1. Ошибки при анализе расположения рисунка на листе. К наиболее важным параметрам анализа рисунка можно отнести расположение изображения на листе, которое традиционно интерпретируется в терминах самооценки, уровня притязаний, защищенности, депрессивных тенденций. Однако в современной детской популяции все больше встречается детей со спецификой пространственного восприятия и пространственных представлений, обусловленной своеобразием межфункциональных взаимодействий мозговых систем. К этим особенностям можно отнести несформированность всех уровней пространственных представлений, а также тенденцию к левостороннему (чаще) игнорированию зрительного поля. Также встречаются случаи, когда объем зрительного поля сужен в верхней или нижней его части. Следовательно, и рисунок будет уплощен, сжат в какой-либо плоскости или будет располагаться ближе к одному из краев листа. При традиционной трактовке рисунка ребенка с подобными проблемами скорее всего речь пойдет о тех или иных искажениях самооценки, уровня притязаний и Я-концепции или о пессимистичном (оптимистичном) восприятии жизни в целом, что может быть совершенно нехарактерным для конкретного случая.
|
|
2. Ошибки интерпретации взаиморасположения фигур относительно друг друга на листе. Согласно традиционной проективной трактовке, наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. При такой интерпретации не учитывается, что примерно до 7-летнего возраста ребенок располагает предметы, рисуя более отдаленные над находящимися ближе, несколько позже ребенок изображает более отдаленные предметы - более маленькими, чем предметы близкие, и над близкими. Так ребенок в процессе развития подходит к перспективе. При проективной трактовке в этом случае то, что эмоционально менее значимо для ребенка (более отдаленное на рисунке и, следовательно, менее значимое) интерпретируется как директивное и более значимое. Это же относится и к изображениям значимых членов семьи.
3. Ошибки при анализе соотношения размеров фигур. По соотношению размеров фигур, например, в «Рисунке семьи» можно судить о доминировании и значимости членов семьи. Однако в норме пропорции в размерах людей и предметов возникают около 5,5-6 лет. Поэтому в более раннем возрасте данный параметр не должен рассматриваться при проективной интерепретации.
4. Ошибки при анализе рисования человеческой фигуры. В рисунке нормального ребенка может иметь место многочисленные просвечивания, поскольку мышление ребенка специфично и конкретно. Ребенок обычно рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Так, часто встречается просвечивающее платье, наложенное на тело, или даже волосы, видные сквозь шляпу. Похожие просвечивания в рисунке взрослого человека считаются серьезными нарушениями, а для рисунков детей это нормативное явление.
|
|
5. Ошибки при анализе деталей изображения. Отсутствие какой-либо детали, скажем ушей, в рисунке может трактоваться как стремление избегать критики, заглушить ее. Однако, для 4,5-5,5-летнего ребенка это будет всего лишь отражением нормативного этапа уровня развития рисунка, так как такие детали, как уши и волосы, появляются на очертании головы в среднем лишь к 6-летнему возрасту.
И, наоборот, в рисунках детей некоторые фрагменты могут повторяться. Однако, если в рисунках взрослых это может свидетельствовать о невротическом уходе в безопасные сферы деятельности, то у ребенка повторения могут отражать обычную радость при повторении известных образцов.
6. Ошибки при интерпретации штриховки. В детских рисунках часто можно встретить штриховку. Хотя и сохраняется интерпретативное значение штриховки как признака тревоги, смысл детской штриховки может иметь отношение к общей неуверенности ребенка во взрослом мире, а не к индивидуальным особенностям ребенка.
7. Ошибки при анализе «цветности» рисунка. Значительное количество ошибок в проективной интерпретации может наблюдаться в том случае, когда ребенок выполняет тестовое задание цветными карандашами, фломастерами и т.п. Следует отметить, что анализ цветового решения рисунка допустим только с определенного возраста. Как уже говорилось, существует период, когда отношение детей к цвету если не безразличное, то ограниченное интересом к самому цвету, краске. Что изображается - не имеет значения, цвет как бы автономен. При анализе цветовой гаммы рисунков старших детей также могут возникать определенные казусы. В качестве примера можно привести попытку анализировать причину изображения разных по оттенку коричневых ног у фигуры отца, в то время как у ребенка просто сломался один из коричневых карандашей и ему пришлось подбирать ближайший по оттенку.
Резюмируя, следует отметить, что практическому психологу для минимизации подобных ошибок в своей деятельности необходимо знание основных принципов интерпретации и анализа детского рисунка.
Опираясь на подход В. Смекала к анализу детского рисунка, Е.С. Романова сформулировала основные принципы использования детского рисунка в психологической диагностике [23].