Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции

 

Анализ отгрузки и реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам. Недовыполнение плана по договорам приводит к уменьшению выручки предприятия, прибыли, выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта, что повлечет спад производства.

Договора на поставку в большинстве случаев заключаются на квартал. Оценка выполнения договорных обязательств проводиться по кварталам и нарастающим итогом с начала года. Источниками информации для анализа являются договора на поставку по каждому покупателю (приложение А), форма 1-п, данные отгрузки по покупателям.

Объем недопоставленной продукции определяется путем суммирования недопоставки по каждому договору и отражается в статистической отчетности по продукции в действующих отпускных ценах предприятия (без НДС, акцизов и других налогов, выплачиваемых из выручки). При анализе выполнения договорных обязательств по поставкам продукции необходимо руководствоваться Положением о поставках продукции производственно-технического назначения, Положением о поставках товаров народного потребления и другими локальными актами, регулирующими отношения по поставкам продукции, утвержденные в установленном порядке.

Основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке всех видов продукции, является договор. Договор или его условия, противоречащие законодательству, недействительны. Договор может быть изменен или расторгнут только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. Изменение срока действия или расторжение договора оформляется дополнительным соглашением, подписывается сторонами.

Сторона, получившая предложение об изменении или расторжении договора или о продлении срока действия договора, обязана дать ответ другой стороне не позднее 10 дней после получения предложения. В случае внесения в установленном порядке изменений в договор по срокам, количеству и ассортименту поставляемой продукции недопоставка в отчетном периоде не учитывается.

Если договором предусмотрен квартальный срок поставки продукции (без указания внутриквартальных сроков) результаты выполнения обязательств по поставкам по этому договору определяются по итогам последнего месяца данного квартала. В данном случае в отчете по продукции за первые два месяца квартала недопоставка не отражается при условии, если в предыдущем квартале обязательства были исполнены полностью. Если в отчетном месяце недопоставка предыдущего квартала не была восполнена, ее необходимо отразить в отчете за первый месяц отчетного квартала. Аналогично определяются данные за второй месяц квартала.

Количество продукции, недопоставленное поставщиком в одном периоде поставки, подлежит восполнению в другом в пределах действия договора по распределяемой продукции с учетом действующего лимита.

По соглашению сторон может быть установлен иной порядок восполнения недопоставленной продукции.

Размеры недопоставленной продукции за отчетный месяц, квартал или иной период с начала года определяется нарастающим итогом по состоянию на последнее число соответствующего отчетного периода (с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения недопоставленной продукции в последующих) по количеству, срокам и ассортименту по каждому заключенному договору.[2, с.512]

Не учитывается в отчетном периоде недопоставка, если потребитель (покупатель) отказался от восполнения недопоставленной в предыдущем периоде продукции.

Досрочная поставка продукции может производиться с согласия покупателя. Продукция, поставленная досрочно и принятая покупателем, засчитывается в выполнение поставки в последующем периоде, предусмотренном договором.

Засчитывается в выполнение договора отчетного года продукция, досрочно отгруженная в предыдущем году.

Поставленная продукция одного наименования, входящего в данную номенклатуру (ассортимент), не засчитывается в покрытие недопоставки продукции другого наименования кроме случаев, когда поставка продукции произведена с предварительного письменного согласия покупателя или когда покупатель принял продукцию для использования. В указанных случаях недопоставленная продукция восполнению не подлежит.

Объединения и предприятия промышленности, которые состоят в договорных отношениях с снабженческо-сбытовыми, оптовыми, торговыми и другими организациями - покупателями, не являющиеся получателями продукции, и поставляет продукцию получателям по отгрузочным разнарядкам, выдаваемым объединениями, предприятиями и организациями, покупателями, определяют размер недопоставки исходя из количества, сроков и ассортимента продукции, предусмотренных к поставке каждому получателю в отдельности в соответствии с выданной разнарядкой, а не в целом по договору, заключенного с покупателем. Продукция, поставленная одному получателю сверх количества, предусмотренного на данный период в договоре или выданная в исполнение договора по отгрузочной разнарядке, а также продукция, поставленная не тому получателю, который указан в отгрузочной разнарядке, не засчитывается в покрытие недопоставки продукции другим получателям, если иное не предусмотрено договором.

Если договором предусмотрено поставка по количествам и стоимости (сумме), то при отгрузке товаров в натуральном выражении в точном соответствии с условиями договора по количеству, качеству, комплектности и срокам поставки договорные обязательства считаются выполненными независимо от того, что общая сумма стоимости отгруженных товаров может быть ниже или выше договорной из-за снижения или повышения средней цены за единицу.[17, с.31]

Датой (днем) исполнения обязательств по поставкам продукции считается:

1. день сдачи продукции органу транспорта или связи,
определяемый датой на транспортном документе или документе органа связи - при отгрузке продукции иногороднему получателю;

2. дата приема-сдаточного акта или расписки в получении продукции - при сдачи продукции на склад получателя или изготовителя.

По соглашению сторон в договоре может быть предусмотрен иной момент исполнения обязательств.

Не учитывается в отчетном периоде недопоставка продукции в случае, если:

1) в соответствии с договором отпуск (доставка) продукции получателю (потребителю) производиться по его требованию, а такое требование не было заявлено;

2) потребитель (покупатель) отказался от получения отгруженной (доставленной) продукции или не выбрал ее со склада поставщика (изготовителя) в установленный срок, если договором предусмотрено выборка продукции покупателям и у поставщика была продукция, соответствующая установленным
требованиям;

3) договором предусмотрено доставка поставщиком продукции на склад потребителя (покупателя). При отсутствии соответствующего уведомления потребителя (покупателя) доказательством отказа от получения доставленной согласно условиям договора продукции может служить отметка в товарно-транспортной накладной или составленном поставщиком акт;

4) договором предусмотрено выборка продукции потребителем (покупателем). Недопоставка продукции не учитывается, если потребитель (покупатель) уведомил поставщика об отказе от выборки или в обусловленный договором срок не явился за получением продукции. Исключение из этого правила являются случаи, когда не выборка продукции имела место по причинам, зависящим от поставщика (например, несвоевременное извещение о готовности продукции к сдаче, если в договоре предусмотрено отправка такого извещения).[17, c.33]

Продукция независимо от того, в каком году - текущем или предыдущем - была отгружена (отпущена) по заключенному договору, признанная в последствии несоответствующей ГОСТам (техническим условиям), условиям договора, учитывается как недопоставленная до ее замены (если потребитель не отказался от замены) или устранение недостатков, начиная с отчета за тот период, когда факт несоответствия ГОСТу (техническим условиям) признан поставщиком, органами арбитража, или когда получено предписание органов Белстандарта.

При выявлении покупателем (получателем) в поступившей партии продукции факта недостачи по сравнению с ее объемами, указанными в отгрузочных документов поставщика, недостающая продукция учитывается как недопоставленная до восполнения ее поставщиком, начиная с отчета за тот период, когда факт недостачи подтвержден в установленном порядке решение суда или арбитражем, актом соответствующего контролирующего органа или признан грузоотправителем.

Продукция отгружается получателю в соответствии с минимальными нормами отгрузки. Порядок поставки продукции и товаров ниже минимальных норм отгрузки устанавливается в договоре. В случае если в договоре не оговаривается поставка продукции ниже минимальных норм отгрузки, недоотгруженная продукция учитывается как недопоставленная.[2, с. 511]

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставке продукции. Прежде всего необходимо проанализировать выполнение договорных обязательств за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года. Источниками информации для анализа являются данные бизнес-плана о плановом выпуске продукции (приложение В), выписка из ведомости №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» (приложение Г), а также данные отдела сбыта о недопоставках продукции в разрезе отдельных покупателей (приложение Д). Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции на ОАО «ТБЗ Усяж» за 2008 год представлен в таблице 2.1.

В 2008 году плановое производство продукции для заключения договоров предприятием ОАО «ТБЗ Усяж» составило8403 млн.р. Однако, как показали результаты анализа, договорные обязательства по поставкам продукции в связи с наличием внешних и внутренних причин были выполнены на 99,61%. Сумма недопоставленной продукции в отчетном периоде составила 33 млн.руб.

    Вместе с тем за первое полугодие 2008 года (период январь – июнь) наблюдалось 100%-ое выполнение договорных обязательств. Однако в июле в связи с несвоевременным завозом материалов предприятие недопоставило продукции на сумму 9 млн.руб., что составило 1,3 % от величины обязательств, выполнив поставку на 98,7 % за месяц и на 99,82 % нарастающим итогом с начала года.



Таблица 2.1 - Выполнения договорных обязательств по поставкам продукции

 

 

Отчетные периоды

Производство продукции для заключения договоров по плану, млн. р

Недопоставлено продукции по договорным обязательствам, млн. р.

 

Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции

 

Сумма, млн.р.

%

 
за отчетный месяц (приложение Б) За период с начало года (приложение Б) за отчет ный месяц (приложение Д) За период с начало года (приложение Д) за отчет ный месяц (стр.1-стр3) За период с начало года (стр.2-стр4) за отчет ный месяц (гр.5/ гр.1) За период с начало года (гр.6/ гр.2)

 

А 1 2 3 4 5 6 7 8
Январь 760 760 - - 760 760 100,00 100,00
Февраль 760 1520 - - 760 1520 100,00 100,00
Март 712 2232 - - 712 2232 100,00 100,00
Апрель 712 2944 - - 712 2944 100,00 100,00
Май 712 3656 - - 712 3656 100,00 100,00
Июнь 712 4368 - - 712 4368 100,00 100,00
Июль 690 5058 9 9 681 5049 98,70 99,82
Август 690 5748 - 9 690 5739 100,00 99,84
Сентябрь 755 6503 13 22 742 6481 98,28 99,66
Октябрь 755 7258 2 24 753 7234 99,74 99,67
Ноябрь 555 7813 - 24 555 7789 100,00 99,69
Декабрь 590 8403 9 33 581 8370 98,70 99,61  

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

По данным таблицы видно, что поставка продукции началась с января месяца и до июля месяца степень выполнение договорных обязательств составляла 100%. Однако, в июле месяце выполнение договорных обязательств по поставкам продукции составило 9 млн.руб. или 98,7% за отчетный месяц, а за период с начала года – 9 млн.руб. или 99,82%. В августе недопоставок продукции по договорным обязательствам не было. В сентябре неполная готовность партий продукции к отгрузке привела к выполнению договорных обязательств на 98,28% за месяц и на 99,66% нарастающим итогом с начала года. В итоге сумма недопоставки за сентябрь составила 13 млн.руб. или 1,72 %((13/755)∙100%), за период с начала года – 22 млн.руб. или 0,34%((22/6503)∙100%).Неплатежеспособность покупателей вызвала недовыполнение договорных обязательств в октябре и декабре на 2 млн.руб. или 0.26%((5/755)∙100%). и на 9 млн.руб.или 1.5%((9/590)∙100%). соответственно. Таким образом, процент выполнения – договорных обязательств по поставкам продукции за декабрь составил 98,7%, за период с начала года – 99,61%.

    Для более детального анализа необходимо рассмотреть выполнение договорных обязательств по поставкам продукции в разрезе отдельных покупателей с разбивкой по кварталам. Источником информации для анализа являются данные отдела сбыта о недопоставках продукции отдельным контрагентам (приложение Е). Анализ выполнения договорных обязательств ОАО «ТБЗ Усяж» представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции отдельным покупателям

Потребитель

Первый квартал

Второй квартал

Третий квартал

Четвёртый

квартал

За год

 
предусмотрено по договорам, млн.р.   фактически засчитано поставок, млн.р. выполнено договорных обязательств, % предусмотрено по договорам, млн.р. фактически засчитано поставок, млн.р. выполнено договорных обязательств, % предусмотрено по договорам, млн.р. фактически засчитано поставок, млн.р. выполнено договорных обязательств, % предусмотрено по договорам, млн.р. фактически засчитано поставок, млн.р. выполнено договорных обязательств, % предусмотрено по договорам, млн.р. фактически засчитано поставок, млн.р. выполнено договорных обязательств, %  
А 1 2 3 4   5 6   7   8 9   10   11   12   13   14   15    
Жодинская ТЭЦ 125 125 100,00 - - - 206 201 97,57 93 93 100,00 424 419 98,82  
Смол. гортоп   - - - - - - 185 185 100,00 175 168 96,00 360 353 98,06  
ЖКХ - - - - - - 129 118 91,47 112 112 100,00 241 230 95,44  

Продолжение таблицы 2.2

А 1 2 3 4

5

6 7 8

9

10 11

12

13

14 15
Паркетный завод 114 114 100,00

112

112 100,00 58

52

89,66 - - -

284

278

97,89
Силикатный завод - - -

102

102 100,00 -

-

- 145 143 98,62

247

245

99,19
ЖБИ 98 98 100,00

125

125 100,00 -

-

- 174 172 98,85

397

395

99,50
Прочие 1895 1895 100,00

1797

1797 100,00 1557

1557

100,00 1227 1227 100,00

6476

6476

100,00
Всего 2232 2232 100,00

2136

2136 100,00 2135

2113

98,97 1900 1889 99,42

8403

8370

99,61
                                       

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Как свидетельствуют данные аналитической таблицы, в третьем квартале 2008 года выполнение договорных обязательств в связи с неполной готовностью партий продукции к отгрузке, а также недостатками в работе отдела сбыта в целом по предприятию составило 98,97 %. Недопоставка продукции за указанный период Жодинской ТЭЦ составила 5 млн.руб., ЖКХ - на 11 млн.руб., и Паркетному заводу - 6 млн.руб., что привело к выполнению обязательств перед этими субъектами на 97,57 %, 91,47 % и 89,66 % соответственно.

   В четвертом квартале в связи с неплатежеспособностью покупателей, а также низким качеством поставляемых материалов предприятие не выполнило обязательства по поставкам продукции перед Смол. ГорТОП

на 7 млн.руб., или 4 %, ЖБИ на 2 млн.руб., или 1,15 %, Силикатному заводу на 2 млн.руб., или 1.38 %. Это привело к выполнению договоров в четвертом квартале в целом по предприятию на 99,42 %.

    Таким образом, выполнение обязательств перед Жодинской ТЭЦ за год в связи с недопоставкой продукции на 5 млн.руб., или 1,18 %, составило 98,82 %. Смол. гортоп было недопоставлено продукции на сумму 7 млн.руб., или 1,94 %, договорные обязательства за год выполнены на 98,06 %. Перед ЖКХ недовыполнение договорных обязательств составило 11 млн.руб., или 4,56 %. Выполнение обязательств перед Паркетным заводом в связи с недопоставкой продукции на сумму 6 млн.руб., или 2,11 %, составило 97,89 %. Обязательства перед Силикатным заводом и  ЖБИ за год выполнены на 99,19 % и на 99,5 % соответственно. Данным покупателям за отчетный период недопоставлено по договорам продукции на сумму 2 млн. руб., что составило 0,81 % и 0,5 % соответственно.

    Договорные обязательства на поставку продукции перед прочими покупателями выполнены полностью.

    Недовыполнение плана по договорным обязательствам проводит к уменьшению выручки предприятия, его прибыли выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта, что повлечет спад производства.

    Различают внутренние и внешние причины невыполнения договорных обязательств по поставкам продукции. К внутренним причинам относят:

    причины, связанные с отделом снабжения (несвоевременное оформление заявок; несвоевременный завоз материалов, комплектующих, полуфабрикатов; замена материалов);

    причины, связанные с производством (производственный брак, нарушение технологической дисциплины, простои, недостаток энергии);

    причины, связанные с работой отдела сбыта (неполная готовность партии товара к отгрузке, недостаток складских помещений, возврат продукции, нарушение сроков оформления документов на отгрузку, несвоевременное согласование замены поставок).

    Среди внешних причин недовыполнения договорных обязательств по поставкам продукции выделяют изменение плана поставок, состава покупателей, отказ покупателя от продукции, низкое качество поставляемых материалов, полуфабрикатов, отказ от поставок материалов, не выделение авто и железнодорожного транспорта.[6, с.349]

    С целью выявления видов продукции, которая в отчетном периоде систематически недопоставлялась, заказчиков, а также причин, по которым срываются планы поставок, предусмотренные по договору, производится анализ недопоставки продукции на ОАО «ТБЗ Усяж», представленный в таблице 2.3.


Таблица 2.3 - Анализ недопоставки продукции по видам продукции, покупателям, причинам

Наименование видов продукции Сумма недопоставки, млн.р. Наименование покупателя Причины недопоставки
А 1 2 3
  Торф 2 Смол. ГорТОП   Нарушение поставщиком обязательств по поставкам необходимых материалов

 

Продолжение таблицы 2.3

А 1 2 3
Прессованный торф 8 Паркетный завод Неплатёжеспособность покупателя
  Брикет 3 Жодинская ТЭЦ Неполная готовность партии к отгрузке
Дробленый брикет 3 Жодинская ТЭЦ Недостатки в работе отдела сбыта
Заготовки железа 4 ЖБИ Неполная готовность партии к отгрузке
Древесина 9 Паркетный завод Неплатёжеспособность покупателя
Прессованный брикет 2 Силикатный завод Неполная готовность партии к отгрузке
Изделия из пластмасс 2 ЖКХ Неплатёжеспособность покупателя

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Как свидетельствуют данные аналитической таблицы, недопоставка продукции предприятием ОАО «ТБЗ Усяж» была вызвана как внутренними, так и внешними причинами. Нарушение поставщиком обязательств по поставкам необходимых материалов Смол. гортоп привело к недопоставке по договору торфа на сумму 2 млн.руб. Неплатёжеспособность покупателя Паркетный завод привело к недопоставке прессованного торфа на 8 млн.руб., древесины на сумму 9 млн.руб. Неполная готовность партии к отгрузке, а также недостатки в работе отдела сбыта стали причиной недопоставки Жодинской ТЭЦ брикета на сумму 3 млн.руб., а также дробленного брикета на сумму 3 млн. руб. Вместе с тем, не полностью была готова к отгрузке партия по заготовкам железа и прессованному брикету для ЖБИ на сумму 4 млн.руб., и для Силикатного завода на сумму 2 млн.руб. Однако, из-за неплатёжеспособности покупателя ЖКХ предприятие не смогло поставить изделия из пластмасс на сумму 2 млн.руб.

    В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения в целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

    Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

    Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим – это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

    В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на после производственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.[6, c.352]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: