Состав и структура налоговых поступлений и государственных расходов в Республике Беларусь

Формирование налоговых доходов за 2011-2016 гг. обеспечено, главным образом, за счет поступлений налога на добавленную стоимость, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, подоходного налога, налога на прибыль, акцизов, налогов на собственность.

Налоговые доходы консолидированного бюджета 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Налог на добавленную стоимость 36,1 32,9 34,1 36,9 32,6 34,5
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 20,6 18,5 14,1 9,7 17,6 14,4
Подоходный налог 12,7 14 16,4 17 16,6 16,5
Налог на прибыль 11,8 14,2 13,1 10,6 9,8 9,7
Акцизы 7,6 8,1 10,6 11,2 8,7 9,2
Налог на собственность 3,5 3,8 4,6 5,1 5,5 6,7

 

Исходя из таблицы 2 можно сделать вывод, что в первую очередь расходы консолидированного бюджета направлены на общегосударственную деятельность (в среднем за анализируемый период расходы консолидированного бюджета на общегосударственную деятельность составили 24,3% от общей суммы расходов консолидированного бюджета).

Таблица 2 – Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в 2014-2016 гг., в % к итогу

Расходы консолидированного бюджета 2014 2015 2016
Общегосударственная деятельность 22,5 25,1 25,3
Национальная оборона 3,5 3,7 3,8
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 6,7 6,4 6,2
Национальная экономика 15,9 15,5 15,6
Охрана окружающей среды 0,4 0,3 0,3
ЖКУ и жилищное строительство 8,2 6,4 5,6
Здравоохранение 14,1 14,0 14,5
Физическая культура, спорт и культура, СМИ 3,2 3,1 3,2
Образование 17,4 16,7 16,8
Социальная политика 8,1 8,7 8,9

 

Также на основании данных, представленных в таблице 2, можно сделать вывод, что расходы консолидированного бюджета на общегосударственную деятельность, национальную оборону, здравоохранение и социальную политику увеличиваются в то время, как расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность, национальную экономику, охрану окружающей среды, ЖКУ и жилищное строительство и образование имеют тенденцию к уменьшению.


 


Налогово-бюджетная политика РБ и ее трансмиссионный механизм.

Цели бюджетно-налоговой политики могут разниться в зависимости от конкретной ситуации. Главными из этих целей обычно выступают:

- Экономический рост;

- Высоки уровень занятости;

- Стабильный уровень цен – т.е. низкая инфляция.

Весь аппарат фискальной политики можно (при некотором упрощении) свести к небольшому числу инструментов или механизмов, т.е. методов воздействия с предсказуемым результатом. Такими механизмами считаются:

- Изменение государственных расходов (закупок);

- Изменение налоговых ставок;

- Изменение государственных выплат (трансфертов) – здесь понимаются разного рода пособия, зарплаты, зависящие от государства, стимулирующие платежи.

Все известные виды бюджетно-налоговой политики принято разделять на дискреционную и автоматическую.

- Дискреционная прямо основывается на конкретных решениях органов власти: об изменении налогов, повышении выплат и др.

- Автоматическая работает через «встроенные стабилизаторы» - такие законы и правила, которые меняют свое действие при изменении ситуации.

Дискреционная политика может выражаться в назначении новых налоговых ставок, изменении уровня господдержки и госзакупок. Такие действия оформляются законодательными решениями.

Стабилизирующий эффект и той, и другой методики реализуется по общим сценариям:

- В периоды экономического роста происходит максимальное количество изъятий средств из оборота, в период спада размер отчислений снижается.

- Средства, накапливаемые в благополучные времена в стабилизационных фондах, возвращаются в оборот и стимулируют экономику при падении.

Таковы общие сведения об инструментах фискальной политики. Способы применения этих инструментов разнообразны, выбираются по ситуации, не имеют строгих правил, но подчиняются естественным законам экономической системы.

Особенности бюджетно-налоговой политики РБ полностью продиктованы экономическим положением в стране и точкой зрения государственной власти на сложившуюся ситуацию. В отличие от времен СССР, бюджетно-налоговая политика не базируется на умозрительных, идеологических построениях. Государство пытается только достичь стабильности и некоторого роста экономики. Добиваются этой цели двумя способами:

- Поддержкой производственной базы страны;

- Стимулированием экспорта производимой в Республике продукции.

Описанные направления весьма часто вступают в противоречия между собой. Все чаще из-за того, что постепенно устаревающая структура производства не может эффективно удовлетворять потребности внешнего рынка. В ситуации выбора предпочтение обычно отдается поддержке существующих предприятий и отношений, т.к. их разрушение представляет собой угрозу социальных потрясений.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: