Формирование накопительной части трудовой пенсии

В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2002г. №111-ФЗ «Об инвестировании средства для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[11, с.46] и от 07.05.1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [12, с.3], застрахованные лица с 2004года смогли реализовать одно из своих прав, связанных с формированием накопительной части трудовой пенсии. А именно: выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию); отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование.

Для негосударственных пенсионных фондов работа с накопительной частью трудовой пенсии является принципиально новым видом деятельности. До 2004 года фонды занимались только дополнительным пенсионным обеспечением. Допуск негосударственных пенсионных фондов к работе, по сути, с государственными деньгами и передача им ответственности за формированием накопительной части будущей пенсии свидетельствует об определенном доверии государства частным пенсионным фондам.

Российский рынок пенсионных накоплений расчет высокими темпами. По расчетам экспертов на начало 2005года сумма пенсионных накоплений оценивается в 163млрд рублей, а в конце года составила 250млрд рублей. Из них подавляющая часть пока размещена в государственной управляющей компании. Через некоторое время негосударственные пенсионные фонды могут занять достойную нишу в этом рынке, решать важные социальные и экономические задачи.

В 2004году, помимо возможности выбрать инвестиционный портфель управляющей компании, застрахованным лицам предоставлено право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать один из негосударственных пенсионных фондов, подав в ПФР заявление о переходе в выбранный негосударственный пенсионный фонд.

С 2005года при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица путем подачи в ПФР в срок до 31 декабря соответствующих заявлений смогли реализовать следующие права:

- выбрать инвестиционный портфель управляющей компании;

- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и перейти в НПФ, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию;

- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии и выбрать для этой цели другой НПФ из числа осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию;

- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ранее выбранные негосударственный пенсионный фонд и перейти в Пенсионный фонд Российской федерации (в этом случае средства пенсионных накоплений передаются в ПФР в государственную компанию).

По состоянию на 17.11.2005года застрахованные лица имели возможность выбрать один из 96 негосударственных пенсионных фондов, допущенных к деятельности по обязательному пенсионному страхованию, либо из 62 инвестиционных портфелей, предлагаемых 55 управляющими компаниями, отобранными по конкурсу.

Кампания по приему и обработке вновь поступивших заявлений продлилась до 31 декабря 2005г. Решения по заявлениям застрахованных лиц будут переданы пенсионным фондом Российской Федерации до 1 марта 2006года, а перераспределение пенсионных накоплений между управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами в соответствии с данными решениями будет произведено до 31 марта 2006года.

Если застрахованное лицо не воспользовалось правом выбора инвестиционного портфеля управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, поступающие в его пользу страховые взносы и чистый финансовый результат от их временного размещения ежегодно направляются ПФР в государственную управляющую компанию вплоть до принятия ПФР решения об удовлетворении поступившего от застрахованного лица заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании или о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц в случае перехода застрахованного лица в негосударственный пенсионный фонд.

Средства пенсионных накоплений, поступившие из негосударственного пенсионного фонда, отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, реализовавшего право на переход в пенсионный фонд Российской федерации, и передаются в государственную управляющую компанию в течение одного месяца со дня поступления данных средств в ПФР,

Вступивший в действие Федеральный закон от 09.05.2005г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [13, с.5] вносит изменения в законодательство, направленные на:

- изменение порядка и сроков, связанных с реализацией застрахованным лицом права по формированию накопительной части трудовой пенсии;

- изменение порядка информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета;

- определение порядка обращения правопреемников умерших застрахованных лиц, порядка, сроков и периодичности произведения таких выплат, а также расчета сумм, подлежащих выплате;

- упорядочение и упрощение документооборота между Пенсионным фондом Российской Федерации, негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и застрахованными лицами.

Так как ни одна богатая страна не в состоянии обеспечить пенсионное страхование всего населения за счет госбюджета, можно сделать вывод о значимости негосударственных пенсионных фондов в процессе решения задач реформирования пенсионной системы страны. Основная нагрузка в будущем придется именно на них.

 

Монетизация льгот

 Федеральный закон от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изме6нений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [14, с.5] по существу устанавливает право на ежемесячную денежную выплату отдельных категорий граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Ежемесячная денежная выплата назначается отдельным категориям граждан по основаниям, определенным в соответствии с федеральным законодательством.

Введение ежемесячной денежной выплаты модернизировало механизм финансирования предоставляемых гражданину льгот, установив вместо них индексируемую выплату, сохранив при этом возможность получения государственной социальной помощи в виде субсидии на оплату предоставляемых социальных услуг. Предусмотрено индексирование ежемесячной денежной выплаты в порядке, предусмотренном для индексации базовой части трудовой пенсии.

В настоящее время абсолютное большинство граждан, имеющих право на льготы, являются пенсионерами, то есть по существу клиентами Пенсионного фонда Российской Федерации. Именно поэтому законом функция по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложена на органы Пенсионного фонда Российской Федерации [30, с.29].

Функции ПФР на данном этапе представляли следующее:

-формирование Регистра лиц имеющих право на ежемесячную денежную выплату;

-установка и индексация ЕДВ;

-выплата с 1 января 2005г. ежемесячной денежной выплаты;

- доставка ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим на нее право.

Наиболее сложным и важным этапом в подготовительной работе к осуществлению выплаты с 1 января 2005года являлось формирование регистра базы данных или базы данных о лицах, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты. Регистр - представляет собой уточненный документ, имеющий правовое значение. Формирование регистра проводилось совместными скоординированными действиями территориальных органов ПФР, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, военных комиссариатов, медико-санитарных экспертиз и др.

Ежемесячная денежная выплата оформляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по письменному заявлению гражданина, имеющему право на нее. Для установления выплаты необходимо представить документ, подтверждающий принадлежность обратившегося гражданина к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную дату.

Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской федерации, выносится территориальным органом пенсионного фонда Российской федерации не позднее чем через десять дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.

В случае отказа в удовлетворении этого заявления территориальный орган Пенсионного фонда Российской федерации не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения.

Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перерасчет размера назначенной ежемесячной денежной выплаты производится в случаях:

установление более низкой или высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности;

установления инвалиду, имеющему ограничение способности к трудовой деятельности I, II, III степени, группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности;

установления I, II, III степени ограничения способности к трудовой деятельности инвалиду, не имевшему такого ограничения [38, c.47].

Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг.

Заявление об отказе от получения социальных услуг подается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно в срок до 1 октября текущего года. В случае если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.

Ежемесячная денежная выплата прекращается:

- в случае смерти гражданина, имеющего право на ежемесячную денежную выплату, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;

- в случае утраты гражданином права на ежемесячную денежную выплату.

Законом устанавливается, что порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В связи с этим проведен большой объем нормотворческой работы, в том числе и по принятию ведомственных нормативных актов, направленных на урегулирование отдельных вопросов, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты. Вместе с тем Пенсионный фонд проработал проекты нормативных актов и вышел с законодательной инициативой по отдельным вопросам установления ежемесячной денежной выплаты.

Бюджет Пенсионного фонда с 2005года стал формироваться с учетом средств, необходимых на выплату ежемесячной денежной выплаты. Федеральный закон от 22 августа № 122-ФЗ имеет важное государственное значением. Об этом свидетельствует, в частности, разработка Положения о создании Правительственной комиссии с целью его реализации.

Кроме того, в ряде регионов Пенсионный фонд Российской Федерации начал работу по реформированию системы обязательного медицинского страхования неработающих пенсионеров. Обязательным условием является стандарт лечебных услуг: ПФР платит за каждого пожилого россиянина 525 рублей в год, не менее этой суммы должны вносить на медицинское обслуживание неработающих пенсионеров и местные администрации. Социальный проект по софинансированию медицинского страхования стартовал в мае 2003года в Белгородской области, следом в число участников этого эксперимента вошли Томская, костромская и ряд других областей [40, с.62].

Между Пенсионным фондом и указанными регионами подписаны соглашения о сотрудничестве. Согласно указанных соглашений ПФР выделяет финансирование на укрепление материально-технической базы домов-интернатов и на адресную помощь пенсионерам-инвалидам. Кроме того, неработающие пенсионеры получают дополнительные средства на лечение.

Деньги Пенсионного фонда находятся под строгим контролем и не только со стороны государственных органов. В конце каждого года пенсионеры получают по почте выписку из лицевого счета, где указывается, какую помощь ему оказали и сколько она стоит. В конечном счете, можно будет наладить строгий учет всех оказанных старикам услуг, рассчитать «стоимость» каждого заболевания и не только навести порядок в медицинском страховании пожилых людей, но и сделать пенсионеров выгодными для государства больными.

Общеизвестно, что цивилизованность государства во многом определяется его отношением к старшему поколению, инвалидам, малоимущим, лицам, нуждающимся в гарантированной помощи и поддержке.

Именно поэтому Пенсионный фонд всегда уделял особое внимание мероприятиям, которые призваны улучшить социальную защищенность указанных граждан [53, с.35]. Социальная значимость проведения указанных выше мероприятий затрагивает интересы более 15 млн. человек. От успешного выполнения реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. зависит социальная стабильность в обществе и уровень доверия населения нашей страны к власти [54, с.51].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: