Состояние рынка труда в Беларуси: мониторинг, анализ, прогнозирование

Тенденции:

• снижение численности населения в трудоспособном возрасте и числа занятых, несмотря на увеличение числа работающих пенсионеров;

• увеличение демографической нагрузки на занятых работников в условиях роста рождаемости и ставки на многодетность в демографической политике;

• снижение реальных доходов населения и рост уровня фактической безработицы в результате рецессии в экономике;

• увеличение спроса на рабочую силу, что может свидетельствовать о постепенном выходе экономики из рецессии.

По данным Белстата в экономике Республики Беларусь в ноябре 2017 г. было занято 4349,4 тыс. человек.

В Беларуси отсутствует полноценная система социальной защиты безработных. Размер пособия по безработице среднем составляет 3% от средней заработной платы, или 13% от бюджета прожиточного минимума (БПМ). Для сравнения, в странах Евросоюза размер пособия по безработице составляет порядка 50–70% от средней заработной платы. Доля безработных в Беларуси, которые получали пособие по безработице, в 2016 году составила 14%. Остальные не регистрируются в службах занятости по причине мизерного размера пособия

Таким образом, В ближайшем будущем Беларусь может столкнуться с рядом вызовов, и прежде всего с нехваткой трудовых ресурсов для возобновления высоких темпов экономического роста. В условиях продолжающегося старения населения демографическая нагрузка на занятых работников и бизнес может оказаться непосильно высокой. При этом рост рождаемости и ставка на многодетность в демографической политике лишь повышают эту нагрузку.

Повышение пенсионного возраста замедлит, но не остановит темпы сокращения занятого населения. Ситуацию не исправят и попытки принудить отдельные категории незанятого населения в трудоспособном возрасте работать или уплачивать сбор на финансирование государственных расходов. Число по-настоящему незанятого населения измеряется несколькими десятками, а не сотнями тысяч человек. Поэтому после 2022 года целесообразно, как предлагает МВФ, продолжить повышение пенсионного возраста до 65 лет у мужчин и женщин.

В политике доходов целесообразно отказаться от волюнтаристского решения скачкообразно повысить уровень заработной платы. Этот шаг либо приведёт к снижению занятости и росту безработицы, либо подорвёт конкурентоспособность производителей.

А также: смягчить политику в отношении трудовых мигрантов и выстраивать систему их избирательного привлечения в экономику страны. После 2022 года продолжить повышение пенсионного возраста до 65 лет у мужчин и женщин (согласно рекомендации МВФ).

Таким образом, на основе технического прогноза можно сделать вывод, что ко второму кварталу 2018 г. реальная заработная плата продолжит расти и достигнет 104% по сравнению с 2013 г. В то же время занятость остановит свое снижение и установится на уровне 95% к 2013 г.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: