Персонифицированный учет – основа современной пенсионной системы

Первый практический этап реформирования государственной пенсионной системы, и вместо ранее применявшихся правил назначения пенсий в ПФР была внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями – страхователями в интересах своих работников.

Основываясь на тенденциях в пенсионном обеспечении России и опыте развитых страх, в 1995году Пенсионный фонд предложил Правительству РФ концепцию организации индивидуального учета сведений о застрахованных лицах в системе государственного пенсионного страхования, а в 1996году был принят Федеральный закон № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а в дальнейшем и ряд других нормативных актов, которые закрепила законодательную и нормативную базу по персонифицированному учету.

Для отработки всех организационных и технологических решений, оценки трудозатрат и затрат времени, необходимых для организации этого учета, были выбраны несколько регионов. В пилотный проект вошли: г. Обнинск Калужской области, г. Зареченский пензенской области, г. Саров Нижегородской области и подмосковная Электросталь. Здесь на предприятиях и в организациях начали внедрять систему персонифицированного учета страховых взносов.

Система службы персонифицированного учета была создана и она явилась базой для дальнейшего реформирования пенсионной системы. Создание персонифицированного учета проводилось в достаточно короткие сроки. Западные коллеги, имеющие подобные системы, в начале работы говорили, что создать такую систему можно как минимум через 15 лет [26, с.106].

В соответствии с законом в Пенсионном фонде на каждого работающего открывается персональный (индивидуальный) лицевой счет для учета перечисляемых предприятием, организацией страховых пенсионных взносов. В отличие от прежней практики теперь работодатель делает отчисления поименно на счет каждого работника в зависимости от его заработка и установленного государством размера отчислений.

Личный счет – это возможность накопить приличную сумму. И это значительный стимул для хорошей работы.

Одно из главных достоинств системы, помимо прямой зависимости пенсий от заработков, в том числе и побочных – упрощение процесса назначения и перерасчета пенсий. Теперь не надо собирать многочисленные справки, исправлять ошибки в трудовой книжке.

Персонифицированный учет страховых взносов ПФР позволил обеспечить социальную справедливость, исключить зависимость будущего пенсионера от сохранности архивов, наличия документов после ликвидации или реорганизации работодателя. Учет ведется на каждое застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности, начиная с первого дня работы. Он предполагает регистрацию всех граждан, начинающих свою трудовую деятельность; своевременное представление сведений о месте работы, заработной плате, профессиональных и других льготах; учет страховых взносов, уплачиваемых за данное застрахованное лицо; назначение пенсий с учетом всего страхового стажа и страховых платежей; индексацию пенсий.

Персонифицированный учет является в настоящее время технологической и информационной основой всех основных бизнес-проектов в пенсионной системе:

- назначение пенсий согласно федеральному законодательству осуществляется по данным персонифицированного учета; это около 2-х млн. назначений в год;

- ежегодный перерасчет пенсий всем работающим пенсионерам (около 6 млн. человек) тоже производится по данным персонифицированного учета;

- регистрация страхователей тоже ведется в подразделениях персонифицированного учета во взаимодействии с регистрирующими органами Федеральной налоговой службы.

Учет уплаты страховых взносов страхователями тоже ведется в службе персонифицированного учета.

О масштабности работы службы персонифицированного учета говорит лишь одна цифра – информационная база персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет свыше 110млн. индивидуальных лицевых счетов россиян (рисунок 1). В единицах объемов информации это более 7,4 терабайт.

 

Рисунок 1 - Рост общего объема баз данных ПТК СПУ всех уровней [31, с.63].

Ежегодно до 1 сентября Пенсионный фонд на основе данных персонифицированного учета обязан изготовить и направить застрахованным лицам письма с извещениями о состоянии специальной части их индивидуальных счетов. В этих целях органам федеральной почтовой связи в 2005году было передано для доставки адресатам 54 миллиона 423 тысячи извещений. Эти письма позволяют каждому проконтролировать полноту уплачиваемых взносов.

На основании международного и российского опыта можно сделать вывод, что персонифицированный учет – неотъемлемая часть системы обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с законодательством Российской федерации с 2003года Пенсионный фонд представляет ежегодно каждому работающему гражданину выписку из его индивидуального лицевого счета (ИЛС) и предоставляет работающим гражданам право управлять своими накоплениями, отраженными в специальной части их индивидуального лицевого счета.

Нормативная база этого процесса была установлена Федеральным законом от 24.07.2002г. «111-ФЗ «Об инвестировании средства для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[11, с.46], Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изменениями и дополнениями) [6, с.244], и рядом других нормативных актов, которые закрепили законодательную и нормативную базу по персонифицированному учету. Логика этих документов заключается в частности, в следующем:

- застрахованное лицо должно представлять степень выполнения его страхователем (либо страхователями, в случае нескольких рабочих мест работы у данного лица) обязательств по уплате пенсионного страхования, установленных законодательством;

- у гражданина появляется определенный интерес к способу размещения накопленного для него пенсионного капитала, когда он видит сумму этого капитала и динамику его роста.

Традиционный способ информирования путем подготовки и рассылки гражданам соответствующих документов в виде специальной корреспонденции Пенсионного фонда Российской Федерации  готовился в ПФР начиная с 2002 года. В 2002г. для освоения технологии изготовления и рассылки извещений застрахованным лицам был проведен пилотный проект для информирования застрахованных лиц, которые в 2003-2004годах достигают пенсионного возраста. Всего было изготовлено и разослано заказными письмами через подразделения почтовой связи около 1,3 миллионов извещений. Эта работа позволила сделать следующие выводы:

- в стране в 2002году не существовало производства, которое позволило бы произвести такого рода информирование в масштабе всего контингента застрахованных лиц, у которых в соответствии с принятым к тому времени законодательством по пенсионной реформе должна формироваться накопительная часть пенсии (около40 миллионов человек);

- информационная база персонифицированного учета является надежной основой информирования граждан.

Граждане, познакомившись с обращением Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащимся в полученном ими конверте, понимают смысл полученной ими информации и те действия, которые они могут предпринять после ее анализа.

В ходе проекта была апробирована технология всего процесса, которая состоит из трех частей:

- получение информации от страхователей и актуализация индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, в том числе актуализация адресов доставки извещении;

- изготовление извещений утвержденной формы;

- рассылка и доставка извещений застрахованным лицам.

Было также установлено, что без комплексной автоматизации невозможно решить задачу обеспечения достоверности данных, изготовления извещений и их конвертирования, обеспечивающего режим конфиденциальности сведений при доставке и вручении.

Для создания организационного механизма актуализации гражданами адресов получения извещений в 2003году Пенсионным фондом Российской Федерации было принято и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации постановление Правления ПФР «Об утверждении Порядка обращения застрахованных лиц с целью уточнения адреса места жительства, содержащегося в их индивидуальных лицевых счетах в системе индивидуального(персонифицированного) учета» от 03.02.2003г. № 15п. Адрес доставки извещений может ежегодно уточняться застрахованным лицом путем его указания в индивидуальных сведениях, передаваемых страхователем в ПФР.

Работа в 2003году в рамках полномасштабного информирования застрахованных лиц было организована по соответствующей технологии и выявила следующие особенности технологического процесса и производства по изготовлению извещений:

Предусмотренный законодательством период информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов попадает на время наиболее массовых отпусков, что приводит к необходимости хранения значительного количества писем и не позволяет управляющим компаниям развернуть в необходимом масштабе рекламную компанию, а гражданам воспринять информацию, предназначенную для них в ходе этой рекламной компании;

- следует максимально интенсифицировать в ПФР прием индивидуальных сведений персонифицированного учета от страхователей и обработку этих сведений и обеспечение их достоверности за счет сопоставления с другими информационными базами ПФР за счет сверки с данными бухгалтерского учета о страховых взносах, поступивших на счета ПФР, которые в свою очередь, подтверждаются данными федерального казначейства;

- технологический комплекс изготовления извещений, созданный и введенный в эксплуатацию в Пенсионном фонде Российской Федерации, по своим возможностям и производительности находится на уровне аналогичных производств, созданных в последние годы в других странах мира, а по темпам создания опережает эти аналоги;

- высокоавтоматизированная технология изготовления извещений весьма критична к используемым материалам (бумага, конверты), условиям производства и к степени подготовленности персонала (операторов, инженеров, обслуживающего персонала);

- система доставки извещений нуждается в совершенствовании.

В 2004году Пенсионный фонд Российской Федерации организовал работу таким образом, что к 5 мая технологический комплекс изготовления и рассылки извещений ПФР вышел на производительность около 460тыс. извещений в сутки и в регионы было направлено более 5 млн. писем.

На технологическом комплексе передачи и рассылки Пенсионного фонда Российской федерации в 2005году изготовлено и передано органам федеральной почтовой связи для доставки адресатам 54660288 заказных писем с извещениями, в том числе и застрахованным лицам, за которых, начиная с января 2005года страхователи, не должны перечислять страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии[27, с.80].

Извещения содержат информацию о поступивших в 2004году суммах страховых взносов на накопительную и страховую части трудовой пенсии, средствах пенсионных накоплений, в том числе о чистом финансовом результате (доходе) от временного размещения страховых взносов, поступивших в 2003году, а также о наименовании инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего в соответствии с заявлением застрахованного лица инвестирование и учет средств пенсионных накоплений.

В случае отсутствия адресата в соответствии с почтовыми правилами письма хранятся на почте в течение 1 месяца, затем осуществляется их повторная доставка.

Письма не могут быть доставлены гражданам, сменившим место жительства, призванным в ряды Вооруженных сил, а также в случае смерти адресата. Сюда же относятся случаи, когда работодатель – страхователь, представляя отчет в Пенсионный фонд России по установленной форме, указывает адрес, по которому данный гражданин не проживает.

Таких писем на 15 сентября 2005г. было 1858614. Данная категория писем была возвращена в Пенсионный фонд Российской федерации.

В конце 2005г. пенсионные извещения получили и те работающие граждане, которые имеют только страховую часть индивидуального лицевого счета и не имеют накопительной части.

Извещения о состоянии индивидуального о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС) в Пенсионного фонде Российской федерации, направляемые Пенсионным фондом Российской Федерации застрахованным лицам в 2005году содержали в себе следующую информацию:

Раздел «Сведения о страховых взносах на финансирование накопительной части трудовой пенсии (специальная часть ИЛС))»:

1. В строке «Сумма страховых взносов, поступивших в ПФР за 2004год» указывается сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших за 2004 год за застрахованное лицо, учтенных в специальной части ИЛС застрахованного лица.

2. В строке «Средства пенсионных накоплений» указывается сумма средств, пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованного лица, учтенных в специальной части его ИЛС и переданных на инвестирование в соответствии с волеизъявлением застрахованного лица, включающая в себя:

-сумму страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в 2002году в ПФР за застрахованное лицо;

- чистый финансовый результат, полученный от временного размещения ПФР страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в 2002году в ПФР за застрахованное лицо;

-сумму страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших за 2003год в ПФР за застрахованное лицо;

-чистый финансовый результат, полученный от временного размещения ПФР страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших за 2003год в ПФР за застрахованное лицо;

-доход, полученный за период с 01.01.2004 по 01.10.2004 от инвестирования средства пенсионных накоплений 2002года для застрахованного лица, подавшего в 2004году заявление, которое ПФР было удовлетворено.

3. В строке «Чистый финансовый результат (доход) от временного размещения ПФР страховых взносов, поступивших в ПФР за 2003год» указывается чистый финансовый результат, полученный от временного размещения ПФР страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в ПФР за 2003год за застрахованное лицо, и учтенный в специальной части ИЛС застрахованного лица.

Раздел «Сведения об инвестировании средств пенсионных накоплений»:

По 2004году.

В строке» (наименование управляющей компании)» указывается наименование управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений в 2004году в соответствии с заявлением застрахованного лица, поданным в 2003году.

В случае если застрахованное лицо не подавало заявление или ПФР отказал (оставил без рассмотрения) его заявление, поданное в 2003 году, то в строке «Наименование управляющей компании)» указывается «ГОСУДАРСТВЕННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ».

В соответствии с представленным в ПФР управляющей компанией отчетом «О доходах от инвестирования средств пенсионных накоплений» (форма отчета утверждена постановлением ФКЦБ от 26.02.2004 № 04-8/пс) указывается доход от инвестирования средств пенсионных накоплений в процентах от среднегодовой стоимости чистых активов, полученный вышеуказанной управляющей компанией.

По 2005 году.

Для застрахованных лиц, осуществляющих формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР:

В строке «(Наименование управляющей компании)» указывается наименование управляющей компании, которая осуществляла доверительное управление средствами пенсионных накоплений в 2005в соответствии с заявлением застрахованного лица, поданным в 2004 году.

В случае если застрахованным лицом в 2004 году заявление не подавалось или ПФР отказал (оставил без рассмотрения) его заявление, то в строке «(Наименование управляющей компании)» указывается наименование той же управляющей компании, что и в предыдущем разделе.

Для застрахованных лиц, осуществляющих формирование накопительной части трудовой пенсии через негосударственный пенсионный фонд:

В строке «(Наименование негосударственного пенсионного фонда)» указывается наименование негосударственного пенсионного фонд, который осуществлял в 2005году инвестирование и учет средств пенсионных накоплений в соответствии с удовлетворенным ПФР заявлением, поданным застрахованным лицом в 2004году.

Раздел «Сведения о страховых взносах на финансирование страховой части трудовой пенсии (общая часть ИЛС)»:

В строке «Сумма страховых взносов, поступившая в ПФР на 1 января 2004года» указывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших в ПФР за застрахованное лицо на 1 января 2004года, учтенных в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В строке «Сумма страховых взносов, поступившая в ПФР за 2004год, в разрезе страхователей (работодателей).

В столбце «Страховая часть (руб.) указываются суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступившие в ПФР за 2004год, в разрезе страхователей[28, с.99].

Масштабы Российской Федерации и разнообразие условий проживания граждан позволяют считать, что доставка специальной корреспонденции ПФР будет востребована и в дальнейшем. Однако развитие информационной инфраструктуры в стране не только в отношении организаций, но и для граждан, представляет другие возможности доставки информации застрахованным лицам. В этом плане интересен опыт банковской системы, взаимодействие которой с физическими лицами – клиентами носит конфиденциальный характер, как это предусмотрено законодательством и для застрахованных лиц – клиентов ПФР[35, с.50].

Задача по разработке проекта информирования застрахованных лиц с применением электронной системы была поставлена М.Ю. Зурабовым в феврале 2002год. В дальнейшем были отработаны техническое задание и содержание проекта информирования с применением сети банкоматов Урало-Сибирского банка.

Необходимы были также соответствующие средства доступа и аутентификации клиента – физического лица. За основу были взяты существующие в банковской сфере технологии удаленного доступа клиентов по операциям с банковским счетом и наличностью.

В качестве средства доступа была принятии персональная пластиковая карта клиента банка. Первоначальная идея применения «чипа» пластиковой карты как средства хранения информации ИЛС оказалась недостаточно эффективной в связи с необходимостью постоянной ее актуализации. Поэтому в дальнейшем была принята концепция использования пластиковой карты как средства идентификации застрахованного лица в процессе санкционированного доступа к ИЛС с обеспечением соответствующей защиты.

При этом пластиковая карта позволяет предоставлять дополнительные услуги клиенту банка к уже имеющимся (зарплатный проект, получение наличных через банкомат, оплата услуг за телефон, жилищно-коммунальные расходы и т.д.)

Однако система не является ориентированной только на банк, а может функционировать без использования инфраструктуры банка, путем организации в территориальных органах Пенсионного фонда в районах, городах республики пунктов доступа к электронной системе ПФР. Используя средства телекоммуникаций, включая сеть Internet, установлены в организациях, выступающих в качестве трансферагентов Пенсионного фонда. Также планируется устанавливать терминалы, которые позволяют гражданам получить информацию о состоянии своих индивидуальных лицевых счетов и выбрать управляющие компании с применением пластиковой карты банка или специальной карты Пенсионного фонда.

В настоящее время в этих целях используются более чем 75 банкоматов Урало-Сибирского банка и информационные пункты во всех 69 района и городах Башкирии и терминал в центральном здании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан. Более 70 тыс. застрахованных лиц из числи 350-400тыс. держателей карт УралСиба зарегистрированы в этой системе[52, с.53].

Они могут обращаться к электронной системе информирования любым из следующих способов:

-через банкомат (информационный терминал) банка трансферта с использованием пластиковой карты банка;

- через оператора управления ПФР в район, городе или Отделения ПФР по Республике Башкортостан с предъявлением страхового свидетельства и документа, удостоверяющего личность, или с использованием пластиковой карты банка, либо экспериментальной пластиковой карты Пенсионного фонда – самостоятельно;

- через информационный терминал ОПФР по Республике Башкортостан с использованием пластиковой карты ОПФР (экспериментально) или пластиковой карты банка-трансферагента.

Автоматизированная система банка доработана таким образом, что обеспечивает передачу запросов от банкоматов и терминалов банка на сервер обращения к ОПФР по защищенным банковским каналам связи.

Электронная система функционирует круглосуточно и обеспечена системой защиты в соответствии с действующим законодательством. Время обработки запроса процессинговым центром ОПФР не превышает 10 секунд в нормальном режиме.

Данный пилотный проект обеспечивает информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в автоматическом режиме и предоставляет возможность лицу, заинтересованному в получении информации, реализовать эту задачу в любом месте и в любое время при значительном сокращении ежегодных расходов ПФР на рассылку писем.

Итоги внедрения данного проекта позволили сделать вывод об экономической и социальной целесообразности углубления и развития проекта.

Введение персонифицированного учета - новейшая и прогрессивная технологическая операция. Однако без активного участия работодателей практически невозможно проводить работу данной службы. Так проблема данной службы состоит в нерадивости отдельных страхователей, незнания современного законодательства, устанавливающего как сроки регистрации, так и сроки сдачи сведений персонифицированного учета.

Территориальные органы проводят активную разъяснительную работу со страхователями-работодателями, руководителями, направленную на улучшение сдачу установленной отчетности, регистрацию в органах ПФР, своевременную сдачу индивидуальных сведений.

Так за несвоевременная регистрация в ПФР влечет ответственность страхователя в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей при просрочке более 30 дней,, нарушение срока регистрации более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Несвоевременная регистрация страхователя в пенсионном фонде в качестве работодателя влечет нарушение прав застрахованных лиц. Так страхователь- индивидуальный предприниматель, имеющий наемных работников, является страхователем по отношению к самому себе и уплачивает за себя фиксированный платеж, а по отношению наемных работников он – работодатель и обязан своевременно зарегистрироваться и производить оплату за них. В случае если данный предприниматель зарегистрирован в ПФР только как предприниматель, то застрахованные лица, работающие у него по трудовому договору не имеют соответствующих отчислений и соответственно теряют страховую и накопительные части для будущей пенсии. 

В интересах застрахованных лиц органы Пенсионного фонда обращаются в судебные органы с исками о взыскании штрафа за несвоевременную регистрацию. Данные категории исков удовлетворяются, однако  суды считают, что размер штрафа несоразмерен нарушению, в связи с чем уменьшают размер штрафа. Так по иску ГУ-УПФ РФ в Сурском районе Ульяновской области к Коротковой Н.Н. решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.11.2005 дело № А72-12502/05-15/555 размер штрафа снижен до 200рублей, по иску данного же управления к Каюкову В.В. решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.02.2006 дело № А72-47741/06-11/76 размер штрафа снижен до 500 рублей.

За несвоевременное представление (непредставление) сведений индивидуального (перс) учета, представление неполных, недостоверных сведений к страхователям, в том числе к физическим лицам, самостоятельно уплачивающих страховые взносы применяются штрафные санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд. Штрафные санкции небольшие и направлены они не на пополнение бюджета ПФР, а на повышение дисциплины страхователей в отношении своевременности и качества сдаваемых сведений в ПФР. Так по искам Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Сурском районе Ульяновской области по делу № А72—10552/05-9/766 от 26.10.2005г.взыскан штраф 202рубля с индивидуального предпринимателя Спесивцева Г.Н., по делу А72-11927/04-10930 от 12.01.2005г. с СПК «Красное Знамя» - 200руб.

Не всегда застрахованные лица заинтересованы в пополнении своего лицевого счета. В последнее время появилась новая категория исков: Военные пенсионеры обращаются в суды с исками о выплате сумм страховых взносов, учтенных на их индивидуальных лицевых счетах, уплаченных за него работодателями за период работы по трудовому договору.

Истцы не желают переходить на трудовую пенсию, так как она им невыгодна. Права на получении одновременно 2-х пенсий не имеют

Мировыми судьями в исках отказывают на том основании, что действующим законодательством выплата сумм страховых взносов, учтенных на лицевых счетах застрахованных лиц, возможна только в виде назначения страховой части трудовой пенсии в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ». Показательными в этом отношении являются решение Ленинского районного суда первой инстанции № 01/03-1502 от 16.12.2005г., № 2-159/06 от 08.02.2006г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: