Глава 2 Реформирование современной пенсионной системы

Пенсионного обеспечения Российской Федерации

Модификация распределительной составляющей пенсионной системы и повышение уровня пенсионного обеспечения

Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, характеризующие переход от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам управления страной, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

С 1 января 2002года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [9, с.203] Пенсионным фондом Российской Федерации осуществлен перерасчет всех видов пенсий исходя из норм пенсионного законодательства. В результате около 12 млн. человек получили существенную прибавку к пенсии, которая в среднем составила 346руб, что соответствует более чем 30-процентному росту пенсий. Одновременно осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

С 1 января 2002года установлены следующие виды трудовых пенсий:

Трудовая пенсия по старости;

Трудовая пенсия по инвалидности;

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или Ш степени, определяемой по медицинским показаниям.

Порядок признания органами Государственной медико-санитарной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, порядок установления времени наступления инвалидности и причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.1996г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» [23, с.64].

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семь умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Законом указан перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из трех частей: базовой, страховой и накопительной, трудовая пенсия по инвалидности из базовой и страховой частей.

Базовая часть в структуре трудовой пенсии является государственной социальной гарантией. Предполагается ее поэтапное приближение к прожиточному уровню в целях социальной защиты малообеспеченных слоев населения. По состоянию на 01.01.2002г. она была установлена в сумме 600рублей. Введя понятие «базовая» часть пенсии, государство распространило гарантии минимального уровня пенсионного обеспечения абсолютно на всех пенсионеров. Не только на тех, которые сейчас работают, но и на тех, которые выйдут на пенсию впоследствии.

Источником финансирования базовой части является государственное пенсионное обеспечение, а не страхование. Отсюда возникло понимание, что надо разделить финансовые источники и принципы индексации[32, с.24].

Страховая и накопительная части пенсии напрямую зависят от трудового вклада. Страховая часть рассчитывается по определенной формуле исходя из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и ожидаемого периода выплаты, связанные с уплатой страховых взносов за застрахованное лицо.

Накопительная часть является новым элементом пенсионной системы и полностью зависит от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившие в бюджет ПФР.

Гражданам, не имеющим по каким либо причинам права на трудовую пенсию, установлено государственное обеспечение в виде социальной пенсии на условиях и в порядке, определенных Федеральным законом от 15 декабря 2001года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 30 ноября 2001года[7, с.225].

Новое законодательство сохранило условия назначения пенсий, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, такие как условия назначения трудовых пенсий, периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, порядок и условия перерасчетов, внеся в них изменения, дополнения в части индексации пенсий, перерасчета пенсий работающим пенсионерам, корректировка, конвертация стажа. Были сохранены условия назначения льготных пенсий, сохранены права на назначение досрочных пенсий отдельным категориям граждан ст. 27-28 закона «О трудовых пенсиях в РФ»[9, с.218]. Кроме того был принят ряд постановлений Правительства РФ, Министерства Труда России и Пенсионного фонда России, которые конкретизировали и разъясняли отдельные вопросы нового трудового законодательства. Среди них наиболее значимыми и своевременными были: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2005г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсии» [19. c.50], Постановление Минтруда России и ПФР от 27февраля 2002г. № 16/19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[20, с.82], Постановление Минтруда России и ПФР от 16 февраля 2002г. № 17/19пб «Об утверждении правил обращения за пенсий, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[21, с. 83], Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[22, с.57].

    Уже в 2002году повышение пенсий производилось трижды. С 1 февраля и с 1 августа 2002г. все виды пенсий проиндексированы на 6,5 и 9%..

В результате в целом за 2002год средний размер пенсии увеличился с 1138рублей до 1462рубля, или более чем на 28% при годовом уровне инфляции15,1%. Средний размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2003года составил 1482рубля, размер пенсии по старости – 1590рублей. Максимальный размер пенсии по старости увеличился до 1746рублей.

Начиная с 01.01.2002г. по настоящее время было проведено несколько индексаций базовой части трудовой пенсии, как путем утверждения соответствующего коэффициента, так и установления твердой суммы, определенной исходя из темпов роста инфляции.

В указанный период Правительством Российской Федерации принято семь постановлений об индексации базовой части трудовой пенсии (от 21.01.2002г. № 42, от 18.07.2002г. № 535, от 24.01.2003г. № 47, от 16.07.2003г. № 428, от 15.03.2004г. № 142, от 21.07.2004г. № 363, от 11.07.2005г. № 419)[39, c.36].

Кроме того, наряду и индексацией, размер базовой части трудовой пенсии в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера может устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Этот способ применяется с целью значительного повышения уровня пенсионного обеспечения более высокими чем темпы инфляции и темпы роста заработной платы в стране. Либо с целью необходимости одномоментно увеличить пенсии с какого-либо определенного срока для компенсации возможных дополнительных материальных затрат граждан, непосредственно не связанных с инфляционными процессами.

Из этого следует, что базовая часть трудовой пенсии может индексироваться в любые сроки либо быть установленной в твердом размере независимо от сроков проведения и размеров индексации страховой части трудовой пенсии.

Так, 14.02.2005г. был принят Федеральный закон № 3-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[10].

В целях поддержания материального положения граждан с учетом мероприятий, проводимых по реформированию системы льгот, впервые с момента реформирования системы обязательного пенсионного страхования Закон от 14.02.2005г. предусматривает одномоментное увеличение с 1 марта 2005г. размеров всех базовых частей трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Названный выше закон устанавливает размер базовой части трудовой пенсии по старости, указанной в пункте 1 статьи 14 Закона от 17.12.2001г. в сумме 900 рублей в месяц, повысив ее тем самым на 240 рублей в месяц. Соответственно в пропорциональном порядке увеличиваются размеры всех других базовых частей пенсии по старости, а также по инвалидности и по случаю потери кормильца (таблица 1).

 

 

Таблица 1 - Коэффициенты индексации базовой части пенсии по состоянию на 01.08.2005г.

01.02.2002г. 01.08.2002г. 01.02.2003г. 01.08.2003г.
1,065 1,09 1,06 1,08
Постановление Правительства РФ от 24.01.2002г. №42 Постановление Правительства РФ от 18.07.2002г. №535 Постановление Правительства РФ от 24.01.2003 №47 Постановление Правительства РФ от 16.07.2003 г. №428
01.04.2004г. 01.08.2004г. 01.03.2005г. 01.08.2005г.
621,00(1,0384) 660,00 (1,0628) 900,00 (1,3636) 1,06
Постановление Правительства РФ от 15.03.2004г. №142 Постановление Правительства РФ от 21.07.2004г. №363 Федеральный закон от 14.02.2005г №3-ФЗ Постановление Правительства РФ от 11.07.2005г. №419

 

В результате проводимых мероприятий размер базовой части трудовой пенсии по старости, указанный в пункте 1 статьи 14 Закона от 17.12.2001г. увеличился с 450рублей до 954рублей в месяц (таблица 2).

Таблица 2 - Размеры базовой части трудовых пенсий по старости по состоянию на 01.08.2005г.

Категория пенсионера Размер
Обычный  
Без иждивенцев 954,00руб.
При наличии одного иждивенца 1272,00руб.
При наличии двух иждивенцев 1590,00руб.
При наличии трех и более иждивенцев 1908,00руб.

 

Нормы пункта 7 статьи 17 Закона от 17.12.2001г. определяют основания для проведения индексации страховой части трудовой пенсии. Размер страховой части трудовой пенсии может индексироваться:

- при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов – один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября;

-рот меньшем уровне цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие – один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась в вышеизложенном порядке;

- в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов – один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2.

Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется правительством

 Российской Федерации исходя из роста цен за соответствующий период, и не может превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период.

В случае если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации указанной части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

В период с 01.01.2002г. размер страховой части трудовой пенсии индексировался четыре раза с 01.02.2002г. в 1,065 (постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2002г. № 42), с 01.08.2002г. в 1,09раза (постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. № 535), с 01.08.2003г. в 1,08раза (постановление правительства Российской Федерации от 16.07.2003г. № 428), с 01.08.2004г. в 1,0628 раза (постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2004г. № 363). С 01.08.2005г. в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 11.07.2005г. № 419 страховая часть трудовой пенсии было проиндексирована в 1,06 раза.

Кроме того, дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии проводилось с 01.04.2003г. в 1,126раза (постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2003г. № 152) и с 01.04.2004г. в 1,09раза (постановление правительства Российской Федерации от 15.03.2003г. № 142). В 2005 году согласно статьи 2 Закона от 14.02.2005г. дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии с 1 августа 2005года было произведено исходя из коэффициента индексации 1,048 (таблица 3).

Таблица 3 - коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.08.2005г.

01.02.2002 г. 01.08.2002 г. 01.04.2003 г. 01.08.2003 г.
1,065 1,09 1,126 (п.п.5 п. 7 ст. 17) 1,08
Постановление Правительства РФ от 24.01.2002 №42 Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 №535 Постановление Правительства РФ от 13.03.2003г. №152 Постановление Правительства РФ от 16.07.2003г. №428
01.04.2004 г. 01.08.2004 г. 01.08.2005 г. 01.08.2005 г.
1,09 (п.п.5 п.7 ст.17) 1,0628 1,048 (п.п.5 п.7 ст. 17) 1,06
Постановление Правительства РФ от 15.03.2004г. №142 Постановление Правительства РФ от 21.07.2004г. №363 Постановление Правительства РФ от 11.07.2005г. №419 Постановление Правительства РФ от 11.07.2005г. № 419

 

Размер накопительной части трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится ее назначение или перерасчет в соответствии с пунктом 10 статьи 17 закона от 17.12.2001г., с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Законодатель предусмотрел возможность перерасчета размера трудовых пенсий.

Перерасчет размера базовой части трудовой пенсии предусмотрен для всех видов пенсии. Производится по следующим основаниям:

- в связи с достижением пенсионером 80 лет;

- в связи с изменением степени ограничения способности к трудовой деятельности пенсионера;

- в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении у пенсионера;

- в связи с изменением категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

С 2003года впервые осуществляется перерасчет страховой части трудовой пенсии лицам, со дня назначения пенсии которым прошло не менее 12 полных месяцев, при условии уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При перерасчете страховой части трудовой пенсии увеличение размера пенсии составляет 12 руб. 17 коп с каждой тысячи получаемого дохода без ограничения его размера (при условии уплаты страховых взносов) Это качественно новая методика перерасчета, введенная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской федерации».Максимальный размер увеличения по ранее действовавшему законодательству составлял 20 рублей. Сейчас никаких ограничений в сумме перерасчета не предусмотрено, поэтому это является дополнительным стимулом для дальнейшего осуществления пенсионерами трудовой деятельности после оформления трудовой пенсии по старости.

 Перерасчет страховой части производится следующим образом:

На индивидуальном лицевом счете пенсионера образуется новый пенсионный капитал, который не учтен при определении размера страховой части его трудовой пенсии. Для того чтобы учесть новый капитал в размере страховой части пенсии и производится соответствующий перерасчет.

Характеристики данного перерасчета.

Первое. В связи с продолжением трудовой деятельности можно пересчитать размер страховой части по старости и по инвалидности.

Второе. Основанием для перерасчета является не любая трудовая деятельность пенсионера, а только работа и иная деятельность, предусмотренные статьей 10 Закона от 17.12.2001г., т.е. при осуществлении которых за пенсионера уплачиваются страховые взносы в пенсионный Фонд РФ

Третье. Первый перерасчет размера страховой части трудовой пенсии возможно осуществить не ранее, чем по истечении 12 полных месяцев со дня назначения этой части пенсии. Второй и все последующие перерасчеты (число которых неограниченно) производятся по истечении 12 полных месяцев со дня предыдущего аналогичного перерасчета размера страховой части трудовой пенсии.

Четвертое. Период, продолжительностью в 12 полных месяцев, - это периодичность осуществления перерасчетов по пункту 3 статьи 17 Закона от 17.12.2001г. То есть, пенсионер не должен работать на протяжении всех 12 месяцев после назначения или предыдущего перерасчета размера страховой части трудовой пенсии. Трудовая деятельность пенсионера в границах соответствующих 12 месяцев может иметь любую продолжительность – хотя бы и несколько дней. Важно, чтобы за нее были уплачены страховые взносы, т.е. на индивидуальном лицевом счете пенсионера в течение года после назначения или предыдущего перерасчета размера страховой части трудовой пенсии, появился новый (неучтенный) расчетный пенсионный капитал.

Пятое. Перерасчет не является автоматическим, то есть осуществляется только по заявлению пенсионера. Само по себе образование на его индивидуальном лицевом счете нового расчетного пенсионного капитала еще не означает, что пенсионный орган должен произвести соответствующий перерасчет размера страховой части трудовой пенсии. Данное обстоятельство существенным образом отличает перерасчет размера страховой части трудовой пенсии от перерасчета размера базовой части трудовой пенсии, который, во-первых, может быть «принудительным» (например, при снижении степени ограничения способности к трудовой деятельности или при сокращении количества иждивенцев, когда не требуется согласие пенсионера на осуществление перерасчета размера базовой части его трудовой пенсии в сторону снижения), а во-вторых, «конклюдентным» (например, при достижении пенсионером возраста 80 лет пенсионный орган при неполучении каких-либо возражений с его стороны может произвести перерасчет размера базовой части трудовой пенсии в сторону увеличения и без подачи пенсионером письменного заявление о перерасчете).

Шестое. Перерасчет предусматривает полную свободу маневра – пенсионер вправе обратиться за перерасчетом сознательно пропустив несколько 12-ти месячных сроков с тем, чтобы при определении нового размера страховой части его трудовой пенсии весь дополнительный пенсионный капитал, образовавшийся за все время его трудовой деятельности после предыдущего установления этой части, был поделен на наиболее выгодное для пенсионера значение ожидаемого периода выплаты пенсии.

Введение права на перерасчет пенсионерами страховой части трудовой пенсии имеет как положительную, так и отрицательную стороны. С одной стороны, все работающие пенсионеры за счет того, что, осуществляя трудовую деятельность, находясь на трудовой пенсии могут существенно изменить размер своей пенсии за счет перерасчета страховой части. Однако в современных условиях не все страхователи-работодатели своевременно и в полном объеме осуществляют не только выплату заработной платы, но и перечисление страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда. Соответственно, если работодатель не выполняет свою обязанность по уплате страховых взносов в бюджет ПФР, работающий пенсионер не сможет произвести перерасчет пенсии по страховым взносам, так как на его лицевом счете не будет соответствующих отчислений и в перерасчете ему будет отказано.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, на органы ПФР возложено взыскание недоимки по страховым взносам. Поэтому одним из приоритетных направлений работы органов ПФР на сегодняшний день является взыскание в судебном порядке недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Иски о взыскании просроченной задолженности - наиболее распространенная категория дел, рассматриваемых по инициативе Пенсионного фонда в Арбитражном суде.

Органы Пенсионного фонда предъявляют иски о взыскании страховых взносов в интересах застрахованных лиц, однако законом предусмотрено и право самих застрахованных лиц обращаться в судебные органы с исками об обязывании уплатить работодателя страховые взносы, либо выплате суммы недополученной по вине работодателя пенсии, как например, решением  мирового судьи Судебного участка № 2 г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 02.06.2005г. по иску Смагина Д.А. о взыскании с ОАО «Ливныстрой» была взыскана недополученная пенсия в связи с неуплатой работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.             

Данные иски в настоящее время еще не получили распространения, наши граждане пока предпочитают не ссориться со своими работодателями, а надеются на решение данного вопроса без их прямого участи. Лишь немногие граждане отваживаются на открытую ссору с работодателем.

 В настоящее время сложилась и судебная и арбитражная практика по отказу в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по страховым взносам за 2002-2003годы в связи с истечением пресекательных сроков. При этом, отказывая в иск за прошлые годы, суд оставляет за истцами право добровольно уплатить задолженность для пополнения своего лицевого счета в целях реализации права на пенсию. Данная позиция суда отражена в решениях Арбитражного суда Ульяновской области № А72—11330/05-4/869 от 11.11.2005г по иску ГУ-УПФР в Сурском районе Ульяновской области к Шаталкину В.А., № А72—11333/05-4/866 от 11.11.2005г. по иску ГУ-УПФР в Сурском районе Ульяновской области Мустафину Р.Р. Аналогичные дела имеются и в других района области.

  С 2003года впервые в соответствии с новым пенсионным законодательством начала проводиться корректировка размера трудовой пенсии.

Корректировка размера трудовой пенсии по существу тоже означает перерасчет размера страховой части трудовой пенсии, однако имеет свои специфические особенности, повлекшие необходимость ее видового обособления.

Корректировка не требует какого-либо согласия со стороны пенсионера, а производится по инициативе пенсионного органа в случае выявления им расхожде­ний между сведениями об уплаченной за конкретное застрахованное лицо сумме страховых взносов, кото­рые были представлены работодателем в пенсионный орган и на основании которых был определен размер страховой части трудовой пенсии, и данными индиви­дуального (персонифицированного) учета о фактиче­ской сумме этих взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Почему законодатель предусмотрел данную новел­лу в пенсионном законодательстве. Проблема состоит в том, что «разноска» сведений о суммах поступив­ших страховых взносов по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц (т.е. формирование их расчетного пенсионного капитала) может произво­диться только по окончании календарного года на ос­новании представленных страхователями в террито­риальные органы ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в их распоряжении данных о сумах начисленных страхо­вых взносов и сумах поступивших за календарный год страховых взносов, подтвержденных данными орга­нов федерального казначейства Минфина России. Все это может иметь место не ранее 1 июля соответству­ющего года.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что любое ог­раничение прав застрахованных лиц на своевремен­ное получение размера пенсии, реально отражающе­го сумму уплаченных за него страховых взносов, до­пускаемое в том числе и по технологическим причи­нам (т.е. только из-за того, что страховые взносы не были еще к моменту назначения или перерасчета пенсии технически включены в индивидуальный лице­вой счет), носило бы антиконституционный и противо­правный характер. Именно поэтому в статью 17 За­кона от 17.12.2001 г. и было включено положение о корректировке размера пенсии по результатам уточ­нения расчетного пенсионного капитала после оконча­тельного определения суммы поступивших и зафикси­рованных на индивидуальном лицевом счете страхо­вых взносов.

Выявление расхождений между сведениями рабо­тодателя и данными индивидуального (персонифици­рованного) учета влечет за собой необходимость уточнения величины расчетного пенсионного капитала (в той его части, которая формируется из страховых взносов), что, в свою очередь, является основанием для корректировки размера только одной из различных частей трудовой пенсии, а именно страховой части пенсии.

Корректировка в отличие от обычного перерасчета никак не зависит от желания или поведения пенсионе­ра, т.е. всегда носит объективный характер. Соответ­ственно этому и срок осуществления корректировки определяется не индивидуально, а централизованно для всех пенсионеров - с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение или пере­расчет размера страховой части трудовой пенсии.

Корректировка размера трудовой пенсии производится по пункту 5 статьи 17 Закона от 17.12.2001г. производится с 1 июля, следующего за годом, на который приходится установление страховой части трудовой пенсии. При этом какой-либо доплаты сумм пенсии за время, прошедшее со дня установления страховой части трудовой пенсии до 1 июля соответствующего года не производится.

Накопительная часть трудовой пенсии индексируется по основанию появления доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений. Эта индексация производится в автоматическом режиме – ежегодно с 1 июля года, следующего за годом, в котором был установлен предыдущий размер накопительной части трудовой пенсии.

Отличительной особенностью индексации накопительной части трудовой пенсии является то, что при ее размер этой части пенсии должен определяться заново. То есть величина пенсионных накоплений, из которых был определен предыдущий размер накопительной части трудовой пенсии, увеличивается на сумму инвестиционного дохода за истекший год, исходя из нового значения пенсионных накоплений, заново определяется размер этой части пенсии.

Именно такой порядок перерасчета размера накопительной части (а не просто его умножение на индекс роста инвестиционного дохода) вытекает из содержащегося в пункте 9 статьи 17 Закона от 17.12.2001г. указания на применение при индексации измененного ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, поскольку это возможно только в случае определения размера данной части пенсии заново.

 С 2003г. в органах Пенсионного фонда РФ проводится работа по сбору сведений от страхователей и физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы о трудовом (страховом) стаже и (или) иной деятельности, которые приобретены работающими у них застрахованными лицами за период до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за весь период, начиная с 1 января 2002года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Государственные пенсии установлены Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[7, с.225].

В соответствии с данным законом пенсия по государственному обеспечению –это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим федеральным законом, и которая предоставляется гражданам целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

- федеральные государственные служащие;

- военнослужащие;

- участники Великой Отечественной войны;

- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

- нетрудоспособные граждане.

Виды государственных пенсий:

- пенсия за выслугу лет;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- социальная пенсия.

Законодательство о государственных пенсиях определяет условия назначения, порядок установления размеры государственных пенсий.

Существует ряд принципиальных отличий государственных пенсий от трудовых. Трудовые пенсии назначаются исходя из заработанного стажа и заработной платы, государственные пенсии назначаются отдельным категориям – в твердом размере исходя из базовой части трудовой пенсии, другим, исходя из стажа работы в определенных должностях.

Имеются различия в исчислении пенсии из заработной платы: при расчете выслуги лет федеральных государственных служащих исчисляется среднемесячный заработок за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения, либо достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию, в то время когда при исчислении трудовых пенсий учитывается среднемесячная заработная плата за любые 5 лет, либо 2000-2001годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.

Индексация государственных пенсий производится в следующем порядке:

- пенсии федеральных государственных служащих индексируются при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения;

- пенсии военнослужащих и членов их семей индексируются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

- пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсии участников Великой Отечественной войн, пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсии членов семей перечисленных категорий граждан, пенсии нетрудоспособных граждан индексируются в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий. Т.е. при индексации базовой части трудовой пенсии автоматически производится индексация данной категории получателей государственных пенсий.

Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки государственных пенсий во многом перекликается с порядком назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки трудовых пенсий. Таким образом, государство закрепляет единый порядок ведения делопроизводства для различных видов пенсионного обеспечения с целью упорядочения и упрощения процедур обслуживания пенсионеров органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии, но не позднее 1 января 2013года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе и стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (таблица 4).

Таблица 4 - Основные показатели по сбору форм СЗВ-К на 1 октября 2004г

                                                                                                            тыс. чел.

Кол-во страхователей

Кол-во застрахованных лиц (ЗЛ) (план по сбору СЗВ-К)

Кол-во представленных форм

всего

в том числе представивших формы СЗВ-К

всего

из них

всего

из них

в том числе

безработные граждане ЗЛ, самостоятельно уплачивающие страховые взносы безработные граждане ЗЛ, самостоя-тельно уплачивающие страховые взносы только с общим трудовым стажем со стажем на соответствующих видах работ с территориальными условиями
1411 1361 42038 1822 1071 40794 755 473 31752 6217 2825

Из общего количества представленных форм СЗВ-К 15% содержат сведения о стаже на соответствующих видах работ, 7% - сведения о работе в определенных территориальных условиях (в частности, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним) [31. c.48].

По состоянию на 1 октября 2004года 22% форм, что составляет 99448тыс. застрахованных лиц передано для правовой обработки. Из них 5380 тысяч форм содержат сведения о спецстаже, что составляет 56,9%, 3937тыся – об общем трудовом стаже. Одновременно представлены дополнительные документы к 131 тысяче форм, что составляет 1,4%.

В первую очередь на обработку передаются формы, содержащие сведения о спецстаже. Правовая обработка – это юридическая оценка отдельных периодов трудовой и иной деятельности застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002года.

При уточнении и выявлении всех необходимых сведений о стаже и заработной плате застрахованных лиц, сведения о трудовом стаже будут учитываться при определении величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002года [44, с.38].

Оценка пенсионных прав производится в соответствии с действующим пенсионным законодательством, которое к сожалению, не всегда может четко дать ответы на те или иные вопросы, возникающие в работе пенсионных органов. Так в настоящее время в связи с исключением ряда периодов работы и иной деятельности из страхового стажа, учитываемого при оценке пенсионных прав возникают судебные споры между застрахованными лицами и органами пенсионного фонда. Так в 2002году возникла новая категория исков – о зачете с стаж для исчисления пенсии периодов проживания жены с мужем – военнослужащим. Данный период в соответствии с новым законодательством при оценке пенсионных прав не засчитывается. Однако в судебном порядке граждане, обратившиеся в суд за защитой своих интересов отстаивают свое право. Таким образом судебные органы восполняют те или иные пробелы в законодательстве. Аналогичным образом решается вопрос о тождестве тех или иных профессий. Так как в Соответствии со статьями 27, 28 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лишь определенные категории граждан и зачастую из-за неправильной записи в трудовой книжке и первичных документах, обратившиеся за назначением пенсии, граждане, получают отказ. Отказ пенсионных органов как правило основывается на действующих Списках, Положения, в которых те или иные профессии, наименование учреждений не предусмотрены. И люди, фактически имеющие право на досрочную пенсию получают формальный отказ. В таких случаях также приходится решать вопрос в судебном порядке. Дела данной категории имеются практически в каждом территориальном органе Пенсионного фонда.

В настоящее время проведение оценки пенсионных прав застрахованных лиц является одним из приоритетных направлений работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Уточнение представленных сведений, их корректировки в связи с выявленными расхождениями сведения представленных страхователями со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, оказание практической помощи застрахованным лицам в сборе необходимых документа, уточняющих те или иные периоды работы, восстановление утраченных документов и т.д. – данная работа проводится в интересах застрахованных лиц, является качественно новым направлением в работе Пенсионного фонда Российской Федерации [45, с.41].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: