Предпосылки начала реформирования, создание Пенсионного фонда Российской Федерации, программа пенсионной реформы, новое пенсионное законодательство

Реформирование пенсионной системы началось в 90-е годы прошлого столетия, в эпоху распада Советского союза, отделения республик, сложнейшей экономической обстановки в стране, когда старые законы уже не работали, а новые еще не были изданы. Именно в эти годы ухудшилось материальное благосостояние всего общества в целом, и работающих граждан, и тех, кто находился на заслуженном отдыхе. Инфляция роста быстрыми темпами, ни рост заработной платы, на попытки индексации пенсий не могли повысить материальное благосостояние народа, было ясно, что существовавшая система государственного управления финансами пенсионного обеспечения, созданная в советские годы, исчерпала свой потенциал. Пенсионная система не имела собственного бюджета и финансировалась из консолидированного госбюджета. А это создавало условия для извлечения пенсионных средств на иные цели. Именно в этой обстановке были предприняты первые шаги по реформированию пенсионной системы. Первым этапом в реформе было создание Пенсионного фонда Российской Федерации.

22 декабря 1990г. – день рождения ПФР. Пенсионный Фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о ПФР. В своей деятельности ПФР руководствуется Конституцией РФ, Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 2122-1 [18. с.2], решениями Правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР, Федеральными Законами и иными нормативно-правовыми актами.

В Положении о Пенсионном фонде РФ записано: «ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПРФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат» Этим был и определен и целевой характер денежных средства ПФР, и невозможность их изъятия на другие цели, кто бы такие попытки не предпринимал. Этим определилась стабильность пенсионной системы.

В Положении о Пенсионном фонде отражены все стороны деятельности данной системы:

- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов Пенсионного фонда;

- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализацию средств Пенсионного фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"[6. c.], а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда и другие.

Был определен источник поступления средств в Пенсионный фонд:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

- страховые взносы иных категорий работающих граждан;

- ассигнования из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

- средства, возмещаемые ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

- средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

- добровольные взносы (в том числе валютные ценности) физических и юридических лиц, а также доходы от капитализации средств ПФР и другие поступления.

Средства Пенсионного фонда направляются на:

- выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

- другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Правительством Российской Федерации и Национальным Советом была рассмотрена и одобрена Программа пенсионной реформы, являющаяся основополагающим документом, определяющим новые принципы развития пенсионной системы страны. Программа, разработанная Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с Минтрудом России, Минэкономразвития России и Минфина России направлена на решение следующих ключевых задач:

Уточнение сложившейся пенсионной модели в части изменения формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из трех составляющих:

- базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме;

- страховой – дифференцированной части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отраженных на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой на него страховых платежей в течение всей трудовой деятельности у учетом индексации;

- накопительной – части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Полное снятие всех ограничений с суммы заработка (дохода) учитываемого при определении размера трудовой пенсии.

Учет при сохранение пенсионных прав всех категорий нынешних пенсионеровисчислении данного заработка всего периода трудовой деятельности.

путем перерасчета (конвертации) назначенных пенсий в эквивалентную сумму расчетного пенсионного капитала, обеспечивающего получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты.

Обеспечение равных возможностей для различных возрастных групп работающих. При формировании расчетного пенсионного капитала конвертации подлежат их пенсионные права, гарантированные действующим пенсионным законодательством.

Совершенствование механизма индексации пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инфляционного дохода и темпов инфляции.

Развитие дополнительного пенсионного страхования (обеспечения) путем стимулирования образования пенсионных накоплений и усиления гарантии их сохранности, в том числе государственных.

Создание условий для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, формирующихся за счет дополнительных добровольных отчислений работодателей в соответствующие негосударственные пенсионные фонды.

Для реализации указанных целей и задач данной Программы был принят ряд федеральных законов, среди которых наиболее значимыми являются:

- Федеральный закон от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе государственного пенсионного страхования [6, с.244];

- Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечения в Российской Федерации»[7, с.225];

- Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[8, с.191];

- Федеральный закон от 17 декабря 2001г. «167-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»[9, с.203].

Кроме принятия новых законодательных актов был проведен ряд мер, направленных на преобразование структуры пенсионной системы.

В 2001году во всех субъектах Российской Федерации была осуществлена передача полномочий по назначению и выплате пенсий территориальным органам пенсионного фонда Российской Федерации. Тем самым была создана единая система управления средствами обязательного пенсионного страхования. За этот период в основном решена задача перехода подразделений по назначению, перерасчету и организации выплаты пенсий к работе на основе информационных баз федерального масштаба. Соответствующим образом унифицировано программное обеспечение для назначения и организации выплаты пенсий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: