Анализ внешней и внутренней среды ОАО «ПО «Севмаш»

Внешнюю среду формируют факторы, которые не поддаются контролю со стороны руководства предприятия, и оно вынуждено к ним приспосабливаться.

     Анализ внешней среды предполагает анализ микросреды (непосредственного окружения предприятия), а именно, поставщиков, конкурентов, покупателей, и макросреды (косвенного окружения).

   К факторам макросреды относят следующие основные группы:

   - экономические факторы;

   - политические и государственно-административные факторы;

   - природные факторы;

   - социально-демографические и культурные факторы;

   - технологические факторы (влияние НТП);

   - международные факторы.

   Анализ внешней среды предприятия начинается с исследования непосредственного его окружения: покупателей, поставщиков, конкурентов.

ОАО «ПО «Севмаш» единственное предприятие в Российской Федерации, которое производит атомные подводные лодки, одно из немногих крупных предприятий, выпускающих массивные установки для добычи нефти и газа, а также огромные гражданские суда. Основными заказчиками предприятия в последнее время являются:

v  ВМФ России,

v «Роснефть»,

v «Газпром»,

v «MOSS Marilime» (Норвегия),

v «Doris enginering» (Франция).

Особенно ценным и благоприятным заказчиком для Производственной организации «Северный машиностроительный завод» является военно-морской флот России. Сотрудничество ВМФ и Севмаша наблюдаются на протяжении нескольких десятков лет и всегда занимают основную долю производства всей продукции «Севмаш». (Рис 2).

Рис. №2 «Анализ потребительского рынка ОАО «ПО «Севмаш» за 2007 - 2009 годы».

   Рассмотрим структуру потребителей продукции по отраслям производства. Потребителями ОАО «ПО «Севмаш» являются как компании различных регионов России, так и зарубежные компании, на рисунке № 3 изображена круговая диаграмма долей различных видов производстве в общем объеме продаж.   

Рис. №3 «Анализ производимой продукции ОАО «ПО «Севмаш» за 2007 – 2009 годы».

Разобьем продукцию «Севмаш» на шесть основных видов:

· военная техника,

· оборудование для добычи нефти и газа,

· гражданское кораблестроение,

· производство оборудования технического назначения.

· проектирование,

· ремонтные работы.

      Проанализировав спрос потребителей ОАО «ПО «Севмаш»,аналитики предприятия выделили для себя два основных вида производств: производство оборудования для добычи нефти и газа(30 %), а также производство военной техники (28 %). Налаживая бесперебойное производство именно по этим направлениям, сохранит для предприятия 60% объемов производства, а модернизация и расширение оставшихся производств, позволит увеличить производительность предприятие, качество его продукции и, возможно, привлечет новых потребителей.

      Для того чтобы обеспечить бесперебойный производственный процесс, необходимо наладить своевременность поставок и качество поставляемых материалов. Добиться этого можно за счет долгосрочной связи с поставщиками, в виде пролонгируемых обязывающих договоров. Понимая это, предприятие основной упор делает на трех поставщиков:

· ОАО «Калужский трубный завод» (г. Калуга)

· ФГУП «НПО «Аврора» (г. Санкт-Петербург)

· ОАО «Северсталь» (г. Череповец)

          Данные предприятия зарекомендовали себя на промышленном рынке и уже десятки лет успешно производят сырье, материалы и оборудование. ОАО «ПО «Севмаш» на протяжении пяти лет успешно сотрудничает с донными организациями, поэтому не стремится находить аналогичных поставщиков, а наоборот поддерживает производственные связи с ними (рисунок №4).

 

 

Рис. № 4 «Основные поставщики ОАО «ПО «Севмаш»

Следующим этапом непосредственного окружения предприятия, является определение основных конкурентов и их доли на российском судостроительном рынке. При проведении анализа российского судостроение, было отмечено, что «ОАО «ПО «Севмаш» относится к крупным предприятиям отрасли, и конкуренцию ему могут составить только крупнейшие судостроительные компании России. Итак, конкурентами Севмаш являются:

· ГГ «Адмиралтейская верфь» (Санкт-Петербург),

· ОАО «Алмаз» (Санкт-Петербург),

· ОАО «Балтийский завод» (Санкт-Петербург),

· ОАО «Звездочка» (Северодвинск),

· «Амурский судостроительный завод» (Хабаровск),

· Дальневосточный судостроительный завод «Звезда» (Приморский край).

Доля данных предприятий указана на рисунке № 5.

 

 

  Рис. №5 «Крупнейшие судостроительные предприятия России»

Отметим, что Севмаш является единственным в России предприятием, которое конструирует и производит атомные подводные лодки, поэтому составить ему конкуренцию достаточно сложно. На Российском рынке предприятие занимает второе место, но разница рыночных долей между предприятием лидером и ОАО «ПО «Севмаш» минимальна, а значит, предприятие имеет все шансы стать лучшим в своей отросли.

   Для анализа влияния макроокружения используется метод PEST – анализа (см. таблицу 1).

  Внутренняя среда включает в себя факторы, которые поддаются контролю со стороны предприятия, и оно может на них повлиять. Сюда входят все виды деятельности предприятия (НИОКР, производство, реализация и пр.).

   Основным фактором внутренней среды, который оказывает решающее влияние на деятельность организации, является уровень развития производства (его организация и оснащенность). ОАО «ПО «Севмаш» произвело в 2009 году перевооружение основных цехов, оборудование завода отвечает всем необходимым требованиям и закупается у лучших мировых производителей. Система менеджмента качества предприятия сертифицирована Ассоциацией по сертификации «Русский регистр» на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9001. В 2007 году «Севмашем» получен сертификат единого международного образца IQNet. В настоящее время на различные виды деятельности предприятие имеет более 70 лицензий.

 Для определения сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз внешней среды был проведен SWOT – анализ. Его результаты представлены в таблице 2.

Таким образом, анализ внешней и внутренней среды позволяет сделать вывод о том, что у предприятия есть все возможности для повышения конкурентоспособности своей продукции, благодаря приемлемости цен, высокому контролю качества, высокой квалификации персонала. В то же время достаточная известность, широкий ассортимент, привлекательные цены, высокое качество производимых труб позволят выйти на новые рынки и сегменты рынка. Этому может помешать только плохое отслеживание процесса выполнения стратегии и недостаточное использование рекламных возможностей. В связи с чем необходимо совершенствовать рекламные технологии и более четко контролировать все мероприятия, которые призваны способствовать реализации намеченных стратегических направлений.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: