Уголовно-правовая характеристика изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг

фальшивомонетничество поддельный деньги преступление

Фальшивомонетничество признается тяжким преступлением в России. Строгие наказания за фальсификацию денежных знаков установлены и в большинстве зарубежных стран мира.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, является общественные отношения, обеспечивающие право на эмиссию и обращение денег и ценных бумаг только уполномоченными на то органами и субъектами экономических отношений. Фальшивомонетничество посягает на установленный порядок:

· эмиссии и обращения российских денег (банковских билетов и металлической монеты Центрального Банка Российской Федерации);

· выпуска и обращения государственных ценных бумаг,

· выпуска и обращения других российских ценных бумаг,

· эмиссии другими государствами своей национальной валюты либо группой государств — международной валюты, например, "евро" и обращения их на территории России;

· выпуска ценных бумаг в иностранной валюте и обращения их на территории России

В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (п.2 ст.4), монополия на осуществление эмиссии наличных деист и организацию их обращения принадлежит Банку России

Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ. Ею является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Ценная бумага — это, прежде всего документ. Под документом, в соответствии с законодательством, понимается информационная запись, содержащая сведения о фактах, имеющих гражданско-правовое значение, и выполненная на материальном (бумажном) носителе, предназначенная для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования. В то же время ст. 149 ГК РФ выделяет ценные бумаги в бездокументарной форме, фиксация прав по которым осуществляется с помощью средств электронно-вычислительной техники либо иным образом лицом, получившим специальную лицензию

Таким образом, ценная бумага должна обладать еще одним важным качеством - оборотоспособностью. Для этого она должна быть приспособлена к передаче (свойство передаваемости), т.е. документ должен обеспечивать возможность оформления факта изменения субъекта имущественного права. Это может быть осуществлено либо путем физической (фактической) передачи ценной бумаги в руки нового владельца, либо, в силу п.2 ст. 142 ГК РФ, путем закрепления прав в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

От ценных бумаг необходимо отличать документы, на первый взгляд, сходные с ценными бумагами, но не являющиеся таковыми в силу фактической неспособности к обороту воплощаемых ими прав. Так, владелец квитанции о принятии вещей, например, в химчистку может передать ее другому лицу. Однако она дает лишь право на получение вещи, но не на изменение собственника и не на получение эквивалента стоимости. Владельцы таких документов (квитанции ломбарда, проездные билеты и т.п.) преследуют конкретную цель — обладать тем правом, которое закреплено в них: получить кредит, доехать до станции назначения и т. п..

Порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг регламентируется нормативными актами органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Порядок выпуска и обращения этих ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 22.04.96 г. "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 11.03.97 г "О переводном и простом векселе", другими законами о ценных бумагах.

Порядок обращения национальной валюты иностранного государства либо международной валюты группы государств, например, "евро", а также ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации регулируется Законом РФ от 9.10.92 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" с последующими изменениями и дополнениями.

Таким образом, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг негативно влияет на устойчивость государственных денег и эффективное регулирование денежного обращения.

Этот вред причиняется не только в результате изготовления или сбыта российских денег и ценных бумаг, но и иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте. Последние имеют хождение в Российской Федерации, могут обмениваться на российские деньги и ценные бумаги и таким образом влиять на денежное обращение в России.

Помимо этого вред причиняется и общественный отношениям, обеспечивающим имущественные интересы потенциальных добросовестных приобретателей поддельных денег или ценных бумаг.

"Предмет преступления" — это конкретный материальный объект, в котором проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений (объекта преступления), путем физического или психического воздействия на который причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений".

Предметом фальшивомонетничества являются:

· находящиеся в обращении банковские билеты и металлическая монета, выпущенные Центральным банком Российской Федерации;

· государственные ценные бумаги;

· другие (негосударственные) ценные бумаги в валюте Российской Федерации;

· иностранная валюта;

· ценные бумаги в иностранной валюте.

Среди ценных бумаг, перечисленных в ст. 143 ГК РФ, прямо названы лишь два вида государственных ценных бумаг — государственная облигация и приватизационные ценные бумаги.

Государственная облигация удостоверяет внесение владельцем денежных средств и подтверждает обязательство государства выплатить ему номинальную стоимость этой Ценной бумаги и доходов в виде фиксированной процентной ставки или выигрыша.

Ко второй группе государственных облигаций, определяющих взаимоотношения правительства, с одной стороны, и юридических лиц — с другой, относятся облигации Государственного внутреннего 5%-го займа, Государственного Российского республиканского внутреннего 5%-го займа.

Приватизационные чеки — ценные бумаги целевого назначения, имевшие номинальную стоимость в рублях, предоставляющие право их владельцам оплачивать полностью или частично стоимость объекта приватизации. Юридическая природа приватизационных чеков, хотя они и включены ст. 143 ГК РФ в число государственных ценных бумаг, остается не до конца ясной. Приватизационные чеки не в полной мере обладают свойствами государственной ценной бумаги. В частности, они непосредственно не дают права их обладателям на получение от эмитента характерных для государственной ценной бумаги номинальной стоимости и определенного дохода.

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О государственном внутреннем долге Российской федерации", одной из форм государственного долга являлись государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации, а также выпускавшиеся Правительством. Были выпущены:

· государственные казначейские обязательства — вид размещаемых среди населения ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение один раз в год по купонам этого обязательства дохода в определенном размере в течение всего срока владения этими ценными бумагами, а также их нарицательной стоимости;

· золотые сертификаты — письменные свидетельства казначейства, удостоверяющие право держателей (физических и юридических лиц) на получение ежеквартального дохода в виде установленной ставки, а при погашении — стоимости в рублях, исходя из средней цены золота на момент погашения; казначейские векселя, удостоверяющие безусловное денежное обязательство Министерства финансов Российской Федерации уплатить до наступления срока определенную сумму денег его владельцу. Операции по погашению казначейских векселей производил Центральный банк России по поручению Министерства финансов. В отличие от других видов государственных ценных бумаг, вексель характеризуется абстрактностью и бесспорностью. Абстрактность векселя заключается в том, что он сохраняет свою силу независимо от конкретных обстоятельств, с которыми связана его выдача. Вексельное обязательство бесспорно, так как государство не может поставить платеж в зависимость от наступления какого-либо события;

· государственные краткосрочные бескупонные обязательства (ГКО) — вид ценной бумаги на предъявителя, включающей в себя совокупность обязательств по выпускаемым государственным ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином России в порядке и на условиях, установленных нормативными актами;

· сертификаты Сбербанка РФ — письменные свидетельства кредитного учреждения о вкладе денежных сбережений, удостоверяющие право владельца на получение дифференцированного дохода в зависимости от продолжительности хранения, а по истечении установленного срока — суммы вклада.

Помимо названных, к государственным ценным относят и долговые товарные обязательства, должником по которым в силу Федерального закона РФ от 1.06.95 г. "О государственных долговых товарных обязательствах" является Россия.

Квалификация изготовления или сбыта этих ценных бумаг по ст. 186 УК РФ является спорной, поскольку это фактически не связано с посягательством на денежное обращение. Как представляется, более обоснованной уголовно-правовой оценкой подделки названных ценных бумаг является ее квалификация:

а). как подделки документа (ст. 327 УК РФ);

б). при наличии цели получения неправомерной выгоды — как мошенничества либо причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статьи 159, 165 УК РФ)

Помимо рассмотренных, существуют производные ценные бумаги, к которым относятся обратимые облигации (облигации, которые спустя определенное время могут быть обменены па акции), обратимые привилегированные акции (привилегированные акции, которые в некоторый период времени обмениваются на обыкновенные акции). Специальные ценные бумаги банков и некоторые другие.

Отдельную разновидность производных фондовых ценностей представляют права и обязанности, вытекающие из опционных контрактов, т.е. договоров, в соответствии с которыми одна из сторон приобретает возможность купить или продать некоторые ценные бумаги по фиксированной цене в будущем, а другая — обеспечить реализацию указанного права.

Является ли юридически значимый документ ценной бумагой или нет, определяется законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке. Согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) вправе классифицировать бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством России;

Международным соглашением от 20 апреля 1929 г. (Женевское соглашение) установлено, что ответственность за изготовление фальшивых денежных знаков должна в равной мере распространяться на фальсификацию как национальной денежной единицы, так и иностранной валюты, независимо от территории, где совершается преступление. Странами-участниками соглашения, в том числе Россией, приняты обязательства вести борьбу с фальшивомонетничеством на основе принципов, обеспечивающих единство действий всех государств в изобличении и преследовании фальсификаторов.

Поэтому обязанность защиты иностранной валюты от подделки вытекает не только из того, что она негативно влияет на денежное обращение в России, но и в связи с принятием Россией (в силу правопреемственности) закрепленных Международной конвенцией о борьбе с подделкой денежных знаков обязательств РФ по борьбе с подделкой не только национальной валюты, но и валюты других государств (металлической монеты, бумажных денег, в том числе банковских билетов), имеющей хождение в силу закона.

Фальшивый денежный знак или ценная бумага должны содержать все главные их реквизиты, а именно, сходный носитель информации, наименование и обозначение на обеих сторонах прописью и цифрами номинальной стоимости этих предметов. То есть изготовление фальсификата состоит в создании предметного изображения на должном физическом носителе внешне схожего с Подлинными денежными знаками или ценными бумагами. Значение степени сходства фальшивых денежных знаков и ценных бумаг с подлинниками до определенного времени вызывало разные мнения. Так, что степень сходства поддельных денег с настоящими не имеет значения.

Так, в апреле 1997 г. в Рязани обнаружено множество фальшивых 100-долларовых банкнот: фактура бумаги, точность рисунка били практически идентичны оригиналу и проходили машинный контроль. Фальшивку выдало увеличение размера по длине на 2 мм. Поэтому для признания факта фальшивомонетничества необязательно, чтобы поддельные денежные знаки или ценные бумаги имели неопровержимое, без специального анализа, сходство с подлинными.

Вторая форма объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 186 УК РФ - сбыт указанных предметов.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ (пункт 5 постановления №1 от 17 апреля 2001 г.) сбыт фальшивых денежных знаков и ценных бумаг выражается:

а). в использовании их в качестве средства платежа при оплате товара или услуги;

б). в размене;

в). в дарении;

г). даче взаймы;

д). в продаже;

е). совершении иных подобных действий.

Не могут рассматриваться как сбыт действия обладателя фальшивых денежных знаков или ценных бумаг, представляющие собой различные формы избавления от них: выбрасывание, сожжение, оставление без надзора.

Фальшивомонетничество является оконченным преступлением, если с целью последующего сбыта изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага, а при сбыте выпущена в обращение хотя бы одна подделка, независимо от числа подготовленных для сбыта.

Исходя из положений ч. 2 ст. 24 УК РФ в редакции Федерального закона № 92 от 25 июня 1998 года ("деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса"), можно утверждать, что субъективная сторона фальшивомонетничества заключается в умышленной форме вины. Как известно, Уголовный закон формулирует признаки различных видов умысла в ст. 25 УК РФ.

Однако фальшивоментничество - преступление с формальным составом, считающееся оконченным при совершении любого из указанных в диспозиции ч. 1 ст. 186 УК РФ деяний.

Поэтому можно утверждать, что совершение фальшивомонетничества возможно только с прямым умыслом по отношению к деянию, собственно и составляющему фальшивомонетничество.

Возможность совершения фальшивомонетничества с косвенным умыслом противоречила бы презумпции вменяемости лица, достигшего возраста уголовной ответственности. Действительно, допущение виновным совершения им самим какого-либо действия свидетельствовало бы о том, что лицо не вполне руководит своими действиями. Как известно. Уголовный закон исходит из предположения о том, что любое лицо, достигшее возраста ответственности, понимает фактический характер своих действий и руководит ими, пока не доказано обратное. Следовательно, деяние при акте фальшивомонетничества (как и любом другом преступлении с формальным составом) совершается только с прямым умыслом.

Субъективная сторона специальной целью сбыта. Лицо должно сознавать, что

а). изготавливает фальшивые денежные знаки или ценные бумаги с целью их выпуска в обращение (сбыта),

б). сбывает фальшивые денежные знаки или ценные бумаги и желает сделать это.

Умысел виновного включает в себя осознание фактического содержания и общественной опасности совершаемых действий, направленности их на изготовление или сбыт фальшивых денежных знаков либо ценных бумаг.

Признаками субъекта фальшивомонетничества, согласно предписаниям ст.ст. 19 и 20 УК РФ является физическое лицо, вменяемость и достижение возраста 16 лет.

Квалифицирующими обстоятельствами фальшивомонетничества (ч. 2 ст. 186 УК РФ) являются изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг в крупном размере.

Таким образом, с привлечением капитала из других криминальных сфер организуется изготовление и широкий сбыт фальшивых денежных знаков, вербуются посредники, подбираются на определенных условиях оптовые покупатели, организующие, в конечном счете, их ввод в обращение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: