Источники информации и основные направления проверки

Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированном, а также в перечне применяемых регистров, их построении, по­следовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным сред­ствам должны оформляться унифицированными межведомст­венными формами первичной учетной документации:

форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основ­ных средств;

форма ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;

форма ОС-4 — акт на списание основных средств;

форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств:

форма ОС-6 — инвентарная карточка учета основных средств

форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;

форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;

форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования:

синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машино- граммах дебетовых и кредитовых оборотов по счету 01, 02;

Главная книга;

баланс (ф. № 1);

отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

• контроль за наличием и сохранностью основных средств;

• правильность отнесения предметов к основным средст­вам;

• правильность оценки основных средств в учете;

• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

• правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;

• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами ау­дита основных средств можно выде­лить четыре направления проверки:

1) аудит наличия и сохранности основных средств

2) аудит движения основных средств;

3) аудит правильности начисления износа;

4) проверка правильности налогообложения по основным средствам.

 

3.2 Аудиторские процедуры по существу с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности

Для обоснованного выражения своего мнения о правильно­сти ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может приме­нить несколько аудиторских процедур в соответствии с россий­ским правилом (стандартом) аудита “Аудиторские доказательст­ва”. При проверке учета основных средств аудитор может применять следующие способы получе­ния доказательств:

• проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

• инвентаризация;

• проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйст­венных операций;

• подтверждение;                                               

• аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов используется для под­тверждения достоверности расчетов сумм начисленной аморти­зации по основным средствам и нематериальным активам, на­логовых расчетов, показателей отчетности и т.д.

Инвентаризация используется для проверки фактического наличия объектов основных средств и нематериальных активов. В ходе проверки аудиторы сами могут принять участие в прове­дении инвентаризации.

Проверка соблюдения правил учета применяется при про­верке учета основных средств и нематериальных активов. Ауди­тор проверяет соответствие закону “О бухгалтерском учете”, По­ложению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности, Положениям ПБУ 3/95, ПБУ 6/97, ПБУ 9/99, ПБУ Ю/99 и т.д. применяемой экономическим субъектом корреспонденции счетов Инструкции по применению Плана счетов другим законодательным и нормативным документам.

При проверке соблюдения правил составления отчетности аудитор проверяет отчетность экономического субъекта на предмет достоверности и соответствия требованиям нормативных и законодательных документов, например ПБУ 4/99.

Проверка документов может использоваться для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете достоверности оценки и переоценки основных средств.

Подтверждение применяется для установления фактической передачи и приема вкладов основных средств в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т.п.

Аналитические процедуры используются при сопоставлен наличия основных средств и нематериальных активов в различные периоды, данных отчета об их движении, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности и т.д.

Типичные ошибки

Примерный перечень их таков:

• В учетной политике предприятия указано, что аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках (форма ОС-6). Однако на предприятии этого не делают считая ведение таких карточек излишним, при этом ссылаются на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков а на тех предприятиях, где эти карточки ведут, не всегда соблюдают требование полноты занесения реквизитов.

• Материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на сч. О1 “Основные средства”.

• Несоответствие информации о наличии основных средств по данным Главной книги информации об их остатках по данным инвентарных карточек нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации.

•  Оприходование основных средств не по цене их приобретения.

· В состав первоначальной стоимости включают затраты по оплате процентов по заемным средствам.

• При покупке основных средств у физических лиц не все­гда удерживается подоходный налог.

• При передаче основных средств в качестве вклада в ус­тавный капитал другого предприятия сумма превышения их договорной стоимости над балансовой нередко включается в со­став доходов будущих периодов (кредит сч. 83 “Доходы будущих периодов”), а по мере начисления дивидендов присоединяется к балансовой прибыли (дебет сч. 83 “Доходы будущих периодов”, кредит сч. 80 “Прибыли и убытки”). Настоящий порядок дейст­вовал до 1 января 1995г.

• При безвозмездной передаче основных средств выявлен­ный убыток не всегда списывается на уменьшение добавочного капитала или фонда социальной сферы.

• Начисление износа основных средств производится один раз в квартал.

• Предприятие продолжает начислять износ по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации.

• Неправомерное ускоренное начисление износа основных средств.

• Списание 50% балансовой стоимости в первый месяц или в первый квартал после ввода в эксплуатацию основных средств, а не равномерно в течение года.

•   Простое хищение средств (основной тип мошенничества).

 

Заключение

 

     В ходе написания курсового проекта  были раскрыты и поставленные задачи и вопросы.

В первой части работы были изучены вопросы, связанные с определением основных средств, их классификацией.

Также было наглядно показана методика проведения аудита по основным средствам.

Главная цель аудиторства – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Правильностью составления первичной документации, своевременное внесение объектов в соответствующие учетные реестры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: