В июле на аптечном рынке России присутствовало 852 фирмы-производителя лекарственных препаратов.
ТОП-10 фирм-производителей по объему продаж представлен в таблице 3.
Состав ТОП-10 фирм-производителей, лидирующих по объемам продаж на коммерческом рынке ГЛС, в июле не изменился. Расположение компаний в верхней части рейтинга также осталось прежним.
Упрочила приобретенное еще в мае 2011 г. лидерство компания SANOFIAVENTIS.
Контролируя по итогам июля 4,57% (прирост доли за месяц составил 0,04%) коммерческого рынка лекарств, она обогнала ближайшего преследователя компанию BERLIN-CHEMIE /A.MENARINI/ на 0,61%. Аптечные продажи лекарств SANOFI-AVENTIS в июле снизились на 3,1% по сравнению с июнем. Причиной тому падение продаж лидирующих препаратов компании: объем реализации Эссенциале снизился в июле на 10,7% по отношению к уровню июня, а продажи Магне сократились на 8,7%.
На втором месте рейтинга прочно обосновалась компания BERLIN-CHEMIE /A.MENARINI/, которая в отличии от следующего за ней Фармстандарта, в июле 2011 г. увеличила свой удельный вес на коммерческом рынке ГЛС на 0,12% (по итогам месяца доля компании составила 3,96%). Хотя необходимо отметить, что аптечные продажи препаратов данного производителя в июле сократились на 0,75% главным образом за счет снижения продаж Фастума (на 7,65%).
Фармстандарт, занимающий по итогам июля 2011 г. 3-ю позицию в ТОП-10 производителей, также отметился падением продаж почти на 7%. Ключевым фактором такого снижения явилось сокращение спроса на Арбидол (-21,7% к уровню аптечных продаж июня 2011 г.), усиленное влиянием факторов сезонности продаж данного препарата.
Компания GEDEON RICHTER в июле 2011 г. вытеснила с 5-го места BAYER SCHERING PHARMA AG, хотя аптечные продажи препаратов обеих компаний сократились, но у GEDEON RICHTER менее существенно (на 0,6%, тогда как у BAYER SCHERING PHARMA AG почти на 3%).
Изменение ТОП-а производителей в июле 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 года представлен в таблице 4.
Общая доля компаний, входящих в ТОП-10 в июле 2011 года составляет почти треть (33,45%) от стоимостного объема продаж ГЛС на всем коммерческом аптечном рынке ГЛС, при этом в натуральном выражении это всего 19,6%.
Компании, входящие в ТОП-10 лидеров коммерческого рынка ГЛС в РФ, остались прежними по отношению к июлю 2010 г. Лидером рынка, как и год назад, стала компания SANOFI-AVENTIS, прирост продаж которой в июле 2011 г. составил 8,3% по отношению к июню 2010 г.
Продажи препаратов BERLIN-CHEMIE /A.MENARINI/ за год выросли всего на 0,79%, что не помешало компании занять 2-е место в Top-10 производителей коммерческого рынка ГЛС.
Фармстандарт хотя и увеличил свои продажи на 10,6% к уровню июля 2010 г., все же остановился на 3-й строчке рейтинга, как и в июле 2010 г.
Совокупный объем продаж по десяти компаниям-производителям в июне 2011 г. вырос на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.
Препараты – лидеры продаж
ТОП-20 торговых наименований ГЛС по объему аптечных продаж в России за июль 2011 г. представлен в таблице 5.
Общая доля препаратов ТОП-20 составляет 13,51% от всего коммерческого аптечного рынка ГЛС, что на 0,54% выше, чем в июне 2011 года.
Состав рейтинга в июле по сравнению с июнем почти не изменился (в TОП-20 только один новичок – Кетонал), в связи с этим на фоне роста общей доли можно говорить об укреплении позиций некоторых брендов.
В июле 2011 г. произошла смена лидера среди брендов на российском рынке ГЛС, на первое место вышла Виагра, продажи которой за месяц выросли почти на 3%.
Лидер прошлых периодов Эссенциале пользовался меньшим спросом, что привело к сокращению продаж на 10,74% и уменьшению доли на аптечном рынке лекарств (по итогам июля она составила менее 1%).
Продажи Мезима и Но-шпы растут уже второй месяц подряд (в июле они
увеличились на 2,1% и 3,1% соответственно), что способствует их постепенному продвижению вверх по Top-20 препаратов.
Мовалис и Алфлутоп напротив теряют позиции, спрос на эти препараты в
аптеках страны упал в июле 2011 г.: -12% - Мовалис, -9,4% - Алфлутоп.
Индекс цен
Для того, чтобы проанализировать динамику изменения цен на ЛС с начала 2011 года, был использован Индекс Ласпейреса.
Индекс цен Ласпейреса представляет собой соотношение средневзвешенных цен отчетного и базисного периодов, в качестве весов для которых используются натуральные объемы базовой корзины потребления ЛС. В качестве корзины потребления было выбрано соотношения продаж препаратов в 2010 году. Благодаря применению этого подхода нивелируются сезонные влияния на потребление, и в результате получается ряд изменения цен в 2011 году по отношению к 2010 году.
За основу при расчете индекса цен был взят список всех полных наименований всех производителей из базы данных DSM Group за 2010 г. В качестве базисного периода был взят декабрь 2010 г.
На графике 5 отражена динамика цен на ГЛС по индексу Ласпейреса за период с декабря 2010 г. по июль 2011 г.
График 5
Изменение цен ГЛС на коммерческом аптечном рынке России