Глава 1 История развития пенсионной системы России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

ИНСТИТУТ ПРАВА И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Специальность _______________

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему Правовое регулирование, история развития, реформирование и проблемы развития пенсионной системы в Российской Федерации

 

 

Студент Логинова Ольга Альбертовна               _________________

 

Руководитель Стражников Валерий Павлович      _________________

 

Рецензент Артюхов Виталий Тимофеевич          __________________

 

 

Заведующий кафедрой                                              _________________

 

Москва 2006



Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1 История развития пенсионной системы России Пенсионные системы зарубежных стран…………………………… 6

1.1 Пенсионное обеспечение в России в дореформенный период…....................6

1.2 Предпосылки начала реформирования, создание Пенсионного фонда Российской Федерации, программа пенсионной реформы, новое пенсионное законодательство..........…………………………………………………..………….9

1.3 Пенсионные системы зарубежных стран………………………..…………....14

Глава 2 Реформирование современной системы пенсионного обеспечения Российской Федерации…………………………..…… 22

2.1 Модификация распределительной составляющей пенсионной системы и повышение уровня пенсионного обеспечения………………...……………..…..22

2.2 Персонифицированный учет – основа современной пенсионной системы..40

2.3 Формирование накопительной части трудовой пенсии…………………..…54

2.4 Монетизация льгот…………………………………………………..…………57

Глава 3 Актуальные вопросы реформирования пенсионной системы……………………………………………………………….... 62

3.1 Негосударственные пенсионные фонды – перспективы развития................62

3.2 Увеличение пенсий в связи со снижением Единого социального налога....69

3.3 Актуальные вопросы развития пенсионного обеспечения.…………………72

Заключение…………………………………………………………….. 81

Список использованных источников…………………...………….. 85



Введение

Экономические изменения, происходящие в Российской Федерации, характеризующие переход к рыночным методам управления экономикой, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, обеспечения их финансовыми источниками и рационального использования имеющихся средств.

Законодательная база современной пенсионной системы в Российской Федерации формировалась почти 10 лет. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения по многим вопросам так и не пришли к единому мнению. Концепция реформы менялась четыре раза. Главным объектом борьбы стала доля частной инициативы, которая может быть допущена в существующую у нас сугубо государственную систему пенсионного обеспечения населения.

За время, прошедшее с начала реформы пенсионной системы, нормативная правовая база, касающаяся деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, претерпела значительные изменения.

При этом помимо принятия новых нормативно-правовых актов, вносились изменения и в действующее законодательство, регулирующее вопросы, касающиеся пенсионной системы Российской Федерации.

Начиная с указанного периода, Пенсионный Фонд Российской Федерации осуществляет свою деятельность в совершенно новых условиях. В рамках реформирования пенсионной системы в Российской федерации Пенсионный фонд Российской Федерации был наделен такими дополнительными функциями, как осуществление государственного пенсионного обеспечения, организация инвестирования средств пенсионных накоплений, взаимодействие с негосударственными пенсионными фондами и др.

Впоследствии на Пенсионный Фонд Российской Федерации были возложены функции по осуществлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, ведению федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществление компенсации расходов на оплату один раз в два года стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам-северянам. Указанные полномочия выходят за рамки системы обязательного пенсионного страхования и относятся к сфере социального обеспечения в целом.

Наиболее важным для общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающее интересы различных категорий населения:

- пенсионеров, которые заинтересованы в повышении пенсии независимо от источников финансирования;

- работающих граждан, которые находятся в настоящее время в инертном состоянии в силу отсутствия связи между размером пенсий и отчислениями в ПФР;

- работодателей, которые заинтересованы в либерализации налогового режима, и в частности снижении налоговой нагрузки с целью увеличения у предприятий инвестиционных ресурсов.

Проведенные актуарные расчеты свидетельствуют, что при сохранении ранее действовавших правил исчисления пенсии, отсутствии возможности использования финансовой поддержки федерального бюджета и в условиях происходящих в стране демографических сдвигов и отсутствия мотивации у работающих граждан к уплате страховых взносов на финансирование пенсий будет наблюдаться ежегодное увеличение дефицита пенсионной системы, и к 2010году величина накопленного дефицита достигнет 7 процентов ВВП.

В результате реформирования всей пенсионной системы Российской Федерации была модернизирована ее распределительная составляющая и созданы условия для формирования пенсионных накоплений.

Проводимая в стране реформа пенсионной системы затрагивает насущные интересы практически всего населения, во многом определяет перспективы политического и социально-экономического развития России. Результаты ее первого этапа оцениваются в обществе неоднозначно, часто противоречиво.

Это происходит по политическим мотивам, из-за разного понимания комментаторами сути намеченных преобразований и знания реальной ситуации в этой сложной системе.

Надо отдать должное государству, которое не замалчивает эти проблемы, а во весь голос о них говорит, проводит большую работу по реформированию существующей пенсионной системы, ищет и находит новые механизмы и правовые рычаги управления сложившейся ситуацией. Одним из этих направлений являются негосударственное пенсионное фонды, которые наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации в сфере обязательного пенсионного страхования являются страховщиками по обязательному пенсионному страхованию. При этом в круг отношений по обязательному пенсионному страхованию помимо самих негосударственных пенсионных фондов вовлечено значительное число субъектов и участников, в том числе Пенсионный фонд российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, застрахованные лица и страхователи, а также, брокеры, кредитные организации и другие организации, участвующие в процессе инвестирования средств пенсионных накоплений.

Таким образом, изучение современной пенсионной системы, как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий, – интересно не только той части населения, которая непосредственно является центральным звеном этой системы, а именно - пенсионерам, но и тем, кто в настоящее время зарабатывает свои пенсионные накопления. Изучая и оценивая работу всех органов пенсионной системы, молодое поколение может принять активную позицию в разработке новых законодательных актов, способствующих улучшению как качества пенсионного обслуживания, определиться с выбором наилучшего варианта и способа заработать на безбедное будущее.

Реформа пенсионной системы еще только в середине пути и для ее разработчиков по-прежнему остается большое поле деятельности. 

 

 

Глава 1 История развития пенсионной системы России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: