Экономическая сущность отгрузки и реализации и их роль в управлении предприятием

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….…4

1 Роль отгрузки и реализации продукции в условиях социально-ориентированной экономики рыночного типа…………………………………6

1.1  Экономическая сущность отгрузки и реализации и их роль в управлении предприятием ……………………………………..……………………………..6

1.2 Значение, задачи и информационная база для анализа отгрузки и реализации продукции…………………………………………………………...8

1.3 Обзор нормативно-правовых актов  по анализу отгрузки и реализации продукции……………………………………………………………….………11

2 Методика анализа отгрузки и реализации  продукции на ОАО «ТБЗ Усяж»…………………………………………………………………………..14

2.1Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции………………………………………………………………………14

2.2 Анализ равномерности и ритмичности реализации продукции………...23

2.3 Факторный анализ отгрузки и реализации готовой продукции…………26

2.4 Совершенствование анализа отгрузки и реализации готовой продукции, в условиях современных информационных технологий…………………….32

Заключение…………………………………………………………………….. 35

Список использованных источников………………………………………….38

Приложение А. Договор на поставку продукции ОАО «ТБЗ Усяж»…….40

Приложение Б. Выписка из бизнес-плана ОАО «ТБЗ Усяж»на 2008 год...41

Приложение В. Сведения статистической отчетности ОАО «ТБЗУсяж»....42   

Приложение Г. Выписка из ведомости № 16 «Движение готовых изделий,       их отгрузка и реализация» на ОАО «ТБЗ Усяж»………………………......44       

Приложение Д. Данные отдела сбыта ОАО «ТБЗ Усяж» о недопоставках

продукции за 2008г………………………………………………….………….45

Приложение Е. Данные отдела сбыта ОАО «ТБЗ Усяж» о недопоставках  

продукции по отдельным контрагентам………………………………………46

Приложение Ж. «Бухгалтерский баланс» форма 1 …………………………..47

Приложение И. Факторная модель реализации готовой продукции………..51

Приложение К. «Отчет о производстве продукции и выполненных работах,

услугах промышленного характера» форма 12-п…………………………….52

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Реализация продукции (работ, услуг) является завершающей стадией процесса кругооборота средств предприятия, в результате чего готовые изделия (работы, услуги) обретают денежную форму.

По окончании процесса реализации предприятие в состоянии выполнить обязательства перед государственным бюджетом по налогам, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возместить производственные затраты, а также получить необходимую прибыль для дальнейшего развития и совершенствования производства. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия и т.п. В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятий ее получателей. Поэтому в ряде случаев объем реализации продукции с учетом выполнения договорных обязательств является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия.

В условиях современной рыночной экономики роль анализа отгрузки и реализации продукции значительно возросла, так как оба данных показателя оказывают непосредственное влияние на развитие экономики предприятия. От правильности организации учета данных показателей во многом зависит правильность определения эффективности деятельности предприятия. В нынешних условиях основное значение уделяется реализации продукции по договорам-поставщикам – важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации.

Кроме того не следует забывать, что при прочих равных условиях от объема реализации продукции зависит величина прибыли предприятия - одного из показателей его деятельности.

Целью работы является изучение методики анализа отгрузки и реализации продукции, разработка рекомендации по совершенствованию методики анализа по теме исследования.

При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- провести анализ выполнения договорных обязательств, так как с ним тесно связан анализ отгрузки и реализации продукции;

- провести анализ ритмичности и равномерности поставок продукции, так как данные показатели являются основным условием своевременного выпуска и реализации продукции;

- провести факторный анализ величины объема отгруженной продукции.

Методологической и теоретической основой исследования послужили законодательные акты и постановления Правительства Республики Беларусь, Министерства экономики, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства финансов, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, сведения из периодической печати.

Объектом исследования является ОАО «ТБЗ Усяж». ОАО «ТБЗ Усяж» – предприятие торфодобывающей промышленности, основными видами деятельности которого является: добыча торфа, лесозаготовка, производство торфяных брикетов, распиловка и строгание древесины, производство столярных изделий, пластмассовых изделий для упаковывания товаров; производство прочих пластмассовых изделий, а также фирменная торговля. ОАО «ТБЗ Усяж» является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать.

Вследствие жесткой конкуренции, высокой степени самортизированных основных средств, внедрения новых технологии в промышленности и уменьшением спроса на торфобрикетную продукцию, финансовые результаты работы предприятия невысоки. Один из путей увеличения прибыли предприятия — это освоение новых рынков сбыта продукции, увеличение объемов реализованной продукции. Разработка и внедрение рекомендаций по совершенствованию анализа реализации готовой продукции актуально и первостепенно для ОАО «ТБЗ Усяж».

 

Роль отгрузки и реализации продукции в условиях социально-ориентированной экономики рыночного типа

Экономическая сущность отгрузки и реализации и их роль в управлении предприятием

Процесс реализации общественного продукта обусловлен объективными экономическими законами развития производства, распределения и потребления в народном хозяйстве. Они предполагают пропорциональное развитие обоих подразделений общественного производства, производственной и непроизводственной сфер, а также соблюдение правильного соотношения между накоплением и потреблением при распределении и перераспределении национального дохода.

Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия. Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. [1, с.36]

Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции. [1, с. 36]

В состав продукции, работ, услуг входят: готовая продукция и полуфабрикаты собственного производства, работы и услуги промышленного характера, работы и услуги непромышленного характера, покупные изделия (приобретенные для комплектации), строительные, монтажные, проектно-изыскательские, геологоразведочные, научно-исследовательские, услуги по перевозке грузов и пассажиров в организациях транспорта, услуги по прокату легковых автомобилей и доставке (перегону) автомобилей, услуги организаций связи.

В состав готовой продукции в отчетном месяце зачитываются лишь те изделия, которые оформлены приемо-сдаточными изделиями и сданы заказчику(на склад) или отражены до 24 часов последнего дня месяца. В случае двухсменного режима работы, при котором вторая смена заканчивается после 24 часов, а так же трехсменной, то в состав готовой продукции за отчетный месяц, если она выработана, принята в установленном порядке и сдана на склад (заказчику) или отгружена и оформлена соответствующими документами до 8 часов утра первого числа следующего за отчетным периодом (месяца).

В настоящих условиях хозяйствования основное значение придается реализации продукции (работ, услуг) по договорам поставщикам - важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации. От объема реализации при прочих равных условиях зависит и величина прибыли организации - одного из показателей ее деятельности.

Реализация продукции (работ, услуг) является завершающей стадией процесса кругооборота средств предприятия, в результате чего готовые изделия (работы, услуги) превращаются в деньги. Моментом реализации считается дата зачисления на расчетный (текущий) счет платежа от покупателя за отгруженную продукцию (работы, услуги), или дата отгрузки (отпуска) продукции (работ, услуг) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетно-платежных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации считается дата отгрузки продукции потребителю.

Реализация - основной показатель деятельности предприятия. Планирование, прогнозирование процесса реализации начинается с обеспечения предприятия заказами и на их основе составления бизнес-плана по номенклатуре, являющегося основанием для организации производственного выпуска соответствующих видов продукции (работ, услуг). Заказы согласовываются с заказчиками продукции (работ, услуг) и поставщиками материалов. При этом, как известно, заключаются договора с покупателями, в которых указываются ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов, санкции за невыполнение договорных обязательств и другие условия. Невыполнение или недобросовестное выполнение обязательств по договорам поставок грозит предприятиям потерей потребителей продукции. Вся производственная политика предприятия должна строиться не на основе производственных возможностей предприятия, а на потребностях покупателей его продукции. [1, с. 36]

Выручка является обобщающим показателем финансового состояния, так как обеспечивает основной приток денежных средств. В рыночных условиях этот показатель обеспечивает тесные связи производителей и потребителей, учитывает их требования к количеству и срокам поставок продукции, обеспечивает стимул для систематического обновления номенклатуры продукции и повышения ее качества. [1, с. 36]

Объем производства, и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Переход на рыночные отношения, когда предприятия стали работать на хозрасчётной основе, показал руководителям предприятий, что для успешной реализации их продукции, в особенности на внешнеэкономических рынках, недостаточно её просто произвести. Хорошим доказательством этого служит то, что на многих предприятиях склады готовой продукции полностью заполнены изделиями, которые не могут найти своего покупателя, при этом повсеместно продаются товары импортного производства. Западные экономисты дают определение товара именно через его способность удовлетворять нужды покупателей.

Таким образом, основополагающий тезис для производителя, который хочет получить большую величину прибыли, должен выглядеть примерно так: «Нужно производить не то, что можно произвести, а то, что можно продать».[9,с.6] То есть необходимо ориентировать выпускаемую продукцию на нужды потребителя. Продукция должна быть направлена на удовлетворение потребностей её потребителей. Продукция будет иметь тем больший успех на рынке, чем в большей степени она может удовлетворить запросы покупателей.

Если производитель хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, то произведенные им товары будут реализованы полностью.

Однако экономическая ситуация, сложившаяся в стране, привела к тому что, по данным Национального статистического комитета запасы готовой продукции в промышленности Беларуси за девять месяцев 2009 г. составили в фактических ценах более 6,159 трлн руб., или 77,8% среднемесячного объема производства.




double arrow
Сейчас читают про: