Факторный анализ отгрузки и реализации готовой продукции

Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово- хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

Источниками информации для данного анализа являются: форма №1 «Бухгалтерский баланс» (приложение Ж), форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточка складского учета готовой продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Источниками информации послужили «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» форма 12-п на ОАО «ТБЗ Усяж».

Таблица 2.5 - Динамика производства  продукции в сопоставимых ценах

 

месяц.

год

 

Объем

производства, млн.руб.

(приложение К)

 

аа

 

 продукции, млн. руб.

            Темпы роста, %

  базисные    цепные
1                2         3         4
12.2007 1105      100,0   100,0  
12.2008 1196 108,2(стр.2стр.1) 108,2(стр.2/стр.1)
12.2009 1641 148,5(стр.3/стр.1) 137,2(стр.3/стр.2)

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Таблица 2.6 - Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах

 

месяц.

год

Объем реализации,

млн.руб.

(приложение К)

 

             Темпы роста, %

  базисные    цепные
1                2          3        4
12.2007 1365 100,0 100,0
12.2008 1462 107,1(стр.2стр.1) 107,1(стр.2/стр.1)
12.2009 1955 143,2(стр.3/стр.1) 133,7(стр.3/стр.2)

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Из таблиц 2.5 и 2.6 видно, что за три года объем производства воз­рос на 48,8 %, а объем реализации - на 43,2 %. За последний 2009  год темпы роста производства несколько выше темпов реализации продукции, что свидетельс­твует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Необходимо проанализировать выполнение плана по реализации продукции. С этой целью мы составим таблицу, в которой для анализа будем использовать данные ОАО «ТБЗ Усяж»  за 2008  год.

Таблица 2.7 - Выполнение плана по реализации продукции

 

Показатель По плану Фактически Отклонение от плана (2-1) Выполнение плана, % (2/3 ∙ 100%)
А 1 2 3 4
Объем реализованной продукции, млн.руб 8143 (приложение Б, стр.1, гр.3)   8310 (приложение В, стр. 2, гр.5)   +167   102,05

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Таким образом, как свидетельствуют данные таблицы 2.7., на ОАО «ТБЗ Усяж» за 2008 года объем реализованной продукции составил 8310 млн. руб., что превысило плановый показатель на 167 млн. руб. (8310 –

- 8143) или 2,05% (102,05 – 100). Данный показатель является несомненным плюсом в работе предприятия.

Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой. Баланс продукции составляется в отпускных ценах без налогов и отчислений от выручки или по себестоимости. Для сопоставимости результатов, отраженных в разных формах отчетности или вне системы бухгалтерского учета в различных видах оценки, используются соответствующие коэффициенты пересчета.

В экономической литературе и в практике анализа хозяйственной деятельности используется два варианта факторного анализа отгрузки и реализации продукции. Их существование обусловлено разной учетной политикой в этой области.

Так, первый вариант используется при определении выручки от реализации по мере отгрузки. Второй вариант – при учете реализации по мере оплаты.

Моделирование факторной системы основывается на формуле товарного баланса продукции, которая имеет вид:

ОНн + ВП = Р+ОНк,                                                      (2.4)

где ОНн, ОНк – остатки нереализованной продукции соответственно на начало и конец периода;

  ВП – объем выпущенной продукции;

  Р – объем реализованной продукции.

Формулу товарного баланса можно представить следующим образом:

Р =ОНн + ВП – ОНк.                                                       (2.5)

   Предприятие в соответствии с учетной политикой выбирает для себя один из методов учета реализации продукции: по методу отгрузки либо по методу оплаты счетов за поставленную продукцию.

В случае, если предприятие ведет учет реализации по моменту отгрузки продукции (счет 45 «Товары отгруженные» не используется), то объем реализации фактически становится равным объему отгруженной продукции.

 Кроме того, необходимо уточнить, что остатки нереализованной продукции в этом случае складываются из остатков готовой продукции на складах предприятия. То есть, формула товарного баланса примет вид:

Р = ОТГ = ОНн + ВП – ОНк,                                                (2.6)          

где ОТГ – объем отгруженной продукции.

Исходя из этого можно сделать вывод, что на реализацию и отгрузку готовой продукции оказывают влияние следующие факторы первого порядка:

изменение объем выпуска продукции;

изменение остатков нереализованной продукции на конец периода.

При учете реализации по моменту оплаты остатки нереализованной продукции слагаются из остатков готовой продукции на складе, остатков товаров отгруженных, в том числе срок оплаты которых ещё не наступил, которые не оплачены в срок покупателем и находящейся на ответственном хранении у покупателя. В этом случае формула товарного баланса имеет вид:

Р = ОГПн + ОТОн +ВП – ОГПк – Отток = ОТОн + ОТГ – ОТОк (2.7)

где ОГПн, ОГПк – остатки готовой продукции соответственно на начало и конец периода;

ОТОн, ОТОк – остатки товаров отгруженных соответственно на начало и конец периода. [9,с.110]

Из данной факторной модели следует, что факторами первого порядка, влияющими на объем реализации являются:

изменение остатков отгруженных товаров на начало периода;

изменение объем отгрузки продукции;

изменение остатков отгруженных товаров на конец периода.

На ряду с этим, на отгрузку влияют факторы, которые относительно объема реализации являются факторами второго порядка:

  изменение объем выпущенной продукции;

  изменение остатков готовой продукции соответственно на начало и конец периода.

Остатки нереализованной продукции на конец года оказывают влияние на объема реализации с обратным знаком.[9, с. 110]

Баланс продукции составляется в отпускных ценах (плановых или действующих) без налогов и отчислений от выручки или по себестоимости (плановой или фактической). Для сопоставимости показателей, отраженных в разных формах отчетности или вне системы бухгалтерского учета в различных видах оценки, используются соответствующие коэффициенты пересчета. Данные об остатках готовой продукции на складе и товаров отгруженных по фактической себестоимости берутся из формы № 1 «Бухгалтерский баланс» (приложение Ж). Запасы готовой продукции на начало и конец года в действующих ценах отражаются в форме 1-п, используется сведения из статистической отчетности (приложение Б). 

Как свидетельствуют данные таблицы, реализация готовой продукции полностью обеспечена товарами.

Таблица 2.8 - Исходные данные

 

 

Показатели

Фактически, млн.руб.
 
А 1
1.Остаток готовой продукции на складах и в товарах, отгруженных на начало отчетного года  (приложение Ж, стр. 216)   475  
2.Выпуск продукции (приложение В, стр. 1.1, гр.5) 8829  
3.Разные поступления(списания), кроме реализации (излишки, недостачи и образцы)   -

Продолжение таблицы 2.8

А 1
4.Реализация (приложение В, стр. 2, гр.5) 8310  
5. Остаток готовой продукции на складах и в товарах, отгруженных на конец отчетного года  (приложение Ж, стр. 216)   994  
Итого (стр.4+стр.5) 9304

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

    Как видно из таблицы 2.8, остатки готовой продукции на складах и в товарах, отгруженных на начало отчетного года составляли 475 млн.руб., на конец отчетного года данный показатель увеличился на 519 млн.руб.(994-475), что говорит о значительных остатках на складах. Это объясняется, в первую очередь, тем, что выпуск продукции выше объема реализации на 519 млн.руб.(8829-8310).

На изменение объема реализации продукции влияют факторы, приведенные в факторной модели на рисунке 1 (приложение И).

Для выяснения причин не реализации продукции, на основании данных бухгалтерской отчетности, а также бизнес-плана необходимо проанализировать реализацию продукции.

Таблица 2.9 - Анализ реализации продукции, млн.руб.

 

Показатели По плану Фактически Влияние на объем реализации, (+,-) (гр.2-гр.1)
А 1 2 3
1.Остаток готовой продукции на складе:      
  1.1 на начало периода 150 (приложение Б,стр.1,гр.4) 169 (приложение В,стр.6,гр.3) +19
1.2 на конец периода 200 (приложение Б,стр.1,гр.5) 243 (приложение В,стр.6,гр.5) - 43
2. Выпуск продукции за год 8403 (приложение Б,стр.1,гр.2)   8829 (приложение В,стр.1.1,гр.5) +426  
3. Отгрузка продукции за год (стр.1.1 + стр.2 – стр1.2) 8353 8755   +402
4. Остаток товаров на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта:      
4.1 на начало периода Х - -
4.2 на конец периода Х 231 - 231
5. Поставки продукции за год (стр.3 + стр4.1 – стр4.2) 8353   8524 +171

Продолжение таблицы 2.9

А 1 2 3
6. Товары в пути на начало отчетного периода 300 (приложение Б,стр.1,гр.6) 306 (приложение В,стр.4,гр.3) +6  
7. Товары в пути на конец отчетного периода 510 (приложение Б,стр.1,гр.7) 520 (приложение В,стр.4,гр.5) -10  
8. Реализация продукции за год (стр.5 + стр.6 – стр.7) 8143 8310   +167

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Влияние факторов изменения объема реализации рассчитывается путем сопоставления фактических показателей с соответствующими плановыми, с учетом характера зависимости между факторами и результативным показателем.

Исходя из данных таблицы 2.9 можно сделать вывод о том, что остатки готовой продукции на складе к концу периода увеличились на 50 млн.руб. (200-150) по плановому показателю, фактически также произошло увеличение на 74 млн.руб.(243-169), что говорит значительной загрузке складов, и незначительной реализации продукции. Как видно из таблицы по всем показателям наблюдается рост фактических, по сравнению с плановыми. Но не каждое увеличение фактического показателя по сравнению с плановым является положительным моментом в работе предприятия. Так, например рост объемов отгруженной продукции на 402 млн. руб. (8755-8353) является положительным моментом в работе предприятия за данный год, а рост остатков готовой продукции на складе на конец периода на 43 млн. руб. (243-200) - отрицательным, свидетельствующем об опережающем росте объемов производства по сравнению с объемами реализации. Снижение остатков готовой продукции является резервом увеличения реализации товаров. Необходимо выяснить причины данного негативного эффекта, так как дальнейший опережающий рост объемов производства по сравнению с объемами реализации может привести к «затариванию» складов и образованию залежавшейся продукции.

Результаты анализа объема реализации продукции на ОАО «ТБЗ Усяж» показывают, что план реализации перевыполнен на 167 млн. руб., (8310 – 8143),в том числе за счет увеличения выпуска продукции на 426 млн. руб. (8829 – 8403). Вместе с тем, отрицательное значение на объем реализации оказал рост остатков готовой продукции на складах на 24 млн. руб.(43-19). Сверхплановые остатки готовой продукции вызваны перевыполнением плана производства, а также с недостатками в обеспеченности транспортными средствами.

Рост остатков отгруженных товаров, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия, привел к снижению объема реализации на 235 млн. руб. (445-210). Такое увеличение остатков товаров отгруженных вызвано изменением сроков нахождения документов в пути. На предприятии изменилась отгрузка продукции покупателем и форма расчетов с ними. Отгрузка продукции за текущий год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 402 млн. руб. (8755 – 8353), поставка продукции – на 171 млн. руб. (8524 – 5353). 

На ОАО «ТБЗ Усяж» необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: