Пенсионное обеспечение России в дореформенный период

 

Первые государственные пенсии в России были введены в эпоху Петра I.Пенсионное обеспечение получили военные, а именно морские офицеры, которым согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу [49, c.3] по «благоустремлению верховной власти» могла быть назначена премия по старости. «Отставные военные не совсем пропадали для службы, их определяли в гарнизоны или к гражданским делам по местному управлению; только никуда не годных и недостаточных отставляли с некоторой пенсий «из госпитальных денег», особого налога на содержание военных госпиталей или отсылали в монастыри на пропитание из монастырских доходов.»- так описывает В. О. Ключевский первые попытки выплаты пенсий в России [33, c.589].

В XYIII – XIX веках пенсионное обеспечение постепенно было распространено на всех государственных служащих. Окончательно дореволюционная система пенсионного обеспечения госслужащих сложилась во второй половине XIX столетия. В отношении гражданских чиновников эта система, по сути, была страховой. Пенсии уволенным в отставку чиновникам, а также пособия их вдовам и сиротам выплачивались из средств так называемых эмеритальных касс, фонды которых формировались из обязательных отчислений от жалованья. Различия в размере пенсий были очень велики. Пенсии отставного гражданского «генерала» и мелкого чиновника могли различаться более чем в 50 раз.

Все трудящиеся слои населения России были полностью лишены какого-либо государственного социального обеспечения, как по старости, так и по инвалидности.

Требование распространить систему социального страхования (в том числе и пенсионного обеспечения) на рабочих стало одним из важнейших для революционного рабочего движения начала XX века.

Вынужденным ответом на эти требования стал закон от 23 июня 1912года «О социальном страховании рабочих» [49, c.3]. Данный закон устанавливал социальное страхование на работающих в предприятиях с численностью рабочих не менее двадцати при наличии двигателя (парового или электрического) или тридцати - при отсутствии двигателя. В силу этих ограничений закон касался только примерно 2,5 миллионов рабочих. Остальные 11,5 миллионов, занятых по найму рабочих и служащих, остались, как и прежде без всякого обеспечения по старости и инвалидности. Социальное страхование совершенно не распространялось на транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, батраков, крестьян.

Данным законом был введен элемент накопительной системы – 3/5 страхового взноса платила рабочие, 2/5 – работодатели.

В целом пенсионное обеспечение в дореволюционной России охватывало незначительную часть общества. При этом реальную возможность жить на пенсию имели лишь государственные служащие. Основная масса населения пенсионного обеспечения не имела.

Становление пенсионной системы в СССР было основано на ряде идейных установок партии большевиков. В.И. Ленин писал, что рабочие имеют право на государственные пенсии, так как она «…содержат своим трудом все богатые классы и все государство, а потому они не менее имеют право на пенсию, чем чиновники, получающие ее». Введение социального обеспечения было сформулировано еще в программе РСДРП, принятой II съездом партии в 1903году. На YI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП в 1912году партия большевиков выдвинула требование признать право пролетариата на социальное обеспечение и предложила соответствующие организационно-правовые формы социального обеспечения, гарантирующие реальное осуществление этого права.

В первые годы своего существования Советская власть предприняла шаги по расширению системы социального обеспечения. Одним из первых декретов новой власти был Декрет от 10 ноября 1917года «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев» [49, c3]. 

В 1918году были предприняты шаги по переходу от социального обеспечения трудящихся через систему страховых товариществ к единой государственной системе социального обеспечения.

В период НЭПа в связи с переходом предприятий на хозяйственный расчет имел место обратный переход от государственного социального обеспечения к социального страхованию

С конца 1920-х годов политика в области социальной защиты снова делает приоритетом расширение государственного социального обеспечения. В результате проведенной реформы пенсионное обеспечение стало осуществляться в форме непосредственного государственного обеспечения. Расходы на выплату пенсий стали финансироваться из бюджетных средств, а выплата пенсий была передана органам социального обеспечения. Конституцией 1936года было закреплено всеобщее право на пенсионное обеспечение рабочих и служащих [1, c. 3].

Развивалось законодательство о льготных пенсиях. Контингент имеющих право на льготы определялся перечнями профессий и должностей. Льготы заключались в понижении возраста, дающего право на пенсию по старости, а также в понижении стажа, дающего право на эту пенсию.

В 1956г. был принят закон «О государственных пенсиях» [ 16, c.5], положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утверждены Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размера. Новое законодательство повысило размер пенсий, были установлены различные надбавки, определена возможность назначения пенсии при неполном трудовом стаже в размере, пропорционально этому стажу [16, c.5].

В 1964году государственная система пенсионного обеспечения была распространена на работников колхозов, что в основном завершило формирование советской системы пенсионного обеспечения.

В 1973-1974годах была проведена реформа пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсии инвалидов I – II групп и семей, лишившихся кормильцев были приближены по размерам к пенсии по старости.

Конституция СССР 1977года, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977года ст. 43 закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца [2, c.139].

Закон «О государственных пенсиях» 1990года систематизировал изменения пенсионного законодательства с 1956года [5, с.7].

Система советского пенсионного обеспечения в период развитого социализма была надежной и гарантировалась государством, однако она имела определенные минусы, связанные с уравнительным характером пенсий, особенно в последние годы, когда начался разрыв в материальном достатке у различных слоев населения. В любом случае, граждане, имеющие на протяжении своей трудовой деятельности максимальную заработную плату и максимальный стаж работы, не могли получать пенсию выше той планки, которую установило государство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: