Основные задачи и принципы профессионального психологического отбора

 

В соответствии с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации» вся деятельность осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации

Комплексный подход к формированию кадрового состава органов СК РФ основывается на использовании преимуществ профессионального психологического отбора на должности следственного состава на всех этапах работы с кандидатами: от поступления в Институты юридических вузов, приема на службу до зачисления в резерв.

Имеющаяся ныне в органах СК РФ система профессионального психологического отбора, позволила перейти от субъективных оценок и малоинформативных идеологизированных характеристик к научно- обоснованному комплектованию органов СК РФ специалистами, в максимальной степени пригодными к правоохранительной деятельности по своим интеллектуальным, характерологическим и нравственным качествам.

Профессиональный отбор - это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности [1].

По определению В.А. Толочека, под профессиональным отбором понимают процесс практического выделения из имеющихся кандидатов тех, которые способны в данных условиях обеспечить наиболее эффективное выполнение возложенных на них задач [32]. Профессиональный отбор - это комплекс мероприятий, направленных на выделение лиц, которые по своим психологическим и физиологическим качествам, состоянию здоровья и физического развития, уровню базового образования наиболее пригодны к обучению и трудовой деятельности по конкретной специальности [31].

Более узким понятием по сравнению с предыдущим является профессиональный психологический отбор, направленный на определение состояния, степени развития совокупности психологических качеств личности, которые определяются требованиями конкретных профессий или специальностей и способствуют успешному их овладению и последующей эффективной рабочей деятельности.

Отбор лиц, поступающих на службу в органы СК РФ, с точки зрения профессиональной пригодности предполагает четкое описание требований, предъявляемых их служебной деятельностью к личности сотрудника. Этим целям служит профессиограмма (описание различных объективных характеристик, факторов деятельности и ее требований к индивидуально-психологическим особенностям человека) и в качестве ее составной части - психограмма (перечень профессионально значимых свойств и качеств личности) с определением четких критериев профессиональной пригодности (непригодности) к работе в СК РФ.

Основными содержательными особенностями следственной деятельности, факторами профессиональной пригодности являются следующие:

─ правовая регламентация профессионального поведения сотрудников СК РФ;

─  властный, обязательный характер профессиональных полномочий следователя;

─  экстремальный характер правоохранительной деятельности;

─  нестандартный, творческий характер деятельности сотрудника СК РФ;

─  процессуальная самостоятельность, персональная ответственность сотрудника СК РФ.

С учетом специфики следственной деятельности, продуктивности действия факторов профпригодности, профессиональный психологический отбор в органах СК РФ направлен на решение следующих задач:

. выявление среди кандидатов на учебу, работу сотрудников СК РФ при перемещении лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации;

. оценка психологической пригодности к тем или иным видам деятельности кандидатов на работу следователей при перемещении и прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу;

. оценка уровня профессиональной адаптации кандидатов к учебе в юридическом вузе, работе в первый год учебы, работы, в последующем, - психологического самочувствия сотрудников;

. выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества.

Таким образом, профессионально-психологический отбор в СК РФ осуществляется в целях обеспечения качественного комплектования, профилактики профессиональной деформации, утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся норм поведения у сотрудников и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей интеллекта и психофизического развития кандидатов на учебу, работу.

Разработка и практическое использование рекомендаций по психологическому отбору требуют учета и соблюдения ряда принципиальных положений, определяющих методологию и методы решения указанной проблемы, организационные формы проведения отбора, его связь с другими приемами обеспечения эффективной и безопасной деятельности. Анализ и обобщение материалов исследований позволяют сформулировать общие принципы создания и использования системы профессионального психологического отбора [2].

Принцип научной обоснованности: организационно-методические рекомендации по психологическому отбору должны быть результатом обоснования:

─  необходимости, целесообразности его проведения для определенной профессии (специальности);

─  конкретного содержания задачи отбора (прогнозирование пригодности к обучению, к деятельности по определенной специальности, к работе в определенных условиях;

─  характеристики контингента, из которого предполагается проводить отбор (объем исходной выборки, степень общей направленности на овладение конкретной профессией и т.д.);

─  профессиональных требований к кандидатам;

─  валидности и надежности психодиагностических методик оценки профессионально важных качеств личности;

─  критериев прогнозирования профессиональной пригодности;

─  эффективности разработанных рекомендаций по отбору;

─  организационных форм проведения отбора.

Рекомендации по отбору, разработанные для определенной категории специалистов, не могут быть использованы без специальной научной проверки в других профессиях. Это положение определяется тем, что все перечисленные выше этапы разработки мероприятий по отбору для конкретной профессии имеют вполне определенное, специфическое для нее содержание, поэтому изменение любого из них влечет за собой необходимость частичного или полного изменения комплекса методик и критериев отбора.

Принцип актуальности отбора: разработка системы психологического отбора необходима и целесообразна в том случае, если различия между обучающимися или специалистами в уровне профессиональной подготовленности, эффективности и безопасности деятельности зависят от состояния их индивидуально-психологических качеств, профессиональных способностей.

Принцип системного подхода: рекомендации по психологическому отбору должны быть основаны на изучении особенностей развития и взаимосвязи различных профессионально значимых психологических качеств личности, а также возможного влияния на них характеристик объекта, содержания, условий и организации деятельности.

Принцип личностного подхода: в основу психологического отбора должно быть положено всестороннее изучение динамической функциональной структуры личности по результатам психологического обследования и анализа данных об особенностях профессиональной, социальной и других форм ее активности.

Принцип деятельностного подхода: для прогнозирования профессиональной пригодности следует учитывать не только степень соответствия структуры конкретной личности требованиям будущей деятельности, но и особенности ее развития в различных условиях, проявлениях настоящей и прошлой профессиональной (учебной, трудовой) деятельности, то есть личность должна изучаться и оцениваться как субъект деятельности. Характер развития профессионально важных качеств личности в процессе взаимодействия с объектом и условиями труда является одним из ведущих показателей возможного достижения заданного уровня эффективности и качества конкретной профессиональной деятельности.

Принцип динамического, пролонгированного отбора: при оценке профессиональных способностей должна предусматриваться возможность их изменения, развития, поэтому изучение состояния профессионально важных качеств следует производить непрерывно в процессе обучения и последующей деятельности в целях уточнения прогноза профессиональной пригодности и решения задач распределения и назначения. Для изучения способностей необходимо проводить периодическое психологическое обследование обучающихся, специалистов, а также постоянный сбор и анализ информации о проявлениях индивидуально-психологических особенностей их личности в различных сферах жизни и деятельности. С этой целью в ВУЗах можно проводить, например, мониторинговые исследования: на первом курсе, - степень адаптации к условиям учебы и жизни, на втором, - степени соответствия успешности обучения группе профпригодности, полученной перед поступлением в институт, на 4, 5 - уровень мотивации к учебе и будущей профессиональной деятельности.

Принцип комплексности отбора: психологический отбор является одним из компонентов профессионального отбора и находится в тесной связи с социально-политическим, медицинским и образовательным отбором: их результаты и данные общения с личностью, наблюдения за ней при проведении этих видов отбора позволяют дополнить характеристику и понять особенности состояния профессионально важных качеств личности, изучаемых в ходе психологического обследования.

Принцип активности отбора: результаты психологического обследования при отборе следует использовать не только для прогнозирования профессиональной пригодности, но и для формирования и развития профессиональных способностей путем учета индивидуально-психологических особенностей личности в процессе воспитания, обучения, тренировки, профессиональной деятельности специалистов.

Принцип динамичности, адаптивности критериев отбора: процедура психологического отбора должна предусматривать возможность изменения значений интегрального показателя профессиональной пригодности. Потребность в смещении критериев профпригодности в сторону их повышения или снижения периодически возникает в практике отбора в связи с меняющейся конъюнктурой набора в учебные заведения (то есть показателями конкурса), степенью успешности прохождения других видов профессионального отбора, периодическим изменением профессиональных требований к специалистам ввиду развития техники, характером условий набора.

Принцип дифференцированного прогнозирования: результаты разработки методических приемов и критериев психологического отбора должны обеспечивать возможность оценки профессиональной пригодности к обучению и деятельности вначале к конкретному классу профессий, объединенных по принципу общности основных элементов структуры деятельности и определяемых ими свойств личности, а затем и к отдельным специальностям этого класса.

Принцип практичности отбора: мероприятия по психологическому отбору должны быть неотъемлемой частью всей системы комплектования учебных заведений, экономичными по материальным затратам на аппаратуру, подготовку кадров, приемлемыми по продолжительности обследований, выдаче заключений [2].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: