Формы обучения в системе НПО

Экскурсия на предприятие - целью является предварительное ознакомление учащихся с предприятием, его внутренним распорядком и выпускаемой продукцией. Экскурсию целесообразно организовать на базовое предприятие, где учащиеся в дальнейшем будут проходить производственную практику на рабочих местах. Учащихся нужно заранее ознакомить с Планом экскурсии и указать, на что обратить особое внимание. Во время экскурсии мастер знакомит учащихся с организацией рабочих мест, приспособлениями, оборудованием и транспортными устройствами, задает работникам цехов заранее намеченные вопросы, отвечает на вопросы учащихся.

Консультация - помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета, а также занятие, на котором оказывается такая помощь.

Домашняя работа - это время, которое ученики проводят вне класса, выполняя задания для практики, закрепления и применения вновь приобретенных навыков и знаний, а также для развития навыков самостоятельного обучения.

Факультативный курс или факультативный предмет - необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика). Факультативные курсы организуются советами ВУЗов по своему усмотрению с целью расширения и углубления научных и прикладных знаний студентов.

Конференция - организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Мероприятие, проводимое с целью обсуждения научных, методических и производственных вопросов и выработки рекомендаций по их решению.

Тематический вечер - это комплексное художественно-публицистическое действие, в котором раскрывается важная жизненная проблема. Проведение тематических вечеров может быть приурочено к памятным и календарным датам, событиям культурной жизни, интересным фактам истории, различным проблемам общественно-политической жизни, искусству, литературе и т. д.

Викторина - игра <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0>, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Выставка - публичное представление достижений в области экономики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, науки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0>, техники <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, культуры <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>, искусства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> и других областях общественной жизни.

Формы организации производственного обучения учащихся на предприятии

В производственном обучении применяются три основные формы организации учебно-производственного труда учащихся: фронтально-групповая; индивидуальная; бригадная (звеньевая). Фронтально-групповая форма - учащиеся выполняют одинаковые задания. Благодаря этому мастер имеет возможность руководить работой всей группы одновременно, осуществлять групповое инструктирование учащихся, коллективно обсуждать допускаемые ошибки и т. п.

Индивидуальная форма организации ученического труда характеризуется тем, что учащиеся выполняют различные по содержанию и целям задания. Индивидуальная форма используется главным образом для индивидуальной работы с «сильными» и «слабыми» учащимися, которое по темпам работы и ее результатам значительно отличаются от своих товарищей.

Бригадная (звеньевая) форма предполагает, что учебная группа делится на бригады или звенья, которые выполняют различные по характеру учебно-производственные задания. Количественный состав ученических бригад определяется спецификой учебно-производственных заданий, учебно-производственной необходимостью бригадного обучения, наличием оборудования, на котором обучаются учащиеся, и т. п. При изучении и отработке трудовых приемов и операций необходимость применения бригадной формы производственного обучения обычно обусловлена ограниченным количеством учебно-производственного оборудования.

 

Общая характеристика методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, применяемых в теоретическом и производственном обучении учащихся

Метод обучения - способ взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся, направленный на овладение учащимися ЗУН, на их воспитание и развитие.

Методами ПО называют способы и приемы, при помощи которых мастер сообщает студентам учебный материал, формирует у них знания, умения и навыки, а студенты сознательно усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, овладевают профессиональным мастерством.

Методы ПО классифицируются на четыре группы:

) Словесные.

) Наглядные.

) Практические.

) Активные.

Словесные методы профессионального обучения

Рассказ - это изложение фактического материала, т.е. описание предметов или явлений, процессов, их особенностей. В ходе рассказа мастер демонстрирует плакаты, диаграммы, схемы, образцы, инструменты, приспособления, материалы и т.д.

Объяснение - метод, близкий рассказу. При объяснении учебного материала используются рассуждения, студентами задаются вопросы, выслушиваются их ответы.

Беседа применяется в тех случаях, когда учебный материал студентам известен. Беседа позволяет выявить знания и опыт студентов в результате ответов на вопросы.

Работа с технической документацией и литературой - учить студентов пользоваться справочниками, таблицами, схемами, инструкциями, технологическими картами и т.п.;

Письменное инструктирование - этот метод ПО применяется для инструктирования студентов во вводном и текущем инструктаже. Письменными инструкциями являются карты операционные, инструкционные, технологические. Сюда же могут быть отнесены справочные материалы типа таблиц, паспорт оборудования, производственно-техническая документация (чертежи, схемы и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: