Известно, что дополнительные возможности воровства открываются для персонала в тех сферах деятельности, для которых характерно движение преимущественно наличных средств (например, закупка сельскохозяйственной продукции у населения, туристский и страховой бизнес).
Можно привести пример «отката на закупках» в туристском бизнесе, когда иностранный партнер делит сверхприбыль с менеджером предприятия, разрабатывающего тур. При этом реализуется такая схема: сотруднику туристской фирмы, работающему с клиентами, иностранный партнер предлагает выбрать определенный отель для предложения клиентам, при этом добавляет 2 долл. стоимости на одного туриста в день, из них 1 долл. он отдает менеджеру туристской фирмы. Крупная туристская фирма, обслуживающая в месяц до 500 туристов, при такой схеме не досчитается 7—14 тыс. долл. ежемесячно. Половину из них получит менеджер. Потери от воровства менеджеров несут не только туроператоры, но и турагентства, т.е. своеобразные магазины, которые продают клиентам продукцию туроператоров.
|
|
У туристского бизнеса существуют две проблемы. В небольших компаниях не до конца автоматизирован процесс прохождения финансовых средств, и утечку трудно отследить. Кроме того, потери происходят из-за того, что все менеджеры в этом бизнесе хорошо друг друга знают и часто используют эти знакомства с выгодой для себя, но не для своей компании.
Например, операторов-поставщиков обычно выбирает непосредственно руководитель турагентства, но иногда он может поручить заниматься этим кому-либо из сотрудников, В данном случае этот сотрудник знает туроператоров и из 5—10 предложений может выбрать не то, которое на самом деле наиболее выгодно для клиента, а то, за которое ему обещано некоторое вознаграждение.
Почти официально оператор может предложить менеджеру турагентства бесплатную поездку на отдых. Иногда просто заключается договор, согласно которому менеджер агентства получает от оператора 10—15 долл. с одного тура. При этом мелкие агентства зачастую закрывают глаза на взятки, которые берут их менеджеры, лишь бы удержаться на плаву. Но если компания растет и развивается, то на определенном этапе проблему приходится решать. Например, в некоторых крупных фирмах полностью документируют все моменты, связанные с передачей денег.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Какие пути решения рассмотренной проблемы вы можете предложить?
2. Следует ли топ-менеджеру туристской фирмы доверять выбор оператора-поставщика сотруднику фирмы?
ПРАКТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 10
В 2002 г. общественности стала известна история, связанная с хищениями, в которой участвовали менеджеры компании «Волховский алюминий». В центре внимания оказался иск акционеров этой компании против менеджеров. Главным виновником был генеральный директор.
|
|
Владельцы завода «Волховский алюминий» и Пикалевского объединения «Глинозем», затеяв объединение своих предприятий в единую группу, отправили на алюминиевый завод аудиторскую проверку. Ревизоры выявили недостачу в 20 млн р. Одних только штрафов налоговая инспекция предъявила заводу на 47 млн р. Оказалось, что часть сырья поставляли фиктивные фирмы, и глинозем на предприятие так и не поступил.
По данным группы «Металлург», схемы хищений выглядели следующим образом. Сначала генеральный директор завода В.Попов в сговоре с главным инженером завышал расходные коэффициенты использования сырья для производства алюминия. Под образовавшуюся разницу между реальным расходом сырья и сфабрикованным показателем топ-менеджер оформлял поставки от фирм-фантомов. Например, фирма «Альфа», зарегистрированная по несуществующему адресу в Санкт-Петербурге, выставила ОАО «Волховский алюминий» счет на оплату сырья, которое якобы было доставлено на завод. Счет был исправно оплачен, хотя у фирмы «Альфа» не было даже железнодорожных накладных, подтверждавших факт доставки сырья на территорию завода. В результате махинаций с реальным расходом сырья на заводе появилась неучтенная продукция, которую В.Попов продавал также через фирму «Альфа».
Топ-менеджер использовал и другие схемы воровства. Так, в 1999 г. фирма «Модус» выставила заводу счет за якобы выполненный ремонт электролизеров на сумму более 22 млн р. В действительности эту работу выполняли силами предприятия и оно же финансировало ее. Впоследствии таких фирм, выполнявших работы, которые на самом деле осуществляли сотрудники завода, появилось очень много.
Осенью 2001 г. совет директоров завода «Волховский алюминий» выразил В. Попову недоверие и не предложил ему в «Металлурге» новую должность. Результаты проверки показали, что В.Попов, являясь лицом, выполняющим управленческие функции генерального директора ОАО «Волховский алюминий», в период с декабря 2000 по июнь 2001 г. в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях извлечения имущественных выгод и преимуществ для третьих лиц вопреки законным интересам ОАО «Волховский алюминий» причинил существенный вред этому предприятию.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Какие схемы воровства были использованы топ-менеджером ОАО «Волховский алюминий»?
2. Каким образом, на ваш взгляд, должны были контролировать деятельность топ-менеджера собственники предприятия?
3. Каким образом можно было бы защититься от воровства топ- менеджера?