Направления оптимизации налога на прибыль организаций

Оптимизация отдельных налогов предполагает рассмотрение различных элементов налога: объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления и срока уплаты соответствующего налога. Наибольшее внимание на стадии оптимизации налогов также уделяется использованию льгот и освобождение от налогов и от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов.

Оптимизация налога на прибыль является важнейшим моментом принятия управленческих решений, поскольку данный налог оказывает непосредственное влияние, на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта исходя из принятой стратегии развития.

Планирование налога на прибыль осуществляется при международном налоговом планировании, при разработке учетной политики организации, при заключении различных договоров. В рамках международного налогового планирования следует сказать о том, что наиболее глобальный характер имеют общие соглашения об устранении двойного налогообложения доходов и имущества, которые обычно состоят из трех частей: в первой части устанавливается сфера действия соглашения, во второй – определяются налоговые режимы, в третей – предусматриваются методы и порядок выполнения соглашений. Урегулирование налоговых отношений между различными странами осуществляется путем заключения двухсторонних налоговых соглашений [14].

Имеющиеся у России соглашения об избежании двойного налогообложения сгруппированы по рассматриваемым в них вопросам на следующие виды:

-по строительно–монтажным работам;

-по дивидендам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;

-по процентам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;

-по международным перевозкам;

-выплаты вознаграждений иностранным гражданам за работу по найму;

-выплата вознаграждений за работу по найму на строительных и строительно-монтажных площадках.

Следует отметить, что в России возможны два способа использования таких договоров: 1) предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов иностранных юридических лиц из источников в России; 2) возврат налогов на доходы иностранных юридических лиц из источников в России. Использование соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет предприятиям получать реальную экономию в случае, если ставка в другой стране меньше, чем в России.

В современных условиях законодательно закреплена необходимость учитывать налоговые аспекты при составлении приказа по учетной политике. В соответствии с главой 25 НК РФ организация может в своей учетной политике определить следующие моменты:

· метод определения доходов и расходов (ст. 271, 273 НК РФ);

· порядок уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации (п.2 ст.288 НК РФ);

· налоговый учет амортизируемого имущества (ст.259 НК РФ);

· порядок формирования резервов по сомнительным долгам (ст.266 НК РФ);

· порядок формирования резервов по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст.267 НК РФ);

· порядок уплаты налога на прибыль (ст. 286 НК РФ).

Например, для целей налогообложения прибыли амортизацию начисляют одним из методов предусмотренных ст. 259 гл.25 НК РФ – линейным или нелинейным. Кроме того, для целей налогообложения может применятся ускоренная амортизация, регламентируемая Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 №967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов». В том случае, если амортизационные отчисления, исчисленные используемым в организации способом, окажутся больше суммы отчислений, исчисленной при ускоренной амортизации, производится корректировка прибыли в общеустановленном порядке.

При использовании ускоренного метода амортизации не применяется коэффициент индексации.

С позиции налогообложения для плательщика, безусловно, выгоднее использовать ускоренную амортизацию с ее "ускоренным" темпом постепенного отнесения расходов на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Ведь основная часть стоимости объекта ОФ группы 3 (65%) "самортизируется" за первые три года начисления амортизации.

    В целях создания финансовых условий для ускорения внедрения в производство научно - технических достижений и повышения заинтересованности предприятий в ускорении обновления и техническом развитии активной части основных производственных фондов (машин, оборудования, транспортных средств) предприятия имеют право применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов, введенных в действие после 1 января 1991 г.

Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрого по сравнению с нормативными сроками службы основных фондов, полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения.

    Предприятия могут применять ускоренный метод исчисления амортизации в отношении основных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта продукции в случаях, когда ими осуществляется массовая замена изношенной и морально устаревшей техники новой более производительной при согласовании этого вопроса с Госпланом СССР или госпланами (министерствами экономики) союзных республик.

  При введении ускоренной амортизации предприятия применяют равномерный (линейный) метод исчисления, при этом утвержденная в установленном порядке (по соответствующему инвентарному объекту или их группе) норма годовых амортизационных отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более чем в два раза.

Практически у каждой организации имеется непогашенная дебиторская задолженность. Организации - плательщики налога на прибыль могут сократить свои налоговые потери в случае неисполнения дебиторами своих обязательств по оплате поставленных товаров (работ, услуг) путем создания резерва по сомнительным долгам. Создание резерва по сомнительным долгам является инструментом, позволяющим сократить обязательства организации перед бюджетом по уплате налога на прибыль с сумм прибыли, которую организация фактически не получила. При создании резерва организации следует обратить внимание на необходимость выполнения ряда требований, предъявляемых главой 25 НК РФ к созданию резерва по сомнительным долгам.

Налоговым кодексом предусматривается следующий порядок формирования резерва:

• организация должна провести инвентаризацию дебиторской задолженности на последний день отчетного (налогового) периода;

• рекомендуется предусмотреть возможность создания резерва по сомнительным долгам в учетной политике организации;

249 НК РФ. Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются

• рассчитать сумму резерва, учитывая, что по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерв

При этом следует знать, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемого в соответствии со статьей.

Дебиторская задолженность ЗАО «Научприбор»на конец 2009 года составляет 19817 тыс.руб (Приложение Д). Эта сумма может быть полностью отнесена к задолженности, возникающей более чем на 90 дней.

Выручка за 2009 год составляет 81210264 руб. (приложение Д). 10% от выручки – 8121026,4 руб.

То есть целесообразно было ЗАО «Научприбор» создать резерв по сомнительным долгам в размере 19817 тыс. руб.

Говоря об оптимизации налога на прибыль путем создания резерва по сомнительным долгам необходимо отметить недостатки данного способа:

· резерв создается не под любую задолженность, долги должны быть просрочены более чем на 45 дней;

· сумма создаваемого резерва ограничена лимитом в 10% от выручки отчетного (налогового) периода;

Сумма создаваемого резерва зависит не только от срока задолженности, лимита выручки, но и от характера долга. Резерв по сомнительным долгам не создается в отношении долгов, образовавшихся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Кроме того, в соответствии со статьей 266 НК РФ, чтобы задолженность была признана сомнительной, эта задолженность не должна быть обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

С учетом созданного резерва сумма налога на прибыль за 2009 год будет:  Н = (138475 – 138475)х20% = 0. То есть за счет резерва предприятие смогло бы погасить свою задолженность по налогу на прибыль полностью. При этом оставшаяся сумма из резерва 19678525 руб. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой – либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам предприятия.

Оптимизация налога на прибыль предполагает обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и  внереализационного  дохода, обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущего дохода, а также к косвенным в целях их учета для целей налогообложения прибыли в текущем периоде в полном объеме.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на пpибыль является незаменимым в совpеменной системе финансов, являясь кpупнейшим источником доходов бюджетов. Он охватывает не только pазличные категоpии налогоплательщиков, но и устанавливает для каждой их них свои особенности обложения: в пpименении налоговых ставок, льгот, сpоков уплаты и т.д. Это пpямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового pезультата. В настоящее вpемя плательщиками налога на пpибыль являются пpедпpиятия и оpганизации, являющиеся юpидическими лицами по законодательству Pоссийской Федеpации, включая кpедитные, стpаховые оpганизации, а также созданные на теppитоpии Pоссийской Федеpации пpедпpиятия с иностpанными инвестициями, междунаpодные объединения и оpганизации, осуществляющие пpедпpинимательскую деятельность, а также филиалы и дpугие обособленные подpазделения этих пpедпpиятий и оpганизаций, имеющие отдельный баланс и pасчетный (текущий, коppеспондентский) счет. Объектом обложения налогом на пpибыль, является валовая пpибыль, включающая в себя пpибыль (убыток) от pеализации пpодукции, выполненных pабот и услуг, основных фондов и дpугого имущества пpедпpиятий и оpганизаций, ценных бумаг, фьючеpсных и опционных контpактов и доходы от внеpеализационных опеpаций, уменьшенных на сумму pасходов по ним.

 Налог на пpибыль является весьма эффективным инстpументом воздействия на финансовое положение пpедпpиятий, повышающим (либо наобоpот снижающим) их заинтеpесованность в pазвитии пpоизводства.

Вносимые в куpс экономической pефоpмы уточнения и дополнения неизбежно отpажаются на необходимости коppектиpовки отдельных элементов системы налогообложения. Не является исключением и ноpмативная база по налогу на пpибыль. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инстpуктивный и методический матеpиал по налогам.

С достижением цели и выполнением задач куpсовой pаботы, а так же исследованием действующей налоговой пpактики, возможным является фоpмулиpование вывода о том, что поступления от налога на пpибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах федеpального бюджета.

    В ходе написания данной курсовой работы в качестве информационной базы было исследовано ЗАО «Научприбор» в период с 2007 по 2009 года.

Анализ финансовых показателей показал, что валовая прибыль организации за исследуемый период уменьшилась на 87%. Уменьшение данного показателя произошло в основном за счет снижения выручки от реализации продукции в 2008 г. по сравнению с 2009 г. на 35,8%.

За исследуемый период на предприятии прибыль от продаж уменьшилась в 63 раза, что связано, прежде всего, с уменьшением выпускаемой продукции.

Уменьшение на предприятия чистой прибыли почти в 2 раза свидетельствует об отсутствия источника пополнения оборотных средств.

Таким образом, по итогам финансово-хозяйственной деятельности за  рассмотренный период у ЗАО «Научприбор» почти все показатели имеют отрицательную динамику.

Целями бухгалтерского и налогового учета предприятия являются:

- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций;

- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

В качестве направлений оптимизации налога на прибыль были рассмотрены ускоренная амортизация и создание резерва по сомнительным долгам предприятия. Оптимизация налога на прибыль предполагает обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и  внереализационного  дохода, обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущего дохода, а также к косвенным в целях их учета для целей налогообложения прибыли в текущем периоде в полном объеме.

Также был рассмотрен вопрос о прогнозировании налога на прибыль организаций. Налоговое прогнозирование представляет собой процесс обоснования величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъектов хозяйствования, а также управления ими.

 

 

        

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение. Учебник. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К»,2008. – 134 с

2. Гулаев В.И. Налоги – состояние, проблемы и решения // Финансы. - 2008. - №6. – С.26-29

     3. Комментарий к Налоговому кодексу РФ ч.2 (постатейный). 2-ое издание. Составитель и автор комментариев – Борисов А.Б. – М.: «Книжный мир», 2005. – 546с.

4. Корсун Т.И. Налогообложение коммерческой деятельности. Практическое пособие - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 384 с.

5. Лексин В.А., Швецов А.И.  Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ / В.А. Лексин, А.И. Шевцов // Вопросы экономики. – 2006. - № 3. – С.25-27.

6. Лушин, С.И. Государственные финансы в новых условиях / С.И. Лушин. – М.: Финансы, 2006. - 125 с

7. Майбурова И.А. Налоги и налогообложение: учебник / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-дана, 2008. – 444с.

8. Максимова Н.С. О реформе  межбюджетных отношений в Российской Федерации / Н.С. Максимова // Финансы. – 2006. - № 6. – С.12-19.

9. Налоги и налоговое право - под ред. А.В. Брызгалина. - М.: "Аналитика-Пресс", 2006. - 405 с.

10. Налоги, под ред. Д.П. Черника. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. - 360 с.

11. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: Эксмо, 2009. – 832 с.

12. Паркинсон С. Закон и доходы / C.Паркинсон. - М.: ПКК "Интерконтакт",2006. - 600 с.

13. Паскачев А.Б. Коллегия МНС России подводит итоги за 2003 год / А.Б. Паскачев // Российский налоговый курьер. – 2007. – №1. – С.6-10.

14. Паскачев А.Б. О поступлении налогов и задачах, стоящих перед налоговыми органами России / А.Б. Паскачев // Российский налоговый курьер. –2006. – №1. - с.6-8.

15. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. - М.: Инфра-М, 2007. - 407 с.

16. Руковский И. Историко-статистические сведения о подушных податях. В сб. "Труды Комиссии для пересмотра системы податей и сборов". - Т.1, СПб, 2007. - 500 с.

17. Сергеев И.В., Волошина А.Н. Налогообложение малых предприятий / И.В. Сергеев, А.Н. Волошина. – М.: «Финансы и статистика», 2006. – С.256.

18. Типалина М.В. Влияние изменений по налогу на прибыль на инвестиционную активность организаций // Налоговая политика и практика. – 2007. - №4 (52) апрель – С.3-7

19.Кашин Н.М. "Комментарий (постатейный) к главе 25 Налогового Кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" - Издательство "Юрайт", 2005. - 305 с.

20. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» "Российская газета", N 97, 31.05.2005.

21. Дробозина Л.А., Окунева Л.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. - 400 с.

22. Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Богачева В.Д. Финансы / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика,2007. - 308 с.

23. Черник И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах // Налоговый вестник. – 2006. - №2. – С.115-118

24. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2008. – 340 с.

25. Путин, В.В. Основные направления налоговой политики: Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах // Intеrnеr rеsourcе: http\\ www1.minfin.ru – Сайт Министерства Финансов РФ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: