Основные принципы применения рисунка в психологической диагностике

1. Учет нормативных возрастных особенностей формирования графической деятельности и рисунка при его трактовке.

2. Психолог, работающий в области диагностики, должен быть в состоянии оценить рисунок не только с точки зрения уровня развития, но и с точки зрения специфичных признаков.

3. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование в рам­ках обследования должно происходить в атмосфере игровой и неоцениваемой деятельности.

4. В индивидуальной диагностике следует прежде всего опираться на рисун­ки, за появлением которых можно было наблюдать.

5. Необходимо использовать единый формат бумаги и однотипный рисоваль­ный материал, например карандаши средней мягкости (М2) и т.п.

6. Должны отмечаться эмоциональные и другие проявления ребенка в про­цессе рисования, а также такие особенности, как словесное сопровождение, ри­сующая рука и способ держания карандаша, изменение положения листа бумаги в процессе рисования, смена (поломка) карандашей и др.

7. Уровень сформированное™ схемы и образа собственного тела оказывают непосредственное влияние как на характер изображения фигуры человека, так и на характер графической деятельности в целом.

8. Предварительный анализ и учет особенностей зрительного восприятия ре­бенка.

9. Рисунок является индикатором не только творческих способностей, но и патологических процессов (функциональных и органических).

10. Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного от­правного пункта проективной интерпретации.

11. Проективные тенденции следует проверять при помощи исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний, в разговоре с родителями и т.п.

12. Преувеличение значения проективной интерпретации рисунка вызывает значительно большее количество ошибок в психологической диагностике, чем недооценка этой интерпретации.

В заключении приведем наиболее адекватные и эффективные по своей диаг­ностической значимости темы детского рисунка (рисуночные тесты), которые могут использоваться психологом (табл. 5). Наиболее важными показателями как использования рисунка в психологической оценке развития ребенка, так и его анализа являются: возрастная соотнесенность темы рисунка и основные анализи­руемые показатели для разного возраста.





«Рисунок несуществующего животного» - проективная методика исследова­ния личности, предложена М.З. Дукаревич [10, 11, 12, 23]. Это одна из наиболее популярных рисуночных методик, которая достаточно проста в проведении, вме­сте с тем позволяет выявлять различные личностные особенности. Чаще всего «Рисунок несуществующего животного» используется в качестве ориентирую­щей методики, т.е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипо­тезы об особенностях личности. Как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарей­ного инструмента исследования.

КмйжйЦМШ материалы: лист; бумаги для работы лучше всего брать белый или слегка кремовый, неглянцевый. Карандаш - средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать не следует.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назо­вите его несуществующим названием».

После окончания рисования некоторые авторы предлагают ребенку рассказать про образ жизни животного. Рассказ записывается дословно. Затем, если в расска­зе отсутствуют соответствующие сведения, то задаются дополнительные вопросы:

- Чем животное питается?

- Где оно живет?

- Чем оно обычно занимается? Что любит делать больше всего?

- Чего оно больше всего не любит?

- Оно живет одно или с кем-нибудь еще?

- Есть ли у него друзья? Кто они?

- Есть ли у него враги? Кто они? Почему они его враги?

- Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится? Показатели и интерпретация

Этот тест построен на теории психомоторной связи. Как известно, тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притяги­вание к себе, наклон, выпрямление, подымание, падение и т.д. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состоя­ния мышц, фиксирует отношение к пространству, то есть возникшую тенденцию. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, по данной концепции связано с прошлым и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением и его осуществлением). Правая сторона, пространство впереди и вверху связаны с будущим и действенностью. Левая сторона на листе связана с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверен­ностью и пассивностью. Правая (соответственно руке) - с положительно окра­шенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Кроме того, интерпретация рисунка опирается на следующие теоретические положения.

1. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации порождаемый об­раз фантазии связан с Я-образом. Иногда, кроме проекции Я-образа, рисунок может воплощать: идеальный Я-образ, образ значимого другого, отношение к экспериментальной ситуации.

2. В рисунке отражаются законы невербальной коммуникации (позы, жесты, мимика).

3. На расположение рисунка и его частей оказывает влияние символика про­странства.

4. Существует связь образа с метафорами речи («человек с шипами», «желез­ная хватка», «высокие цели» и т.д.)

5. Многозначность отдельных деталей и признаков, поэтому интерпретация возможна только в контексте. Рекомендуется прием эмпатического вживания в рисунок.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow