Возможные ошибки в трактовке детского рисунка

1. Ошибки при анализе расположения рисунка на листе. К наиболее важным параметрам анализа рисунка можно отнести расположение изображения на лис­те, которое традиционно интерпретируется в терминах самооценки, уровня при­тязаний, защищенности, депрессивных тенденций. Однако в современной дет­ской популяции все больше встречается детей со спецификой пространственного восприятия и пространственных представлений, обусловленной своеобразием межфункциональных взаимодействий мозговых систем. К этим особенностям можно отнести несформированность всех уровней пространственных представ­лений, а также тенденцию к левостороннему (чаще) игнорированию зрительного поля. Также встречаются случаи, когда объем зрительного поля сужен в верхней или нижней его части. Следовательно, и рисунок будет уплощен, сжат в какой-либо плоскости или будет располагаться ближе к одному из краев листа. При традиционной трактовке рисунка ребенка с подобными проблемами скорее всего речь пойдет о тех или иных искажениях самооценки, уровня притязаний и Я-концепции или о пессимистичном (оптимистичном) восприятии жизни в целом, что может быть совершенно нехарактерным для конкретного случая.

2. Ошибки интерпретации взаиморасположения фигур относительно друг друга на листе. Согласно традиционной проективной трактовке, наиболее высо­ко на рисунке расположен персонаж, обладающий наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех рас­положен тот, чья власть в семье минимальна. При такой интерпретации не учи­тывается, что примерно до 7-летнего возраста ребенок располагает предметы, рисуя более отдаленные над находящимися ближе, несколько позже ребенок изображает более отдаленные предметы - более маленькими, чем предметы близкие, и над близкими. Так ребенок в процессе развития подходит к перспек­тиве. При проективной трактовке в этом случае то, что эмоционально менее зна­чимо для ребенка (более отдаленное на рисунке и, следовательно, менее значи­мое) интерпретируется как директивное и более значимое. Это же относится и к изображениям значимых членов семьи.

3. Ошибки при анализе соотношения размеров фигур. По соотношению раз­меров фигур, например, в «Рисунке семьи» можно судить о доминировании и значимости членов семьи. Однако в норме пропорции в размерах людей и пред­метов возникают около 5,5-6 лет. Поэтому в более раннем возрасте данный па­раметр не должен рассматриваться при проективной интерепретации.

4. Ошибки при анализе рисования человеческой фигуры. В рисунке нормаль­ного ребенка может иметь место многочисленные просвечивания, поскольку мышление ребенка специфично и конкретно. Ребенок обычно рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Так, часто встречается просвечивающее платье, на­ложенное на тело, или даже волосы, видные сквозь шляпу. Похожие просвечива­ния в рисунке взрослого человека считаются серьезными нарушениями, а для ри­сунков детей это нормативное явление.

5. Ошибки при анализе деталей изображения. Отсутствие какой-либо детали, скажем ушей, в рисунке может трактоваться как стремление избегать критики, заглушить ее. Однако, для 4,5-5,5-летнего ребенка это будет всего лишь отраже­нием нормативного этапа уровня развития рисунка, так как такие детали, как уши и волосы, появляются на очертании головы в среднем лишь к 6-летнему возрасту.

И, наоборот, в рисунках детей некоторые фрагменты могут повторяться. Од­нако, если в рисунках взрослых это может свидетельствовать о невротическом уходе в безопасные сферы деятельности, то у ребенка повторения могут отра­жать обычную радость при повторении известных образцов.

6. Ошибки при интерпретации штриховки. В детских рисунках часто можно встретить штриховку. Хотя и сохраняется интерпретативное значение штриховки как признака тревоги, смысл детской штриховки может иметь отношение к об­щей неуверенности ребенка во взрослом мире, а не к индивидуальным особенно­стям ребенка.

7. Ошибки при анализе «цветности» рисунка. Значительное количество оши­бок в проективной интерпретации может наблюдаться в том случае, когда ребе­нок выполняет тестовое задание цветными карандашами, фломастерами и т.п. Следует отметить, что анализ цветового решения рисунка допустим только с оп­ределенного возраста. Как уже говорилось, существует период, когда отношение детей к цвету если не безразличное, то ограниченное интересом к самому цвету, краске. Что изображается - не имеет значения, цвет как бы автономен. При ана­лизе цветовой гаммы рисунков старших детей также могут возникать определен­ные казусы. В качестве примера можно привести попытку анализировать причи­ну изображения разных по оттенку коричневых ног у фигуры отца, в то время как у ребенка просто сломался один из коричневых карандашей и ему пришлось подбирать ближайший по оттенку.

Резюмируя, следует отметить, что практическому психологу для минимиза­ции подобных ошибок в своей деятельности необходимо знание основных прин­ципов интерпретации и анализа детского рисунка.

Опираясь на подход В. Смекала к анализу детского рисунка, Е.С. Романова сформулировала основные принципы использования детского рисунка в психо­логической диагностике [23].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: