Состояние фискального сектора экономики РБ: индикаторы, анализ их динамики. Механизм квазибюджетного финансирования экономики

Консолидированный бюджет формируется из налоговых (90%) и неналоговых (10%) поступлений. Среди налоговых поступлений наибольшая доля приходится на НДС (38%), подоходный налог (18%), налоги от ВЭД и акцизы (22%), налог на прибыль (7%). Налоги на собственность (6%). В последние годы снизились поступления от налога на прибыль и от налогов от ВЭД, увеличились – поступления от подоходного налога и налога на собственность. ФСЗН формируется за счет отчислений на обязательное страхование (34% от фонда оплаты труда предприятий).

Расходы консолидированного бюджета имеют следующую структуру: 30% расходов идет на сферу госуправления, 19% на сферу образования, 13% на сферу здравоохранения, 8% на компенсацию не полностью оплачиваемых населением услуг ЖКХ, 12% – на реализацию госпрограмм, 16% – на поддержку реального сектора экономики (в основном предприятий сельского хозяйства).

Расходы ФСЗН имеют следующую структуру: 90% идет на выплату пенсий, остальные 10% – на оплату больничных листов, пособия по уходу за детьми в декретном отпуске.

Через бюджет сектора госуправления перераспределяется примерно 40-45% ВВП (примерно 30-35% на консолидированный бюджет и 10-11% на ФСЗН). Такова налоговая нагрузка на экономику.

Существует такое понятие «Социальная направленность госбюджета». Сюда относят статьи расходов на финансирование социально-культурных мероприятий (4 статьи: «здравоохранение», «физкультура и спорт, культура и СМИ», «образование», «социальная политика»). Так, в 2011 г. социальная направленность госбюджета Беларуси составила 43,3%. Если учесть ФСЗН, то – 54,8%. Для сравнения аналогичный показатель для госбюджета США составил в 2011 г. – 54%, Великобритании – 63%, Новой Зеландии – 58%.

Таким образом, мнение о том, что расходы госбюджета в Беларуси имеют высокую социальную направленность, а экономика Беларуси заслуживает того, чтобы называться социально-ориентированной, на самом деле является мифом. Социальная направленность бюджета Беларуси не выше, чем в США, и ниже, чем в ряде стран с либеральной рыночной экономикой. В действительности расходы госбюджета в Беларуси скорее направлены на поддержку госпредприятий, нежели людей. Взять хотя бы такой факт, что в Беларуси практически отсутствует прямое адресное страхование людей от безработицы (пособие по безработице составляет 10-15 долларов в месяц при бюджете прожиточного минимума в 150 долларов).

В последние годы консолидированный бюджет Беларуси является бездефицитным. Однако в Беларуси широко распространены квазифискальные (квазибюджетные) операции. Часть госпрограмм и господдержки предприятий и населения финансируются через коммерческие банки государственной формы собственности и через Банк развития Республики Беларусь. Однако эти операции не отображаются специальной строкой в бюджете, хотя Всемирный банк указывает на неправильность подобной практики. В случае если бы они отображались, то имел бы место общий дефицит бюджета. Потому что международные организации рекомендуют для стран, которые имеют квазифискальные операции рассчитывать совокупный дефицит бюджета по формуле:

Совокупный дефицит госбюджета = фискальный дефицит + квазибюджетные расходы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: