В прежние времена в нашей стране под сертификацией подразумевали «утверждение» качества уже произведенного товара. В современном бизнесе речь идет о сертификации качества непосредственно производственного процесса, организации и управления им. До 1980-х гг. никто не задумывался, что, сколько ни проверяй готовую продукцию, производственного брака меньше не будет. Допустим, отдел технического контроля (ОТК) проверяет по ГОСТу качество какой-либо техники. Бракованную продукцию удаляют, но брак по-прежнему продолжает поступать с конвейера. Деньги на сырье и производство истрачены и, соответственно, потеряны.
По подсчетам Международного института менеджмента, в результате отсеивания некачественного товара предприятия теряют в среднем до. 40 % производственной прибыли. В России эти цифры выше. К таким результатам приводит неправильная организация процесса производства. В первую очередь это касается промышленных предприятий. А ведь понятие «некачественная продукция» существует и в тех компаниях, которые торгуют или оказывают услуги. Как бы хорошо ни работал ОТК, вероятность попадания брака к покупателю существует. Пока товар не опробован в работе, быть уверенным в его качестве невозможно. Это всегда связано с риском.
Как сделать, чтобы брака не было совсем, чтобы можно было давать объективные, проверяемые гарантии качества до того, как появился товар? Ответ прост — нужно контролировать качество всего производственного процесса. Ведь стоит все операции выполнить правильно, и брака не будет.
Стандарты качества разрабатывает Международная организация по стандартизации— Intemaional Standard Organization (ISO). Продуктивная система качества, которую внедряет ISO, называется ISO 9000.
В современном бизнес-сообществе считают, что наличие сертификации ISO подтверждает безупречную организацию и контроль бизнес-процесса в компании на всех его стадиях — от проектирования деятельности до послепродажного обслуживания и информационного обеспечения. Так называемая философия управления качеством ISO требует, чтобы были устранены причины, которые привели к изготовлению некачественной продукции. Ведь невозможно гарантировать высокое качество продукции, если после обнаружения недостатков не выявлена и полностью не устранена причина их возникновения.
А главной причиной брака в работе обычно являются чьи-то неправильные действия и отсутствие должного контроля. Чтобы их не допустить или по крайне мере свести к минимуму, согласно философии ISO нужно формализовать все процессы, т.е. описать в специальных документах их алгоритм. Управлять и вмешиваться в технологию можно только в том случае, когда процессы формализованы и документированы.
Если менеджер уверен, что все его подчиненные без всякой сертификации понимают, какой процесс, когда и в какой последовательности им нужно выполнять,— он наверняка ошибается. Дело в том, что всем сотрудникам нужны инструкции для достижения однозначного понимания выполняемых функций, сокращения эмоциональных и энергетических затрат на «обдумывание» элементарных действий. Клиент отказался от предложения. Почему? Он не доволен работой предприятия. По каким причинам? Искать ответы на эти вопросы помогает сертификация.
В большинстве развитых стран в настоящее время компании требуют от своих поставщиков сертификаты ISO 9000. Распространение системы сертификации происходит по всему миру. Более 200 тыс. американских и европейских компаний стандартизировали свои системы управления. По данным европейской статистики, до 95 % несостоявшихся деловых контактов было прервано из- за отсутствия у предприятия сертифицированной системы качества.
В России процесс сертифицирования качества идет медленнее. Пока подобная постановка и сертификация контроля качества по стандарту ISO 9000 — для нашей страны дело редкое, особенно в сфере услуг. В России есть три типа компаний, которые стремятся получить этот сертификат. Прежде всего он нужен тем производственным предприятиям, чаще всего крупным, которые выводят товар на международный рынок. Для этого требуется сертификат ISO 9000. Во-вторых, сертификацию проходят зарубежные фирмы, которые открывают свое производство и офисы в России. В-третьих, это современные, как правило небольшие, непроизводственные компании, для которых главное — не сам сертификат, а постановка контроля качества. Например, такие известные компании как «Газпром», «АВТОВАЗ» и некоторые другие требуют от своих партнеров сертификаты качества.
Мировой банк признал воронежский «УГМК-Рудгормаш» победителем тендера в несколько миллионов долларов на изготовление буровых станков для индийской угольной промышленности. Это стало возможным благодаря грамотно организованной работе предприятия, соответствующей международному сертификату ISO 9000.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Объясните, почему необходимо контролировать не качество готовой продукции, а процесс ее производства?
2. Что собой представляет международная система управления качеством ISO 9000?
3. Почему российские компании не стремятся получить сертификат ISO 9000?
4. Какую роль играют менеджеры в повышении качества продукции и получении данного сертификата? Объясните подробно.






