 2K max ):5
где Кmin – минимально возможное, Kmax максимально возможное значение коэффициента. Эти коэффициенты находятся при помощи экспертов
Таблица 8. Нахождение цепных коэффициентов
Эксперты | Искомая величина | Цепные коэффициенты | |
К2 | К3 | ||
Эксперт №1 | Кmin Kmax | 0,50 0,60 | 0,80 0,85 |
Эксперт №2 | Кmin Kmax | 0,70 0,75 | 0,70 0,80 |
Эксперт №3 | Кmin Kmax | 0,55 0,65 | 0,65 0,70 |
Эксперт №4 | Кmin Kmax | 0,40 0,60 | 0,50 0,80 |
Эксперт №5 | Кmin Kmax | 0,45 0,75 | 0,45 0,55 |
Среднее значение | Кmin Kmax | 0,52 0,67 | 0,62 0,74 |
Искомая величина | К расч | 0,58 | 0,67 |
Таблица 9.
№ | Ф.И.О. эксперта | Должность | Место учебы |
1 | Зуб Юлия | Студентка | НТУ «ХПИ» |
2 | Стадник Александр | Студент | НТУ «ХПИ» |
3 | Задохина Марина | Студентка | НТУ «ХПИ» |
4 | Бондаренко Ирина | Студентка | НТУ «ХПИ» |
5 | Седоволосая Ирина | Студентка | НТУ «ХПИ» |
Определение емкости рынка в текущем периоде
При определении текущей емкости рынка данного изделия учитывают:
Основной показатель определяет емкость рынка на 85%;
Емкость непрофильного рынка данного изделия составляет 10%;
Учитывается коэффициент научно-технического прогресса – 1,2.
Е = 9489*1,15*0,26*0,58*0,67*1,2 = 1323 тыс. шт.
Е = 5 000 940 грн.
Определение емкости рынка товара в перспективном периоде
При определении емкости рынка в перспективном периоде данного изделия учитывают:
|
|
Емкость профильного рынка данной продукции уменьшится на 35%;
Значение основного показателя в следующем периоде возрастёт на 15%
Срок службы изделия уменьшится на 20%;
Цена изделия увеличится на 10%.
Е = 9489*1,15*1,35*0,26*0,58*0,67*1,2 = 1786 тыс. шт.
Е = 7 426 188 грн.
Исследование потребителей товара
Сегментация рынка
Рынок потребителей ноутбуков Voager 411 будет просегментирован по следующим признакам:
По уровню доходов населения: до 500 долл. в месяц; 500–1000 долл. в месяц; более 1000 долл. в месяц на одного человека;
По географическому признаку: доля каждого города (из перечисленных выше) в общем объёме продаж по стране;
По потребительским мотивам: уровень склонности потребителей к данной торговой марке;
Рис. 1. Сегментация рынка ноутбуков по уровню доходов потребителей.
Рис. 2. Сегментация рынка по географическому положению потребителей.
Рис. 3. Сегментация рынка ноутбуков по потребительским мотивам.