Особенности развития скоростно-силовых способностей у детей

 

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Скоростно-силовые качества в настоящее время рассматриваются как самостоятельное физическое качество человека, требующее адекватных средств и методов развития.

Несмотря на то, что скоростно-силовые качества, сила и быстрота рассматриваются как самостоятельные качества, они тесно связаны друг с другом [9]. Недостаточное развитие силы или быстроты ограничивает проявление скоростно-силовых качеств. В этом легко убедиться, если предложить ученику, с трудом разгибающему руки в упоре лежа, оттолкнуться от пола и хлопнуть в ладоши. Он это задание не выполнит. Поэтому, когда у учащихся наблюдается очень низкий уровень силы или быстроты, следует вести параллельную работу над развитием всех трех качеств или заблаговременно, до начала направленного развития скоростно-силовых качеств, выделить специальное время для развития силовых и скоростных возможностей школьников.

Для развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста используются упражнения с внешними отягощающими предметами (мешками с песком, набивными мячами и т. п.) и упражнения с преодолением собственной массы тела.

Скоростно-силовые упражнения выполняются в неравномерном ритме: подготовленные движения до приложения основного усилия производятся несколько замедленно, а основное движение, связанное с приложением максимального усилия - с предельной скоростью. Например, сгибание рук в упоре - медленно, а разгибание - быстро. Медленный замах при броске мяча сопровождается предельной скоростью метания и т. п.

В большинстве упражнений скоростно-силового характера отягощением служит собственная масса тела ученика (различные виды бега и прыжков, отжимание, подтягивание и т.п.), в них величина отягощения дозируется лишь изменением исходного положения. Например, отжимание в упоре лежа от опоры различной высоты, подтягивание на наклонной (под различным углом) гимнастической скамейке. Нагрузка в этих упражнениях дозируется количеством повторений, а также длительностью работы и отдыха.

Руки в положении стоя практически не несут на себе массы тела, поэтому здесь для развития скоростно-силовых качеств широко используются разнообразные исходные положения типа висов и упоров, а также внешние отягощения, величина которых определяется с учетом индивидуальной подготовленности ученика, его пола и возраста. Например, броски набивных мячей, мешочков с песком различной массы, метание других предметов. Для успешного развития скоростно-силовых качеств величина отягощения должна составлять не менее 40-70 % максимальных силовых возможностей, проявляемых в конкретном движении или двигательном действии. Поэтому в ряде случаев, чтобы добиться необходимой нагрузки, внешнее отягощение следует использовать в упражнениях не только для рук, но и для туловища. Например, в положении лежа сгибание и разгибание туловища. Здесь в качестве внешнего отягощения применяются мячи, мешки с песком и другие предметы весом до 2 кг.

В системе средств скоростно-силовой подготовки наряду с упражнениями с отягощением в последнее время получили широкое распространение так называемые ударные упражнения. Суть этих упражнений состоит в том, что для проявления скоростно-силовых качеств используется кинетическая энергия падения тела или тренировочного снаряда. Например, бег прыжками, прыжок вверх после прыжка в глубину, подбрасывание (метание) падающего (летящего) снаряда и т. п. Величина ударной нагрузки определяется подготовленностью ребенка, однако преимущество следует всегда отдавать большей высоте свободного падения, а не массе отягощения. Нагрузка должна быть подобрана так, чтобы она обеспечивала развитие значительного динамического усилия без замедления переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую. В ударных упражнениях следует стремиться к минимальному амортизационному пути и как можно более мощному последующему напряжению. Например, экспериментально установлено, что оптимальная глубина прыжка для девочек 6-8 лет составляет 12-17 см, а для 9-10-летних - 18 см.

Скоростно-силовые упражнения выполняются с максимальным усилием, стремлением как можно скорее сообщить предельное ускорение снаряду. Упражнения со снарядами малой массы проделываются в быстром темпе, который постепенно снижается до среднего по мере увеличения массы отягощения. Количество повторений в одной серии в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий колеблется в пределах 3-4 повторений. Упражнения выполняются непрерывно или с кратковременной паузой. Оптимальная пауза отдыха между сериями составляет 2-3 мин, а количество серий не более 2-3. Максимальное количество повторений в серии (5-6 в прыжке и 8-9 в метаниях) достигается на 18-21-м уроках цикла, повышаясь на 1 повторение в каждой серии через 3-4 урока. [9].

Возрастная динамика скоростно-силовых качеств имеет периоды бурного и замедленного роста показателей. Специалисты утверждают, что наиболее интенсивный прирост их наблюдается у мальчиков с 10 до 13 лет, с некоторым замедлением показателей к 14 годам. У девочек, например, такой типичный скоростно-силовой показатель, как прыгучесть, улучшается до 14 лет [27].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: