Наиболее диагностичные особенности рисунка

■ Графические признаки: характер линий, контур фигур.

■ Пространство рисунка.

■ Содержательные характеристики (анализ отдельных частей и их значения).

■ Тематика рисунка.

■ Название.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок обычно расположен на сред­ней линии стандартного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выра-женнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положе­нием в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; тен­денция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части листа - неуверенность в себе, низкая са­мооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем соци­альном положении, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Рисунок смещен влево — устремленность в прошлое, бездеятельность, низкий уровень мыслительной деятельности.

Рисунок смещен вправо - устремленность в будущее, положительные эмо­ции, высокая активность.

Голова. Голова, повернутая вправо, - устойчивая тенденция к действенности: почти все, что планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца.

Голова, повернутая влево, - тенденция к рефлексии, размышлениям, «не че­ловек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также - нерешительность, боязнь активных действий.

Положение анфас трактуется как эгоцентризм, эгоизм, полное довольство со­бой.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы, увеличен­ный лоб говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало в себе и ок­ружающих.

На голове могут быть нарисованы детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза.

Уши. Значение этой детали - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих. В сочетании с другими показателями определяет, пред­принимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только реагирует эмоционально на оценки окружающих (радость, гордость, оби­да, огорчение...), не изменяя своего поведения.

Рот. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с про­рисовкой губ - чувственность; иногда - то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, говорит о легкости возникнове­ния опасений и страхов, недоверия; рот с зубами - о вербальной агрессии, в большинстве случаев - защитной («огрызается», «задирается», «грубит» в ответ на осуждение или порицание). Для детей и подростков в случае боязливости, тревожности характерен рисунок зачерченного рта округлой формы.

Особое значение придается глазам. Это символ присущего человеку пережи­вания страха: особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужной оболочки.

Ресницы - это заинтересованность автора в восхищении окружающих его внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения, де­монстративные манеры в поведении. Для мужчин ресницы - женские черты ха­рактера.

На голове животного бывают нарисованы дополнительные детали: рога - за­щита, агрессия (определить по сочетанию с другими признаками агрессии - ког­тями, щетиной, иглами), перья - тенденция к самоукрашению и самоопределе­нию, к демонстративности, грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на сексуальность.

Несущая, опорная часть фигуры. Большие, крепкие ноги, лапы: основатель­ность, обдуманность, рациональность решений, выводов, суждений, опора на существенные положения и значимую информацию.

Тонкие ноги, лапы - поверхностность суждений, иногда - импульсивность принятия решения. То же самое при отсутствии или почти отсутствии ног.

Обратить внимание на характер соединения ног (лап) с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, не соединены совсем. Первое говорит о серьезности контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Второе - наоборот.

Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, лап, любых элементов опорной части свидетельствуют о конформности суждений, установок, их стандартности, банальности. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установки, суждений, самостоятельность, небаналь­ность, иногда даже творческое начало (в норме) или инакомыслие (ближе к пато­логии).

Части, поднимающиеся над туловищем. Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря или перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Крылья, дополни­тельные ноги, детали панциря - это энергия охвата разных областей человече­ской деятельности, уверенность в себе, любознательность, широта общения, за­воевание себе места под солнцем, крылья - увлеченность своей деятельностью. Щупальца - смелость предприятий. Вторичные детали - бантики, завитушки, -демонстративное стремление обратить на себя внимание, манерность.

Положение хвоста. Хвосты выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли они вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к собственным действиям и поведению. Влево - отношение к собственным мыс­лям, решениям, к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направ­лением хвостов вверх (уверенность, бодрость, положительное отношение к себе) или падающим движением вниз (подавленность, сожаление о сделанном, недо­вольство собой, неуверенность и т.п.).

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнений линии контура. Это защита от окружающих: агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тре­вогой - если имеет место затемнение-«запачкивание» контурной линии; с опасе­нием, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена и т.д.

Направленность такой защиты соответственно пространственному положе­нию: верхний контур - против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей;

нижний контур фигуры - защита против насмешек, непризнания, отсутствия ав­торитета у нижестоящих, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - не­дифференцированная опасливость и готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположен­ные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе «животного». Справа -усиленная защита своей деятельности. Слева - защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей: только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несущест­вующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост крылья и т.п.), с за­полненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, или же имеет место щедрое изображение не только необ­ходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Чем боль­ше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энер­гия. И наоборот - слабая энергичность, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. То же самое подтверждается характером линии: сла­бая паутинообразная линия - «возит карандаш по бумаге», не нажимая на него. Обратный же характер линии - линия жирная, с нажимом - не является поляр­ным, это не энергия, а тревожность, особенно если линия резко продавлена, ви­димая даже на обратной стороне листа - резкая тревожность. Следует обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образам, то есть к чему привязана тревога.

Оценка характера линий осуществляется так же, как в других рисуночных методиках.

Тематика. Тематически животные делятся на угрожаемых (птицы, улитки, муравьи), угрожающих (буйволы, лев, бегемот) и нейтральных (белки, собаки, кошки). Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.п.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого несуществующего животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех и более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юб­ки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног или лап на ру­ки, свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости (соответствен­но степени выраженности «очеловечивания» животного). Механизм сходен алле­горическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и других фольклорных формах.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изобра­жения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии: когти, острые клювы, зубы, иглы.

Следует обратить внимание также на акцентирование сексуальных признаков - вымени, сосцов, груди при человекоподобной фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, не­желание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки дают обычно очень ограниченное количество дан­ных для анализа.

Следует обратить внимание на «вмонтирование» механических частей в жи­вую ткань животного - постановка фигуры животного на постамент, танковые или тракторные гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело животного - рукояток, клавиш и ан­тенн. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимают фор­му «готового», существующего животного, к которому всегда лишь «приделыва­ется» также «готовая», существующая у другого животного деталь, чтобы нари­сованное животное стало «несуществующим» (кошка с крыльями, рыба с перья­ми и т.д.). Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элемен­тов, а не из целых «заготовок».

Название. Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.) Это свидетельство рацио­нальности, конкретной установки при ориентации и адаптации. Другой вариант -книжно-научное название, иногда с латинским суффиксом или окончанием («ра-толетиус») - демонстрация собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления («лиошана», «гря-текр»), знаменующие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мыш­ления, перевес эстетических элементов в суждении над рациональными. Наблю­даются иронически-юмористические названия («риночурка», «девошпор», «пу-зыренд»). Это говорит об иронически-снисходительном отношении к окружаю­щим. Инфантильность характеризуется названиями, имеющими обычно повто­ряющиеся элементы («тру-тру», «лю-люка», «кус-кус»).

Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно непомерно удлиненными названиями («аберосинитиклирон», «гулобарниклетам-нешиния» и т.д.).

В тесте «Несуществующее животное» возможна количественная оценка. Сна­чала оценивается степень выраженности каждого отдельного признака по шкале от 0 до 2 баллов: если признак ярко выражен, ставится оценка 2 балла, выражен -1 балл, отсутствует - 0 баллов. Затем производится оценка «симптомокомплек-сов» сложением степеней выраженности отдельных признаков, образующих данный «симптомокомплекс».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: