Негосударственные пенсионные фонды – перспективы развития

 

В Конституции Российской Федерации (ст. 39 п. 3) [3, с.15] записано: «Поощряются добровольное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения». Первым документом положившим начало процессу создания негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и их деятельности стал Указ Президента Российской федерации от 16сентября 1992г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» [17], определяющий основные принципы создания и деятельности НПФ.

Данным указом установлено, что НПФ функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения, выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий, НПФ и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов НПФ осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с фондами строятся на основании договора об управлении активами НПФ. Компании несут имущественную ответственность за сохранность активов НПФ и обеспечение минимального уровня рентабельности, установленного Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что этот Указ и деятельность первых негосударственных пенсионных фондов явились фактическим началом реформирования пенсионной системы в России. Именно с этого момента в стране появился никогда ранее не существовавший особый, независимый от государственной системы пенсий вид пенсионного обеспечения населения.

Более того, впервые в России возникла принципиально новая «смешана» пенсионная система, которая включает как государственную, так и частные пенсионные системы.

Несмотря на относительную неразвитость государственного правового регулирования, как до принятия, так и после принятия Федерального закона от 07.04.1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», нестабильность и противоречивость налоговой системы, фонды показали свою устойчивость и надежность. Так, по данным ФСФР России по состоянию на 01.01.2005г. в систему негосударственного пенсионного обеспечения входило 296 фондов, собственное имущество фондов составляло 215,2млрд. рублей, в том числе пенсионные резервы – 175,5 млрд. рублей, пенсионные накопления – 1,2 млрд. рублей.

  По сравнению с концом 1998г. (эта дата берется как точка отсчета для оценки современного уровня развития фондов) рассматриваемые пенсионные резервы составляли всего 4,25 млрд. рублей, а система обязательного пенсионного страхования существовала только в проекте. Пенсионные резервы на сегодняшний день выросли почти в 41,3 раза, численность участников выросла в 32 раза и составила более 5,5 млн. человек, услугами фондов охвачено приблизительно 5,9 % экономически активного населения России.

За указанный период количество получателей негосударственных пенсий увеличилось в 20,5 раза и сейчас равняется 492,1 тыс. человек. Сама негосударственная пенсия стала существенным фактором в обеспечении благосостояния пожилых граждан, если в 1998г. ее средний размер составлял всего 121 рубль, то в 2005г. – 629рублей (рост за семь лет в 502 раза).

Современная система негосударственного пенсионного обеспечения – это не только 296 фондов, но также порядка 90 управляющих компаний, 34 обслуживающих деятельность фондов специализированных депозитария, в том числе 5 в системе обязательного пенсионного страхования, 7 актуарных организаций, а также 35 независимых актуариев и 90 аудиторских фирм [55, с.38].

Наиболее важным элементом системы негосударственного пенсионного обеспечения, безусловно, являются вкладчики фондов, - свыше 1700 предприятий и более 5 млн. вкладчиков – участников и физических лиц. Ими перечислено в фонды свыше 60 млрд. рублей.

Фонды не только сохранили пенсионные взносы, но и сумели существенно прирастить объем средств для пенсий будущим пенсионерам. Чистый инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов за эти годы составляет суммарно около 200 млрд. рублей.

Эти показатели свидетельствуют об устойчивом поступательном развитии негосударственного пенсионного обеспечения. Рынок НПО приобретает все более ярко выраженную положительную качественную динамику:

- во-первых, по сравнению с численностью участников опережающими темпами увеличиваются размеры средств пенсионных резервов – средства на выплату будущих дополнительных пенсий;

- во-вторых, поступление пенсионных взносов опережает рост расходов на выплату пенсий;

- в-третьих, прирост пенсионных резервов за счет дохода от размещения многократно превышает расходы на выплату негосударственных пенсий.

Так, например, за все время существования НПФ «Газфонд» пенсионных взносов в фонд было внесено немногим менее 10 млрд. рублей, тогда как  в 2005г. резервы этого фонда достигли 103млрд рублей.

С начала организации негосударственного пенсионного обеспечения наблюдаются тенденции, связанные с развитием в большей степени, решали для своих работников как задачи повышения коэффициента замещения (соотношения заработной платы и получаемой пенсии), так и соответствия общего размера получаемых пенсий региональному прожиточному минимуму.

Эта тенденция было вызвана прежде всего, объективной необходимостью и целесообразностью поиска дополнительных источников финансирования пенсии, прежде всего за счет свободных средств предприятий (организаций) работодателей и самого работающего населения.

Возможности для перечисления относительно свободных финансовых средств для создания соответствующих средств на негосударственное пенсионное обеспечение имели, в частности, предприятия топливно-энергетического комплекса, отдельные предприятия машиностроения, металлургии, горнодобывающей промышленности и телекоммуникаций, транспортные и строительные организации, финансово-кредитные, инвестиционные компании и фонды.

На первоначальном этапе формирования российской негосударственной системы пенсионного обеспечения населения способствовало создание, хотя и в далеко незаконченном и несистематизированном виде, соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность этой системы. Среди таких нормативных документов были:

- Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992г. «1077 «О негосударственных пенсионных фондах»[17];

- Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, в которой впервые на государственном уровне были сформулированы цели и принципы пенсионной реформы, а также основные черты будущей пенсионной системы [24, с.27];

- Гражданский Кодекс Российской Федерации (ноябрь 1994г.) [4.с. 5], Федеральный закон «О некоммерческий организациях» [15, с.132].

Согласно Концепции реформирование пенсионной системы предполагало оптимизацию сложившихся условий и норма пенсионного обеспечения, повышение значения и уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования [25, с.9]. Предполагалось, что оптимизация нагрузки пенсионной системы на экономику должна содействовать стабилизации народного хозяйства и, как следствие, привести к улучшению материального положения пенсионеров, которое и по сей день так и не улучшилось реально. На сегодняшний день представляется необходимым пересмотреть эту концепцию, с учетом изменений не только нормативно-правового регулирования пенсионной системы, но и всей системы в целом, в том числе и самой системы государственного управления.

Несмотря на все трудности, негосударственные пенсионные фонды доказали свою необходимость, привлекательность как для вкладчиков, так и для участников, и живучесть в качестве социально-финансового института.

Негосударственное пенсионное обеспечение является одной из ключевых составляющих социального партнерства работодателей и работников, которое в свою очередь имеет основополагающее значение для достижения социальной стабильности в обществе.

Деятельность Негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению представляется работникам получения определенной суммы пенсионных выплат дополнительно к государственному пенсионному обеспечению. Это в какой – то степени снимает нагрузку по созданию условий для обеспечения, по крайней мере, прожиточного минимума населения при достижении им пенсионного возраста.

Постепенно осознавая преимущества и выгоды пенсионного обеспечения, работники начинают побуждать работодателей к созданию систем негосударственного пенсионного обеспечения, включению положений о негосударственном пенсионном обеспечении в коллективный договор, трехстороннее соглашение, разработке специальных положений о пенсионном обеспечении на конкретных предприятиях. В этих документах, как правило, учитываются непрерывный стаж работы на предприятии, условия труда и т.д.

Это создает предпосылки для укрепления трудовой дисциплины, стабилизации персонала, улучшения морально-психологического климата в коллективе, в чем заинтересованы как работники, так и работодатели.

Происходящее в настоящее время реформирование системы государственного пенсионного обеспечения делает негосударственные пенсионные фонды продуктом высокого потребительского спроса. И это вполне понятно, поскольку существующая государственная система может обеспечить уровень пенсии лишь в размере 30% уровня последней заработной платы.

Большой плюс корпоративного пенсионного плана в том, что пенсия актуальна для всех сотрудников, так как рано или поздно пенсионером стане каждый. Немаловажен и факт гибкости этого инструмента в силу индивидуального подхода негосударственных пенсионных фондов к работе каждого предприятия.

В числе наиболее важных результатов внедрения на предприятии корпоративного пенсионного обеспечения: повышение лояльности квалифицированного персонала, сокращение ротации кадров до необходимого уровня, увеличение производительности труда. Все это позволяет компании заложить устойчивый фундамент своего бизнеса.

Круг участников негосударственного пенсионного обеспечения может ограничиваться стажем работы в компании, успешным завершением испытательного срока, отсутствием штрафных санкций к работнику и так далее.

Способом начисления пенсионных накоплений может быть финансирование, осуществляемое полностью сотрудником или компанией или долевое финансирование, предусматривающее совместную уплату средств. При этом пенсионные взносы могут переводиться сотрудниками на именные пенсионные счета, предприятием – либо на солидарный счет, либо на индивидуальные счета сотрудников. Размер отчислений, производимых предприятием при финансировании дополнительных пенсий, может рассчитываться как фиксированный процент от заработка каждого сотрудника или от фонда оплаты труда всего предприятия. В основном это зависит от финансовых возможностей организации.

Пенсионные выплаты могут осуществляться в виде:

- фиксированного процента от зарплаты участника за каждый год работы;

- определенной суммы каждому работнику;

- другим способом.

Для пенсионных выплат предусмотрена индексация, которая может производиться в соответствии с официальным уровнем инфляции либо в соответствии с реально полученным доходом от инвестирования пенсионных резервов.

Алгоритм реализации дополнительного пенсионного обеспечения на примере негосударственного пенсионного фонда «Пенсионный капитал» выглядит следующим образом:

На первом этапе руководство или менеджер по персоналу предприятия выбирает систему формирования дополнительной пенсии работников предприятия. По предложенной фондом форме предприятие составляет список сотрудников для договора о негосударственном пенсионном обеспечении, передает информацию фонду.

На втором этапе фонд на основании представленных данных определяет размер пенсионного взноса по каждому сотруднику и по предприятию в целом, готовит необходимый пакет документов и договоров.

Далее предприятие и фонд окончательно согласовывают условия и утверждают пакет необходимых документов.

И, наконец, после подписания договора негосударственного пенсионного обеспечения, фонд открывает солидарный или именной счета [55, с.39].

Как уже отмечалось, в рамках проводимой пенсионной реформы роль негосударственных пенсионных фондов в национальной пенсионной системе существенно возрастает.

Из социального института, формирующего только дополнительные негосударственные пенсии, негосударственные пенсионные фонды трансформируются в институт, участвующий в формировании накопительной части трудовой пенсии, в которой уже сегодня переводят свои пенсионные накопления сотни тысяч застрахованных лиц.

Также негосударственным пенсионным фондам отводится основная роль в функционировании профессиональных пенсионных систем, потенциальными участниками которых могут являться около 20% всех работающих.

По долгосрочным экономическим прогнозам, существенно увеличится социальная база негосударственного пенсионного обеспечения. Она охватит весь средний класс, т.е. лиц, получающих относительно высокие доходы, и нуждающихся в дополнительных накоплениях для повышения коэффициента замещения. Предполагается, учитывая международный опыт, что при устойчивом развитии национальной экономики через негосударственные пенсионные фонды будут формироваться дополнительные пенсии таким категориям, как преподаватели, врачи, работники сферы культуры с финансированием из региональных и муниципальных бюджетов.

В перспективе возникнет необходимость кодификации всех пенсионных законов и принятия по опыту многих стран Пенсионного Кодекса Российской Федерации.

Правила осуществления деятельности работодателя- страховщика и налоговые нормы, как для негосударственных пенсионных фондов, так и для Пенсионного фонда Российской Федерации, на рынке обязательного пенсионного страхования должны стать едиными. Это позволит реализовать одну из главных задач пенсионной реформы – разгосударствление системы пенсионного обеспечения и предоставление больших возможностей гражданам России в формировании и управлении финансовым обеспечением своего пенсионного будущего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: