Системы производственного обучения

Под системой ПО понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок расчленения содержания ПО, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися.

Предметная. Исторически первой системой обучения была предметная (вещевая). Сущность этой системы состоит в том, что учащиеся овладевают трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления ряда типичных для данной профессии изделий, располагаемых по принципу постепенного нарастания сложности трудовых процессов.

Основным элементом содержания обучения в предметной системе является трудовой процесс в целом, без расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и без выполнения каких-либо специальных упражнений при обучении.

Начиналось обучение с простого изделия. Освоив в совершенстве это изделие, можно было переходить к следующему, более сложному. И так далее, пока ученик не становился мастером своего дела. Часто на это уходили годы. Ученик вынужден как бы заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы. В этом основной недостаток предметной системы.

Но ее несомненным достоинством является обучение учащихся трудовым процессам на изготовлении полезной продукции по принципу «от простого к сложному», освоении трудовых приемов и операций не изолированно, а в связанном, комплексном виде, во всем многообразии их связей и отношений.

Операционная. Разделение труда рабочих привело к дроблению технологического процесса на операции, что послужило толчком к изменению подхода к профессиональной подготовке рабочих. Операционная система не приковывала учеников к определенному ряду изделий, а вооружала их в рамках профессии универсальными знаниями и умениями. В этом основное преимущество операционной системы по сравнению с предметной. Создатели системы вместе с тем увидели в ней и ряд отрицательных моментов, главный из которых заключается в недостаточной связи обучения с реальным производством, в котором изучаемые операции встречаются в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях. Труд учащихся не носил производительного характера, интерес к учебе снижался.

Операционно-предметная. Трансформирование двух, когда обучение проводится вначале по операционной, а затем предметной системе.

Существенным недостатком операционно-предметной системы было отсутствие какого-либо научного подхода к отбору изделий для изготовления при обучении.

Моторно-тренировочная. Обучение строилось на применении специальных упражнений и тренировочных приспособлений, имитирующих реальные трудовые процессы.

Операционно-комплексная. Она явилась дальнейшим развитием предшествующих систем, преодолев недостатки и ошибочные положения предметной и операционной систем. Такая система обеспечивает прочное и всестороннее освоение основных трудовых приемов и операций, из которых складывается работа по данной профессии, приучает к конкретному производительному труду. Главный недостаток операционно-комплексной системы в сложности организации изучения операций в процессе производительного труда учащихся. Поэтому в практических условиях первый период обучения в училищах осуществляется на операционно-предметной основе, когда для изучения операций подбираются такие учебно-производственные работы, в которых эта операции является единственной.

Конструкторско-технологическая. Ведущей идеей такой системы является органическое сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки.

 

Учебно-программная документация по общетехническим, специальным предметам и производственному обучению, ее анализ и принципы разработки

Учебная программа - нормативный документ определяющий содержание, объем, порядок изучения и образования учебной дисциплины.

Помимо полного текста, учебная программа может сопровождаться объяснительной запиской, кратко раскрывающей задачи обучения данному предмету, описывающей последовательность изучения материала, перечисляющей наиболее существенные методы и организационные формы, устанавливающей связь с преподаванием других предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: