Наглядные методы профессионального обучения

Показ приемов трудового действия помогает сформировать в сознании студентов точный, живой и конкретный образ трудовых действий.

Демонстрация наглядных пособий. Натуральные (приборы, инструменты, детали, узлы оборудования, образцы изделий, металлов, материалов и т.п.) и изобразительные (плакаты, макеты, модели, схемы, диаграммы и т.п.).

Самостоятельные наблюдения. Этот метод применяется в условиях производств, оснащенных приборами и аппаратами. Студенты ведут наблюдение показаний аппаратов (температура, давление, нарушение режима и т.п.)

Применение ТСО.

Практические методы профессионального обучения

Упражнение - это преднамеренные многократные повторения определенных действий с целью формирования умений и навыков.

Упражнения на тренажерах применяются в тех случаях, когда производственные условия не позволяют организовать проведение упражнений в реальной производственной обстановке.

Самостоятельная работа студентов является составной частью системы упражнений, когда деятельность студентов носит в значительной степени самостоятельный характер,

Лабораторно-практические работы являются важным средством связи теории и практики. Виды лабораторно-практических работ могут подразделяться: по наблюдению и описанию устройства и работы машин; изучению способа использования аппаратов, приборов; диагностике неисправностей машин, станков и т.п.

Активные методы профессионального обучения. К ним относятся (производственные деловые игры, решение производственно-технических задач, выполнение заданий творческого характера).

 

Общая характеристика методов мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности, применяемых в теоретическом и производственном обучении учащихся

 

Направлены они на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность и способствуют обогащению учащихся (студентов) учебной информацией.

Методы формирования познавательных интересов. Они охватывают методы учебной дискуссии, обеспечение успеха в обучении; познавательных игр, создание интересных ситуаций, создание ситуации новизны учебного материала, использование жизненного опыта учащихся (студентов).

Метод учебной дискуссии. Дискуссией является публичное обсуждение спорного вопроса. Она предусматривает обмен мнениями между учениками (студентами), а также между учителями (преподавателями) и учениками (студентами). Дискуссия учит самостоятельно мыслить, отстаивать собственные взгляды, развивает умение анализировать и аргументировать утверждение, уважать мнение других, критически оценивать чужие и собственные суждения. Во время учебной дискуссии обсуждают научные выводы, данные, требующие подготовки по источникам, которые содержат более широкую информацию, чем учебник.Дискуссия призвана не только дать новые знания, но и создать эмоционально насыщенную атмосферу, которая бы способствовала глубокому проникновению в истину.

Метод обеспечения успеха в учебе. Предусматривает помощь отстающим ученику, студенту, развитие у них интереса к знаниям, стремление закрепить успех. Им помогают в обучении, пока они не догонят других и не получат первые хорошие оценки. Такая оценка поднимает настроение, пробуждает уверенность в собственных возможностях и на этой основе - стремление закрепить успех. Обеспечение успеха в учебе тем эффективнее, чем крепче вера в собственные силы, глубокое чувство собственного достоинства.

Метод познавательной игры. Это спланированная дидактической целью развлекательная деятельность по учения. Игра в учебном процессе обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу для усвоения и воспроизведения знаний, облегчает процесс освоения материала, поощряет учебной работы, снимает усталость, предотвращает перегрузку. С помощью игры моделируют жизненные ситуации, вызывающие интерес к учебным предметам.

Метод создания интересных ситуаций. Предусматривает использование в процессе преподавания учебного материала интересных историй, юмористических отрывков и др.., Которыми легко привлечь внимание.

Метод создания ситуации новизны учебного материала. Он обязывает акцентировать на каждом занятии новизну знаний, которыми обогатились ученики (студенты), создавать психологическую атмосферу, в которой они получают моральное удовлетворение от сознания собственного интеллектуального роста. Все это вызывает желание эффективно работать над собой, ценить время, отведенное для обучения.

Метод использования жизненного опыта учащихся, студентов. Познания и осмысления научных основ протекания процессов, которые они наблюдали в жизни или в которых сами принимали участие, вызывает интерес к теоретическим знаниям, формирует желание познавать сущность фактов, явлений, с которыми они сталкиваются в жизни.

Методы стимулирования долга и ответственности в учении. Предполагается объяснение школьникам, студентам общественной и личной значимости учения; выдвижение требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга; поощрения добросовестного выполнения учебных обязанностей; оперативный контроль за выполнением требований и, в случае необходимости, - указание на недостатки, замечания.

Чувство ответственности воспитывают, привлекая слабых учеников, студентов к подражанию приемов работы сильных. Можно коллективно проанализировать сложную задачу. При этом педагог должен не только предъявлять требования, но и проверять их выполнение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: