■ Графические признаки: характер линий, контур фигур.
■ Пространство рисунка.
■ Содержательные характеристики (анализ отдельных частей и их значения).
■ Тематика рисунка.
■ Название.
Положение рисунка на листе. В норме рисунок обычно расположен на средней линии стандартного листа.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выра-женнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению, претензия на признание.
Положение рисунка в нижней части листа - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Рисунок смещен влево — устремленность в прошлое, бездеятельность, низкий уровень мыслительной деятельности.
Рисунок смещен вправо - устремленность в будущее, положительные эмоции, высокая активность.
|
|
Голова. Голова, повернутая вправо, - устойчивая тенденция к действенности: почти все, что планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца.
Голова, повернутая влево, - тенденция к рефлексии, размышлениям, «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также - нерешительность, боязнь активных действий.
Положение анфас трактуется как эгоцентризм, эгоизм, полное довольство собой.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы, увеличенный лоб говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих.
На голове могут быть нарисованы детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза.
Уши. Значение этой детали - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих. В сочетании с другими показателями определяет, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только реагирует эмоционально на оценки окружающих (радость, гордость, обида, огорчение...), не изменяя своего поведения.
Рот. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда - то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, говорит о легкости возникновения опасений и страхов, недоверия; рот с зубами - о вербальной агрессии, в большинстве случаев - защитной («огрызается», «задирается», «грубит» в ответ на осуждение или порицание). Для детей и подростков в случае боязливости, тревожности характерен рисунок зачерченного рта округлой формы.
|
|
Особое значение придается глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужной оболочки.
Ресницы - это заинтересованность автора в восхищении окружающих его внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения, демонстративные манеры в поведении. Для мужчин ресницы - женские черты характера.
На голове животного бывают нарисованы дополнительные детали: рога - защита, агрессия (определить по сочетанию с другими признаками агрессии - когтями, щетиной, иглами), перья - тенденция к самоукрашению и самоопределению, к демонстративности, грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на сексуальность.
Несущая, опорная часть фигуры. Большие, крепкие ноги, лапы: основательность, обдуманность, рациональность решений, выводов, суждений, опора на существенные положения и значимую информацию.
Тонкие ноги, лапы - поверхностность суждений, иногда - импульсивность принятия решения. То же самое при отсутствии или почти отсутствии ног.
Обратить внимание на характер соединения ног (лап) с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, не соединены совсем. Первое говорит о серьезности контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Второе - наоборот.
Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, лап, любых элементов опорной части свидетельствуют о конформности суждений, установок, их стандартности, банальности. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установки, суждений, самостоятельность, небанальность, иногда даже творческое начало (в норме) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над туловищем. Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря или перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Крылья, дополнительные ноги, детали панциря - это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, широта общения, завоевание себе места под солнцем, крылья - увлеченность своей деятельностью. Щупальца - смелость предприятий. Вторичные детали - бантики, завитушки, -демонстративное стремление обратить на себя внимание, манерность.
Положение хвоста. Хвосты выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли они вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к собственным действиям и поведению. Влево - отношение к собственным мыслям, решениям, к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенность, бодрость, положительное отношение к себе) или падающим движением вниз (подавленность, сожаление о сделанном, недовольство собой, неуверенность и т.п.).
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнений линии контура. Это защита от окружающих: агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение-«запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена и т.д.
Направленность такой защиты соответственно пространственному положению: верхний контур - против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей;
|
|
нижний контур фигуры - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе «животного». Справа -усиленная защита своей деятельности. Слева - защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей: только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост крылья и т.п.), с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. И наоборот - слабая энергичность, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. То же самое подтверждается характером линии: слабая паутинообразная линия - «возит карандаш по бумаге», не нажимая на него. Обратный же характер линии - линия жирная, с нажимом - не является полярным, это не энергия, а тревожность, особенно если линия резко продавлена, видимая даже на обратной стороне листа - резкая тревожность. Следует обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образам, то есть к чему привязана тревога.
Оценка характера линий осуществляется так же, как в других рисуночных методиках.
Тематика. Тематически животные делятся на угрожаемых (птицы, улитки, муравьи), угрожающих (буйволы, лев, бегемот) и нейтральных (белки, собаки, кошки). Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.п.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.
|
|
Уподобление рисуемого несуществующего животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех и более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног или лап на руки, свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости (соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного). Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и других фольклорных формах.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии: когти, острые клювы, зубы, иглы.
Следует обратить внимание также на акцентирование сексуальных признаков - вымени, сосцов, груди при человекоподобной фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.
Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки дают обычно очень ограниченное количество данных для анализа.
Следует обратить внимание на «вмонтирование» механических частей в живую ткань животного - постановка фигуры животного на постамент, танковые или тракторные гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного, к которому всегда лишь «приделывается» также «готовая», существующая у другого животного деталь, чтобы нарисованное животное стало «несуществующим» (кошка с крыльями, рыба с перьями и т.д.). Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из целых «заготовок».
Название. Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.) Это свидетельство рациональности, конкретной установки при ориентации и адаптации. Другой вариант -книжно-научное название, иногда с латинским суффиксом или окончанием («ра-толетиус») - демонстрация собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления («лиошана», «гря-текр»), знаменующие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждении над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «девошпор», «пу-зыренд»). Это говорит об иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильность характеризуется названиями, имеющими обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-люка», «кус-кус»).
Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно непомерно удлиненными названиями («аберосинитиклирон», «гулобарниклетам-нешиния» и т.д.).
В тесте «Несуществующее животное» возможна количественная оценка. Сначала оценивается степень выраженности каждого отдельного признака по шкале от 0 до 2 баллов: если признак ярко выражен, ставится оценка 2 балла, выражен -1 балл, отсутствует - 0 баллов. Затем производится оценка «симптомокомплек-сов» сложением степеней выраженности отдельных признаков, образующих данный «симптомокомплекс».