Актуальные вопросы развития пенсионного обеспечения

 

Проблема достойного пенсионного обеспечения населения нашей страны – это проблема сегодняшней действительности, и эффективное взаимодействие между участниками пенсионного рынка во многом определяется качеством работы государственных органов власти и субъектов рынка пенсионных услуг.

Ситуация с пенсионным обеспечением в России остается по прежнему чрезвычайно сложной. Частичная приватизация пенсионных денег, с одной стороны, дала возможность гражданам «управлять» накопительной частью пенсий в рамках, установленных законодательством Российской федерации по своему усмотрению, имеется возможность реализации больших инвестиционных проектов. Как ни парадоксально, но практически ни одна из заинтересованных сторон не довольна положением дел в реформируемой пенсионной системе, об этом свидетельствует и неиссякаемый поток дел в судах, где истцами выступают граждане, отставающие свои интересы, и те дела, где ПФР отстаивает интересы граждан, в связи с неспособностью страхователей исполнять возложенные на них пенсионным законодательством обязанности.

Система пенсионного обеспечения – это сложная социально-экономическая и финансовая сфера, в которой многие процессы происходят по законам, которые может быть еще предстоит установить. Современная методология анализа развития пенсионного рынка раскрывает достаточно узкие аспекты деятельности субъектов этого рынка, не позволяя объективно рассматривать закономерности и тенденции развития рынка пенсионных услуг. Возможности изучения данного вопроса во многом ограничены из-за скудности публикуемой информации и ее закрытости.

Анализ обсуждаемых проблем, связанных с дальнейшим развитием и реформированием современной пенсионной системы можно разбить на несколько блоков(правовой, экономический, социальный, географический, управленческий, информационный), в каждом из которых имеются наиболее актуальные проблемы на сегодняшний день.

1) Правовой блок.

Формирование эффективного механизма отслеживания противоречий законодательных норм, актов и т.д.

По мнению многих смеж­ных и профильных специалис­тов, существующие нормативно-правовые противоречия наносят не только экономический урон государству и его гражданам, но и вносят хаос в правоприменительную практику.

• Проблемы правоприменительной практики показыва­ют, что многие законы, подза­конные акты нуждаются в су­щественной доработке, при том, что вроде как они де-юре дейст­вуют, а де-факто и не действуют.

• Своевременность лик­видации последствий, связан­ных с нарушениями законода­тельных норм.

Эта проблема представля­ется весьма актуальной в свете проводимой реформы в систе­ме государственного управле­ния.

Анализ реализации пенси­онного законодательства пока­зывает, что во многом был соз­дан серьезный задел в виде нормативно-правовой базы, ус­тановившей основные принци­пы функционирования сферы пенсионного обеспечения. Од­нако контроль за созданием не­обходимой нормативно-право­вой базы сочетается с неэффек­тивной правоприменительной практикой в реформируемой сфере. В результате в некоторых случаях вопросы пенсионного законодательства ограничива­ются только разработкой и при­нятием федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации. Их практическая реализация не всегда является предметом ана­лиза и контроля со стороны го­сударства.

В разработке и реализации институционального закрепле­ния необходимо внедрение пол­ноценного проектного подхода. Только в этом случае будет ра­дикально повышена эффектив­ность осуществления подготов­ки и реализации достойного пен­сионного обеспечения. Возможно с решением этой проблемы уменьшится тот поток дел в судах, связанных с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц, которые вызваны именно различием в старом и новом пенсионном законодательстве.

2) Экономический блок проблем:

• Создание гибкой, быст­ро реагирующей на изменения внешних условий экономиче­ской системы.

Пенсионные фонды работа­ют в сложной, во многом непред­сказуемой, многоуровневой, по­стоянно трансформирующейся системе. Их устойчивое поступа­тельное развитие определяется умением приспосабливаться к постоянно меняющимся эконо­мическим условиям. Поэтому проблема организации гибкой и быстро реагирующей на измене­ния внешних условий экономи­ческой системы — это проблема не только пенсионных фондов, но и всех участников.

 Ни исковая работа Пенсионных органов по взысканию тех или иных платежей, ни предъявление штрафных санкций за те или иные нарушения пенсионного законодательства не будут так эффективны, как создание государством условий для работы, здоровая конкуренция и рыночные отношения в цивилизованной стране с цивилизованными законами.

• Организация равных ус­ловий конкуренции для всех участников.

Выход негосударственных пенсионных фондов из локаль­ного дополнительного пенсион­ного обеспечения на рынок обя­зательного пенсионного страхо­вания меняет институциональ­ные представления всей систе­мы пенсионных услуг. Это свя­зано, во-первых, с тем, что него­сударственные пенсионные фон­ды кроме дополнительного пен­сионного обеспечения получили право работы в системе обяза­тельного пенсионного страхова­ния в своеобразном партнерстве с ПФР; во-вторых, НПФ, исполь­зуя ресурсы накопительной час­ти пенсии застрахованного лица, по сути, выступают в роли конку­рента Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации; в-третьих — НПФ, в отличие от Пенсионного фонда Российской Федерации, имеют право заниматься двумя видами деятельности (в зависи­мости от вида лицензии), а ПФР только одной.

Однако до сих пор на рынке пенсионных услуг не на­блюдается серьезной конкурен­ции, крайне непрозрачной оста­ется деятельность субъектов этого сегмента. Другой крупный элемент нерыночного сектора - мегакорпоративные фонды, ко­торые действуют в рыночной среде, но зачастую получают яв­ные или скрытые привилегии.

Система обязательного пенсионного обеспечения объ­единила стратегические цели и задачи пенсионных фондов, с одной стороны, с другой — соз­дала предпосылки к серьезной конкуренции в этом сегменте рыночных отношений, поэтому вопросы организации равных условий между участниками становятся одними из приоритетнейших целей и задач госу­дарственного регулирования и контроля этой системы.

• Недостаточный уровень конкуренции и высокая доля не­рыночного сектора.

На современном этапе ПФР единственный обладает уни­кальной монополией, при кото­рой НПФ в реальности пока не могут ее изменить. Для даль­нейшего развития НПФ необхо­димо расширять свое присутст­вие.

• Инфраструктурные ог­раничения вложений пенсион­ных средств.

В последнее время в Рос­сии экономический рост все больше сталкивается с пробле­мами развития транспортных сетей, производства, телеком­муникаций и связи. Принятые за последние годы меры оказа­лись недостаточными для при­тока инвестиций в эти сектора. Отчасти это является результа­том отсутствия институциональ­ных условий, способных обеспе­чить прозрачность принятия ре­шений о направлении инвести­рования, контроля за эффектив­ным расходованием средств.

Несмотря на многочислен­ные проблемы, нельзя не отме­тить, что в России наблюдается некоторая стабилизация и есть серьезные основания для опти­мизма.

Развитие системы пенсион­ного обеспечения обусловлива­ется потребностью эконо­мики в серьезных инвестициях и возможностью пенсионных фондов выступать в качестве мощнейшего инвестора на фи­нансовом рынке.

На сегодняшний день в эко­номику через финансовый ры­нок вовлечены пенсионные на­копления — дополнительные ре­сурсы в размере нескольких миллиардов долларов. В соот­ветствии с прогнозом, на финан­сирование накопительной части трудовой пенсии в период до 2010 года включительно будет направлено около 30 млрд. дол­ларов США. Расчеты показывают, что в зависимости от сценария распределения этих финансовых ресурсов между Пенсионным фондом Российской Федерации и частным сектором (независи­мые частные управляющие ком­пании и негосударственные пен­сионные фонды) приток финан­совых средств на российский финансовый рынок в период до 2010 года составит от 6,2 до 24,9 млрд. долларов [48, с. 17].

3). Социальный блок проблем:

• Проблема достойного пенсионного обеспечения граж­дан.

В на­стоящее время впервые в стра­не созданы предпосылки для реальной конкуренции в сфере пенсионного обеспечения, а для населения - возможность реа­лизации права на выбор Пенси­онного фонда Российской Фе­дерации, негосударственного пенсионного фонда, управляю­щей компании, осуществляю­щих деятельность в сфере обя­зательного пенсионного страхо­вания.

Задача же органов госу­дарственного управления, как федерального так и региональ­ного уровня, состоит в создании условий населению для воз­можно более широкого доступа к достоверной информации о субъектах отношений по пен­сионному обеспечению и стра­хованию, а также организации действенного контроля за соб­людением «правил игры».

• Сокращение безработи­цы.

 Состояние рынка труда не­посредственно сказывается на уровне жизни трудоспособного населения, а также пенсионеров того или иного региона, по­скольку высокая безработица означает, что значительная часть населения лишается, во-первых, стабильных источников получения доходов; во-вторых, естественным образом сокра­щаются отчисления на пенсион­ное обеспечение.

4).  Географический блок проблем:

• Малоэффективная ре­гиональная миграционная поли­тика.

Необходимость изучения современной миграционной по­литики диктуется не только тре­бованием решить накопившиеся проблемы в системе пенсионно­го обеспечения, связанные с эко­номической, политической, де­мографической и социальной целесообразностью, но и целым рядом внутренних и внешних факторов, определяющих во многом динамику развития буду­щего России. Наблюдается неравномерное размещение населения России; процесс перемещения людей че­рез границы тех или иных терри­торий со сменой постоянного места жительства, либо с регу­лярным возвращением к нему.

• Экономическая и поли­тическая неразвитость регио­нов.

Риски, связанные с воз­можностью потери экономиче­ского и политического контроля за ситуацией в этих регионах, требуют проведения специаль­ных программ, стимулирующих вовлечение данных регионов в экономическую и социальную систему страны.

Ста­бильное понижение количества населения отмечается вплоть до сегодняшнего дня и улучшения в ближайшем будущем, по мнению специалистов, не прогнозирует­ся. Это при том, что трудоспособ­ного населения становится все меньше в условиях растущей безработицы, а пенсионеров все больше и больше.

Так в 2005 году чис­ленность пенсионеров с учетом тех, кому пенсии назначены в 2004 году (2,5 млн. чел.), естественной убыли (смерт­ности) пенсионеров (1,62 млн. чел.) и отрицательного сальдо их миграции, составила 38,2 млн. человек.

Прирост общей численнос­ти пенсионеров составил 19,7 тыс. человек, в том числе из числа получающих трудовые пенсии — 17,0 тыс. человек [48, с.23].

Вопросы, которые задаются по данной проблеме различным профильным специалистам, в данном блоке, затрагивают тем или иным образом практически каждого жителя нашей страны.

Отсутствие регулирования и контроля в этой области пред­ставляет угрозу национальной безопасности России.

Кроме того, от проблемы неразвитости регионов напрямую зависит поступление страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда. Те районы Центральной части Российской федерации, Дальнего Востока, которые наиболее развиты в экономическом отношении имею большее пополнение бюджета, по сравнию с малоразвитыми, особенно сельскохозяйственными, такими как, например, Ульяновская область.

5). Управленческий блок проблем:

• Низкая эффективность государственного управления.

 В ре­формируемой системе пенсион­ного обеспечения распылен­ность усилий, отсутствие кон­центрации на чем-то одном является сильнейшим дестабили­зирующим фактором.

• Неравномерное осу­ществление пенсионной рефор­мы на субфедеральном уровне.

В Российской Федерации существует целый ряд адми­нистративных и политических препятствий, тормозящих разви­тие качественного рынка пенси­онных услуг, как на государствен­ном, так и на негосударственном уровне. Существующие ограни­чения на межрегиональном уровне, проблемы развития рынка пенсионных услуг обус­ловлены как субъективными, за­частую административными, так и объективными причинами, связанными с неразвитостью рынка капитала, транспортными и др. инфраструктурами. Все это приводит к значительным поте­рям в эффективности регио­нальных экономических систем и отсутствию связей между ними.

• Контроль и обработка статистического массива.

Определение целей и по­становка задач, стоящих перед государством, эффективного контроля за деятельностью пен­сионных фондов, выполнением ими обязательств требует, прежде всего, постоянного по­ступления объективной, научно обоснованной и надежной ста­тистической информации.

С целью обеспечения эф­фективности государственного управления и регулирования в системе пенсионного обеспе­чения необходимо развитие специфических информацион­ных статистических ресурсов. Также важно обеспечить доступ­ность к прозрачным статистиче­ским данным и методологиям их формирования для всех за­интересованных лиц.

Одним из фак­торов, тормозящих разработку методологии, является слабая нормативная база и бюрократи­ческие недостатки системы го­сударственного управления.

Кроме того, меры по исполь­зованию и применению научного подхода, а также опыта применения международных статистиче­ских стандартов и классифика­торов при определении конкрет­ных показателей и методов их формирования в системе пен­сионного обеспечения приме­няются не в полном объеме.

Не­обходимо создание системы национальных основ комплекс­ного построения пенсионной статистики на основе интеграции различных данных о социально-экономическом развитии пенси­онной системы.

6). Информационный блок проблем:

• Государственная систе­ма организации информирова­ния участников пенсионного рынка.

Важным элементом являет­ся доведение до граждан ин­формации о работе, как госу­дарства, так и участников рын­ка, особенно пенсионного. Речь идет не только об информированности, объяснении основ пенсионной реформы, но и об изменении отношения, десяти­летиями складывающегося сте­реотипа, что пенсионное обеспе­чение — забота исключительно государства. Необходимо актив­но пропагандировать тот факт, что людям надо самостоятельно думать о будущей пенсии в здо­ровом и трудоспособном воз­расте. Важно подготовить в кратчайшие сроки специалис­тов, которые станут заниматься вопросами пенсионного кон­сультирования, и это может про­ходить в рамках, как государст­венной программы, так и с учас­тием НПФ, которые также могут включиться в этот процесс.

• Реализация и обеспече­ние программ по обучению граждан.

Обязательным эле­ментом государственной поли­тики должен стать процесс раз­работки специальных учебных программ, целью которых явля­ется достижение доверия насе­ления к пенсионным фондам, демонстрация четких, последо­вательных, целенаправленных шагов.

• Организация единого информационного пространст­ва.

Необхо­димо организовать единую от­крытую информационную сис­тему, в которой любой гражда­нин, обратившись, сможет полу­чать данные практически по лю­бому запросу: так можно будет четко отслеживать прохождение и выполнение запросов и отве­тов в различных государствен­ных и негосударственных уч­реждениях, получать информа­цию о деятельности НПФ, управляющих компаний, банков, отделов, в том числе и госу­дарственных, проверять испол­нение запросов.

Как показывает мировой опыт инвестирования в накопи­тельных пенсионных системах, стандартизация инвестицион­ных деклараций в зависимости от срока до наступления пенси­онных оснований эффективна для достижения целей инвести­рования таких средств. Кроме того, переход к системе стан­дартизированных инвестицион­ных деклараций облегчит про­цесс выбора портфеля и будет способствовать снижению высо­кой доли лиц, не воспользовав­шихся правом выбора.

Короткий опыт в области инвестирования пенсионных на­коплений свидетельствует о не­обходимости повышения уровня информирования застрахован­ных лиц об их правах в отноше­нии пенсионных накоплений, а также информирования граж­дан о возможностях использо­вания институтов коллективного инвестирования для осуществ­ления сбережений.

Разработка требований к пенсионным продуктам, обеспе­чение их понятности для потре­бителей является одной из важ­ных задач развития пенсионных фондов. Принятие этих требова­ний будет способствовать повы­шению уровня доверия населе­ния к данным институтам, востребованности их для осуществ­ления сбережений.

Заключение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: