Категории анализа «Рисунка несуществующего животного»

1. Смещение рисунка вверх.

2. Смещение рисунка вниз.

3. Смещение рисунка вправо.

4. Смещение рисунка влево.

5. Крупное изображение.

6. Маленькое изображение.

7. Маленький рисунок, расположенный в левом углу листа.

8. Голова направлена вправо.

9. Голова направлена влево.

10. Положение анфас.

11. Двухголовое животное.

12. Направление хвоста вправо-вверх.

13. Направление хвоста вправо-вниз.

14. Направление хвоста влево-вверх.

15. Направление хвоста влево-вниз.

16. Уши.

17. Рот приоткрыт, прорисовка языка.

18. Рот с прорисовкой губ.

19. Рот открыт и зачернен без прорисовки губ и языка.

20. Прорисовка зубов.

21. Глаза с прорисовкой радужки.

22. Ресницы.

23. Увеличенный размер головы.

24. Рога.

25. Перья.

26. Грива, шерсть.

27. Основательность опорной части.

28. Неустойчивость опорной части.

29. Соединение ног с туловищем прочное и основательное.

30. Соединение ног с туловищем слабое, небрежное.

31. Однотипность опорных элементов.

32. Разнообразие опорных элементов.

33. Крылья.

34. Щупальца

35. Украшающие элементы.

36. Прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы, оружие.

37. Острые углы по контуру типа шипов, игл, щетины.

38. Выступы типа панцирей, щитов, заслонов.

39. Запачканные, затемненные, удвоенные линии контура.

40. Защита по верхнему контуру.

41. Защита по нижнему контуру.

42. Защита справа.

43. Защита слева.

44. Уверенные, завершенные линии.

45. «Разорванные» линии контура.

46. Неаккуратность рисунка.

47. Штриховка внутри контура.

48. Сильный нажим.

49. Паутинообразная линия.

50. «Падающие» линии.

51. «Восходящие» линии.

52. Обилие дополнительных деталей.

53. Фигура круга.

54. Антропоморфность изображения (человекоподобное животное).

55. Сексуальные признаки.

56. Несоответствие пола рисунка.

57. Вмонтированность механических деталей.

58. Угрожающая тематика.

59. Образ беззащитного животного.

60. Использование элементов, а не заготовок.

61. Соединение в названии смысловых частей.

62. Псевдонаучный суффикс или окончание.

63. Поверхностно-звуковое название.

64. Ироническое название.

65. Повторение одних и тех же частей в названии.

66. Принятие рисунка.

67. Отвержение рисунка

 

Тревожность: 7, 19, 21, 38, 39, 45, 46, 47, 48, 53, 59. Агрессивность: 5, 20, 34, 36, 48, 51, 58. Защитная агрессия: 24, 37, 40, 41, 42, 43. Демонстративность: 22, 25, 35, 62. Самораспространение: 5, 33, 34, 35.

 

Негативное само отношение: 2, 6, 7, 13,   Позитивное самоотношение: 1, 12, 14,

15,67.                                                66.

Поверхностность, импульсивность: 28, Основательность, обдуманность: 27,

30,63.                                                29.

Повышенная возбудимость: 5, 45, 46. Эмоциональная устойчивость: 44.

Астенизация, депрессия: 6, 49, 50.  Общая энергия: 51, 52.

Копформтапь, сттдйрттстъ: Ъ\. Творчестт потенциал: Ъ2, 60.

Низкая самооценка, нерешительность: Завышенная самооценка, потребность

2.                                                        в признании: 1.

Активность, тенденция к действию: 3, Тенденция к размышлению, рефлексив-

8                                                         ность: 4, 9

Высокий уровень притязаний: 33. Ценность рационального начала: 23, 61. Заинтересованность в информации о себе: 16. Повышенная речевая активность: 17. Чувственность: 18,26. Внутренняя противоречивость: 11. Эгоцентризм: 10. Замкнутость: 53. Инфантилизм: 54, 65. Сексуальные проблемы: 55, 56. Шизоидностъ: 57.

 

2.4. ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»

 

«Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, используемых в прак­тической работе психолога. Ее популярность, вероятно, объясняется удобством и быстротой в применении, доступностью для детей начиная с младшего дошкольно­го возраста, высокой информативностью и разнообразными возможностями прове­дения повторных испытаний, снятия напряжения у испытуемого в ситуации обсле­дования, а также получения богатого материала для беседы с родителями.

По образному выражению Г.Т. Хоментаускаса [29], эта методика позволяет «посмотреть на мир глазами ребенка», дает представление о субъективной оцен­ке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношении с другими члена­ми семьи. Методика основана на естественной деятельности детей от пяти до де­сяти лет - рисовании, что способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Язык рисунка более открыто передает смысл изображенного.

Среди исследователей нет единого мнения о том, кто и когда первым предло­жил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Идея использо­вать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у целого ряда исследователей - В. Вульф, В. Хьюлс, Л.Корман, Р. Берне и С. Кауфман. Развитие методики шло по двум направлениям: изменение инструк­ции к заданию (П. Грегер, Л. Корман) и расширение диапазона интерпретируе­мых параметров рисунка (В. Хьюлс, Л. Корман). «Рисунком семьи» пользовались многие отечественные исследователи и практики: А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, B.C. Мухина, В.К. Лосева, А.С. Спиваковская и другие. Наиболее полно проце­дура проведения теста и интерпретация рисунка описаны в работах Г.Т. Хоментаускаса.

Существует множество модификаций применения теста и обработки резуль­татов. Ребенка просят или «нарисовать свою семью» (В. Хьюлс, Дж. Дилео), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер), или «нарисовать всех членов своей семьи, за­нятых чем-либо» («Кинетический рисунок семьи» - Р. Берне, С. Кауфман) и т.д. Некоторые варианты предусматривают беседу после рисования по определенным вопросам и по содержанию рисунка (Л. Корман). Методика может дополняться другими заданиями (например, нарисовать семью в четырех комнатах - в моди­фикации А. Захарова), может проводиться как отдельно с ребенком, так и со всеми членами семьи (Ч. Ширн и К. Расселл). В последнем варианте появляется возмож­ность сравнить точки зрения отца, матери и детей на семейные отношения.

Следует отметить, что первоначально методика «Рисунок семьи», как и многие проективные методы, разрабатывалась в клинической психологии и психотерапии. Исследователи пытались установить особенности рисунков, создаваемых больны­ми, выстраивали не только качественные, но и количественные схемы интерпре­тации. Например, Р.Ф. Беляускайте [3] при анализе «Кинетического рисунка се­мьи» выделяет пять симптомокомплексов: благоприятную семейную ситуацию, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности, враждебность в семейной ситуации, по которым подсчитывается количество баллов.

В настоящее время наибольшую известность получила модификация Р. Бернса и С. Кауфмана - «Кинетический рисунок семьи» (КРС) [4]. Авторы этой модификации исходили из факта, что при обычном задании «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Они попытались обеспе­чить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают».

Несмотря на различия схем и процедур у составителей рисуночных модифи­каций, можно выделить три основных аспекта интерпретации результатов дан­ной методики:

а) интерпретация структуры рисунка семьи;

б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи;

в) интерпретация процесса рисования.

Особенности проведения процедуры обследования Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отноше­ний.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Необходимые материалы: лист белой бумаги (21x29 см), шесть цветных ка­рандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть ис­следования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен про­сто повторить инструкцию.

Применение теста допускает использование дополнительных заданий, выра­женных в следующих инструкциях:

Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».

Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».

Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, сим­вола, который выражает особенности вашей семьи».

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить макси­мум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы.

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвеча­ет на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисун­ка (птицы, зверушки и т.д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защит­ные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (напри­мер: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).

После опроса ребенку предлагают обсудить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три - позитивные.

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и дол­жен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас од­ним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) со­став его семьи, возраст братьев и сестер. Желательно иметь сведения о поведе­нии ребенка в семье, детском саду или школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: