Увеличение пенсий в связи со снижением Единого социального налога

 

За прошедшие после пенсионной реформы годы была проделана значительная работа, предприняты усилия по созданию инфраструктуры пенсионной системы, единой централизованной системы управления средствами обязательного пенсионного страхования, модификации распределительной модели пенсионного обеспечения и формирования накопительной составляющей пенсионной системы.

В настоящее время пенсионная система функционирует достаточно стабильно, имеющиеся финансовые резервы средств позволяют покрывать издержки перехода, связанные с формированием накопительной составляющей трудовой пенсии поколения застрахованных лиц, имеющего право на нее формирование, и обеспечивать своевременную индексацию уже назначенных пенсионных выплат из расчетного пенсионного капитала.

Кроме того, младшие поколения трудоспособных граждан получили возможность под гарантию государства накапливать себе определенную часть трудовой (страховой) пенсии, т.е. становятся активными субъектами (участниками) не только социально-трудовых, но и чисто финансовых отношений в системе обязательного пенсионного страхования. Помимо этого значительно усиливается законодательно установленная непосредственная зависимость размера распределительно-трудовой пенсии от величины заработка (дохода) застрахованного лица.

Актуарные расчеты показали, что уже в ближайшие годы при сохранении неизменными шкалы и ставок отчислений ЕСН и страховых взносов в ПФР возникнет и начнет увеличиваться темпами, опережающими темпы инфляции, дефицит распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования.

К 2008г. накопленный дефицит бюджета ПФР возрастет до 656,9 млрд. рублей [41, с.12].

Коэффициент замещения, обеспечиваемый средним размером трудовой пенсии сократится в этих условиях до 19,76%, несмотря на медленный рост соотношения с прожиточным минимумом пенсионера, которое составит в 2010г. - 115%.

Единственным достижением подобной политики может являться значительное сокращение нагрузки на налогоплательщиков.

Для изменения ситуации в положительном направлении существует несколько способов:

- сохранение эффективного тарифа отчислений на существующем уровне или более плавное, чем в настоящий момент, его понижение;

- изменение базы налогообложения;

- изменение механизма учета пенсионных прав застрахованных лиц и преобразования их в пенсионные обязательства.

Последний из этих способов неприемлем, поскольку пенсионная модель, основанная на учете пенсионных право по условно-накопительной схеме, наиболее полно отражает личное участие застрахованного лица в формировании своей будущей пенсии и соответствует основным принципам пенсионного страхования.

Частичное смягчение проблемы финансовой нестабильности пенсионной системы за счет отказа средневозрастному поколению трудоспособных граждан в формировании накопительной составляющей трудовой пенсии в размере 2% (для мужчин от 1953 до 1966года рождения и женщин от 1956 до 1966 года рождения), а также за счет переноса сроков перехода к 6-процентной ставке накопительных отчислений для младшего поколения застрахованных лиц (т.е. граждан моложе 1966 года рождения) с 2006г. на 2008г.

Причины, побудившие к внесению в пенсионную модель поправок, в действительности очень серьезны. Ставится вопрос о значительных изменениях экономической модели обязательного пенсионного страхования, в которой существует и действует пенсионная система. Побуждающим фактором к преобразованию пенсионной модели послужило начатое финансовыми ведомствами реформирование налоговой системы, которое имеет целью «освобождение экономики от «чрезмерного» социального налогового бремени».

Накопительная часть пенсии – это своего рода резерв, предназначенный для того, чтобы в полном объеме выполнять пенсионные обязательства перед ныне работающими, когда они начнут выходить на пенсию в более сложной демографической ситуации с преобладанием пенсионеров над работающими.Для этого часть страховых взносов приходится изымать из расходной части бюджета Пенсионного фонда и резервировать (остальная часть страховых взносов после регистрации их на счетах граждан направляется на выплату пенсий нынешним пенсионерам).

В 2005г. объем накопительных пенсионных отчислений превысил 60 млрд. рублей, что составляет основу дефицита Пенсионного фонда.

При этом перед пенсионной системой стоит задача обеспечить бесперебойное и полное обязательств государства перед пенсионерами, не допуская сбоя в выплатах и возникновения задолженности.

Для стабилизации финансовой обеспеченности пенсионной системы и одновременного уменьшения экономической нагрузки на федеральный бюджет необходимо снизить потери распределительной части бюджета ПФР.

Источник для этого – снижение накопительных отчислений для ныне работающих.

Для этой цели была выбрана вышеуказанная возрастная категория работающих. Предусмотренная для них ставка накопительных отчислений – 2 из 14% страховых взносов – не позволяла большинству из них за время, оставшееся до выхода на пенсию, накопить существенную прибавку к своему пенсионному капиталу. Накопительная часть не сыграла бы существенной роли в финансировании их пенсии.

Для пенсионной системы возвращение указанных 2% в страховую часть будет иметь большой экономический эффект.

Поддержание финансовой устойчивости отечественной пенсионной системы обязательного пенсионного страхования в условиях ухудшающейся демографической ситуации потребует пересмотра (увеличения) пенсионного возраста.

Практически третья часть всех пенсионеров в Росси получают пенсию досрочно, например в 45-50 лет. В итоге государство платит им пенсию более длительный период и делает это за счет других, т.н. отвлекая средства на выплату досрочных пенсий. Повышать пенсионного возраста выхода на пенсию- мера крайняя и очень нежелательная. С повышением пенсионного возраста упадет не только авторитет реформы, но и резко упадет авторитет органов управления страны в целом. Это будет свидетельствовать о неспособности государства найти те необходимые меры, которые позволят вывести реформу из кризиса, однако специалисты не исключают такую возможность в будущем.

В действующем пенсионном законодательстве предусмотрен механизм отказа от страховой части трудовой пенсии. Отсрочка выхода на пенсию на 5 лет позволяет увеличить размер пенсии примерно на 50-60%. Выработка дополнительных стимулов к более позднему выходу на пенсию актуальна, необходимы новые пути решения проблемы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: