Характеристика методов контроля и самоконтроля учащихся на уроках теоретического и производственного обучения в учреждениях НПО

Устный контроль (устный опрос). Это самый распространенный метод в учебной практике. Его использование способствует овладению логическим мышлением, выработке и развитию навыков аргументировать, выражать свои мысли грамотно, образно, эмоционально, отстаивать собственное мнение.

Фронтальный опрос - проверка знаний, умений и навыков многих учеников (студентов) одновременно. На практике фронтальный и индивидуальный опрос нередко объединяют.

Уплотняющий (комбинированный) опрос позволяет проверить знания сразу нескольких учеников (студентов): один отвечает устно, остальные - выполняют определенные задачи на доске. Выполнено на доске задания часто анализируют всем классом (группой). Использование этого метода способствует установлению тесного контакта между учителем и учеником, позволяет познать логику выполнения задач и их оценки, выявлять пробелы или неточности в знаниях учащихся (студентов) и тут же их исправлять. Однако этот метод требует слишком много времени на проверку. Кроме того, ученики при ответе волнуются, оценка нередко бывает субъективной.

Письменный контроль. Задача его заключается в письменной проверке знаний, умений и навыков учащихся (студентов). Он позволяет выяснить степень овладения умениями и навыками по предмету, качество знаний (объем, правильность, точность, осознанность, умение применить на практике). В зависимости от специфики предмета письменный контроль знаний осуществляют в форме контрольной работы, написания произведения, перевода, диктанта. Письменные задания могут быть и домашними работами. Положительным в письменной проверке является то, что за короткий срок удается составить представление о знаниях многих учеников (студентов), результаты проверки сохраняются и есть возможность выявить детали и неточности в ответах. Однако письменный контроль требует немало времени для чтения работ. Часто пренебрежение учителями орфографических требований приводит к снижению грамотности учащихся.

Тестовый контроль. Предполагает выбор учеником, студентом одного или нескольких вариантов из предложенного перечня, ранжирование списка вставки пропущенных слов, нахождение ошибок. Это позволяет за короткое время проверить знания учебного материала всех учащихся (студентов). Тестовая проверка позволяет эффективно использовать время, ставит перед всеми одинаковые требования, помогает избегать чрезмерных волнений. Важно и то, что объективность оценки исключает случайность в оценке знаний, стимулирует их самоконтроля. Однако тест может выявить только знание фактов, а не способности, он поощряет к механическому запоминанию, а не к работе мысли, требует много времени для его составления.

Графический контроль. Заключается в создании учеником, студентом обобщенной наглядной модели, которая отражает отношение, взаимосвязи определенных объектов или их совокупности Его используют на занятиях по черчению, географии, геометрии и т.д.

Практическая проверка. Применяется при изучении таких предметов, как физика, химия, биология, трудовое обучение, предусматривающие овладение системой умений и навыков. Ее осуществляют при лабораторных и практических занятий. Во время практической проверки, следя за выполнением определенных действий, выясняют, в какой степени ученик, студент осознали теоретические основы этих действий.

Самоконтроль. Сутью его является осознанное регулирования учеником (студентом) своей деятельности для обеспечения таких ее результатов, соответствующих поставленным целям, требованиям, нормам, правилам, образцам. Цель самоконтроля - предотвратить ошибки и исправить их.

Самооценка. Предполагает критическое отношение ученика (студента) в своих способностей и возможностей, объективная оценка достигнутых успехов. Учитывая особенности процесса и результатов самооценки, учащихся (студентов) разделяют на таких, что переоценивают себя, недооценивают, оценивают себя адекватно.

 

Формы организации учебно-производственного труда учащихся

 

В производственном обучении применяются три основные формы организации учебно-производственного труда учащихся: фронтально-групповая; индивидуальная; бригадная (звеньевая).

Фронтально-групповая форма предполагает, что учащиеся выполняют одинаковые задания. Благодаря этому мастер имеет возможность руководить работой всей группы одновременно, осуществлять групповое инструктирование учащихся, коллективно обсуждать допускаемые ошибки и т. п. Фронтально-групповая форма применяется главным образом при урочной форме учебного процесса.

Индивидуальная форма организации ученического труда характеризуется тем, что учащиеся выполняют различные по содержанию и целям задания. При обучении в учебных мастерских она может применяться при обучении профессиям, связанным с выполнением большой номенклатуры работ, требующих незначительного времени, (токари, фрезеровщики и т. п.). Для большинства других профессий эта форма применяется сравнительно редко. Индивидуальная форма используется главным образом для индивидуальной работы с «сильными» и «слабыми» учащимися, которое по темпам работы и ее результатам значительно отличаются от своих товарищей.

Бригадная (звеньевая) форма предполагает, что учебная группа делится на бригады или звенья, которые выполняют различные по характеру учебно-производственные задания. Количественный состав ученических бригад определяется спецификой учебно-производственных заданий, учебно-производственной необходимостью бригадного обучения, наличием оборудования, на котором обучаются учащиеся, и т. п. При изучении и отработке трудовых приемов и операций необходимость применения бригадной формы производственного обучения обычно обусловлена ограниченным количеством учебно-производственного оборудования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: