В августе текущего года исполнилось 10 пенсионной реформе. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения так и не пришли к единому мнению по многим вопросам

В 1994году были опубликованы «Основные положения пенсионной реформы» в которых цель преобразований была сформулирована как «Предотвращение кризиса старения: защита пожилых и содействие экономическому росту». Главным нововведением было накопление средств на будущую пенсию за счет работника и работодателя вне пределов государственной пенсионной системы. К этому времени в стране уже были организованы первые негосударственные пенсионные фонды.

В «Концепции реформы пенсионного обеспечения» (постановление Правительства РФ № 790 от 07.09.1995г.) уже с большей определенностью говорилось о негосударственной пенсии. Она была названа одной из трех составляющих пенсии каждого будущего пенсионера [24, с.12].

В «Программе пенсионной реформы в РФ» (постановление Правительства РФ № 463 от 20.05.1998г.) значительно больше внимания уделено накопительной части пенсии[25, с.31].

Перед реформой стояли и продолжают стоять две задачи: обеспечение достойной старости пенсионеров и уменьшение финансовой нагрузки государства. Вместе с тем, наше государство рыночное, предполагается, что основная ответственность за будущую пенсию должна ложиться на самого будущего пенсионера и его работодателя, т.е. работник и работодатель на паритетных началах и под патронажем профсоюзов и государства должны саккумулировать достаточно денежных средств для будущей пенсии работника. Сложность решения этих задач упирается в недостаточность развития нашей экономики. Минимальная заработная плата нашего работника значительно меньше трехсот долларов – минимальной зарплаты в развитых странах. В нашей стране тратится на зарплату и пенсию всего 20-30% ВВП, тогда как во Франции и Германии до 70% ВВП идет на решение этого вопроса.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» определено, что периодическое пособие (пенсия) по старости типичного получателя (мужчина с женой и двумя детьми) при стаже работы 30 лет не может быть менее 40% заработной платы. Европейским кодексом социального обеспечения установлено, что размер пенсии «типичного получателя» при наличии 40-летнего стажа работы должен составлять 50% при отсутствии иждивенцев и не менее 65% при наличии иждивенцев.

Основные преобразования, которые были осуществлены в пенсионной системе за период реформирования это:

- изменена институциональная сущность пенсионной системы: элементы государственного обеспечения разделены с обязательным пенсионным страхованием, принципиально изменена внутренняя структура трудовой пенсии, кроме страховой введены базовая (государственно-гарантированная) и накопительная (индивидуально-персонифицированная) части трудовой пенсии;

- преобразованы финансовые механизмы функционирования пенсионной системы (одним из главных источников бюджета ПФР теперь являются налоговые поступления), реализованы серьезные элементы консолидации бюджета ПФР с федеральным бюджетом(законодательно закреплена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР), что позволяет обеспечить бездефицитное финансирование пенсий;

- изменены порядок и условия формирования пенсионных прав застрахованных лиц и расчета размера трудовой пенсии (пенсионная формула).

Среди проблем, решение которых предусматривалось, но не удалось, выделяются:

- неуклонный рост дефицита бюджета ПФР и его финансовой зависимости от федерального бюджета (в первую очередь, вследствие бюджетно-налоговой политики правительства, ориентированной на снижение налогового бремени у работодателей, без замены выпадающих источников иными доходами);

- снижение коэффициента замещения трудовой пенсии;

- падение реального уровня жизни получателей трудовых пенсий;

- сохранение в системе ПФР досрочных (льготных) пенсий по условиям труда для лиц, профессиональный стаж которых на 01.01.2003г. не достигал половины требуемого, что было предусмотрено законом;

- погашение задолженности по уплате страховых взносов;

- унификация тарифов страховых взносов для застрахованных лиц различных категорий и другие.

Сегодня государство не в состоянии полностью решить вопросы, стоящие перед пенсионной системой.

Результаты актуарного оценивания различных вариантов совершенствования пенсионной системы свидетельствуют о невозможности решить имеющиеся проблемы каким-либо одним способом. Вопросы развития пенсионной системы ориентированы на дальнейшее ее реформирование.

Специалисты пенсионного законодательства направляют свои усилия на:

- совершенствование тарифов страховых взносов, рассматриваются вопросы установления тарифов взносов в Пенсионный фонд ежегодно(и даже поквартально), как это было в начале 90-х годов;

формирование эффективных механизмов по обеспечению адекватности размеров пенсий и накапливаемых сумм страховых взносов;

- укрепление страховых принципов и расширение с этой целью базы взносов, числа страхуемых работников, введения процедуры «гибкого выхода на пенсию»;

-законодательное разграничение финансовых ресурсов на нестраховые (базовые) и страховые пенсии по обязательному пенсионному страхованию с привлечением ресурсов для финансирования базовых пенсий;

- формирование страховых механизмов профессиональных пенсий и дополнительного, добровольного пенсионного страхования работающих пенсионеров.[37, с.19]

Надо понимать, что ни одна, даже самая богатая страна не сможет обеспечить пенсионное обеспечение всего населения за счет государственного бюджета. И поэтому на данном этапе возрастает роль негосударственного пенсионного обеспечения. Основная нагрузка реформы придется именно на них. В этом случае учредителями и вкладчиками могут быть востребованы средние и небольшие фонды, которые будут защищать интересы определенной группы вкладчиков-участников того или иного фонда.

Формирование эффективной системы пенсионного обеспечения требует применения всего потенциала государственной власти с целью регулирования заработной платы в стране, государственного стимулирования, развития дополнительных систем пенсионного страхования и участием в финансировании работодателей и работников.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: