Государственная политика занятости в Республике Беларуси. Программы занятости и оценка их эффективности

Тенденции:

• снижение численности населения в трудоспособном возрасте и числа занятых, несмотря на увеличение числа работающих пенсионеров;

• увеличение демографической нагрузки на занятых работников в условиях роста рождаемости и ставки на многодетность в демографической политике;

• снижение реальных доходов населения и рост уровня фактической безработицы в результате рецессии в экономике;

• увеличение спроса на рабочую силу, что может свидетельствовать о постепенном выходе экономики из рецессии.

Для компенсации неблагоприятных тенденций в Республике Беларусь разрабатываются программные документы. В последние годы разработаны следующие государственные программы:

1) Программа социально-экономического развития Республики Беларусь;

2) Программа о социальной защите и содействии занятости населения;

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы зафиксирована лавная цель развития страны – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться в том числе на создании новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости (”Занятость“).

Эффективная занятость – основа для роста производительности труда, доходов населения и, главное, гарантия социальной стабильности в обществе. Инструменты экономической политики предусматривается направить на создание новых предприятий и производств, развитие частного сектора экономики и государственно-частного партнерства. Предусматривается значительно улучшить деловую среду. Запланированные меры будут нацелены на максимальное раскрепощение деловой инициативы.

Ежегодно планируется трудоустраивать на вновь созданные рабочие места не менее 50 тысяч человек с учетом максимального задействования конкурентных преимуществ традиционных секторов экономики и производств, базирующихся на использовании местных сырьевых ресурсов.

Также в предстоящей пятилетке дальнейшее развитие системы социальной защиты и содействия занятости населения будет осуществляться в рамках Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы. В Государственной программе определены основные направления по реализации государственной политики в области содействия занятости населения, охраны труда, предупреждения и реабилитации инвалидности, создания безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.

Также в Беларуси отсутствует полноценная система социальной защиты безработных. Размер пособия по безработице среднем составляет 3% от средней заработной платы, или 13% от бюджета прожиточного минимума (БПМ). Для сравнения, в странах Евросоюза размер пособия по безработице составляет порядка 50–70% от средней заработной платы. Доля безработных в Беларуси, которые получали пособие по безработице, в 2016 году составила 14%. Остальные не регистрируются в службах занятости по причине мизерного размера пособия

 



Состояние внешней торговли Республики Беларусь. Структура экспорта и импорта Республики Беларусь.

Внешняя торговля – совокупность отношений между государствами в сфере купли-продажи товаров, услуг и иных активов, а также мероприятия по организации благоприятных условий для таких сделок.

Небольшие размеры РБ порождают необходимость экспортоориентированной структура экономики. В настоящий момент на экспорт поставляется более половины производимого в стране продукта. Это имеет под собой основания. Значительная часть продукции промышленности просто не может быть реализована только на внутреннем рынке, ввиду недостаточного числа покупателей. С другой стороны уменьшение объемов производства и даже замена одного вида продукции на другие, более востребованные на внутреннем рынке, не представляется возможным в связи с «эффектом масштаба». Т.е. выгодным для современного промышленного предприятия является только массовый выпуск.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ. За последние десять лет объемы внешней торговли Беларуси выросли в разы. Это продиктовано общими мировыми процессами глобализации, экономическим ростом, открытием новых рынков сбыта для белорусских товаров.

Главными экспортными группами для республики являются:

- продукция нефтехимического комплекса: нефтепродукты, химические волокна, шины;

- калийные и азотные удобрения;

- металлопродукция;

- сельскохозяйственная и грузовая техника;

- мясомолочная продукция;

- сахар и другая продукция агропромышленного комплекса.

Основной объем импорта складывается из сырьевых ресурсов: нефти, газа, минерального сырья, а также комплектующих для машиностроения.

Как и в прошлые десятилетия, Российская Федерация остается главным торговым партнером республики. На долю России приходится свыше 40% объема экспорта и более 50% импорта.

Следующую позицию занимает Европейский союз. Перспективным представляется развитие отношений с бурно растущими экономиками стран Азии, в первую очередь с Китаем, странами Южной Америки.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ. Экспорт услуг в Беларуси обусловлен главным образом географическим положением страны. По этой причине свыше 50% экспорта услуг приходится на транспорт. Прилагаются большие усилия к развитию компьютерных услуг и высоких технологий вообще.

Более половины экспортируемых услуг приходится на долю Европейского союза, около четверти на Российскую Федерацию.

Внешняя торговля Беларуси имеет отрицательное сальдо. Такое положение не может сохраняться слишком долго. Понимание этого заставляет прилагать максимальные усилия для стимулирования экспорта товаров. Сальдо торговли услугами положительное, но общий объем явно недостаточен.

 

 



Состояние платежного баланса Республики Беларусь. Сальдо текущего счета и его влияние на величину валового внешнего долга, международных резервных активов и обменного курса национальной валюты. 

2016 год характеризовался следующими тенденциями:

• увеличение предложения иностранной валюты со стороны населения, оказавшее положительное влияние на динамику показателей внутреннего валютного рынка;

• снижение экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений и, как следствие, падение валютных поступлений (рекордный показатель с 2009 года);

Основной проблемой платежного баланса Республики Беларусь до 2015 года являлось отрицательное сальдо счета текущих операций.

В 2016 году экспорт товаров сложился в размере 23 млрд. долларов. Импорт товаров составил 25,6 млрд. долларов (53,5 % ВВП).

Вторая важная статья текущего счета – это услуги. По этой статье в Республике Беларусь наблюдается постоянное положительное сальдо, которое за анализируемый промежуток времени возросло почти в 2,5 раза. Экспорт услуг за 2016 г. сложился в размере 7 млрд. долларов. Импорт услуг сложился в размере 4 млрд. долларов.

Третья статья текущего счета – это первичные доходы. По данной статье учитывается движение инвестиционных доходов, доходов в виде ренты, доходов от трудовой деятельности временных работников за границей и проценты, связанные с обслуживанием долга. По статье первичных доходов нарастает отток валюты из страны. Причем за анализируемый период он вырос более чем в 24 раза. На обслуживание внешнего долга приходится тратить все больше и больше средств.

Что касается статьи «вторичные доходы», в которой отражаются операции с текущими трансфертами, то, вплоть до 2011 г. сальдо по данной статье имело положительный знак. Он поменялся на отрицательный после того, как Беларусь стала перечислять в бюджет России вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, проданные в третьи страны. Затем в 2015 г. сальдо вторичных доходов снова стало положительным и осталось таким в 2016 г.

Таким образом, сальдо текущего счета Беларуси складывается отрицательным. Но нужно отметить, что поменялась сама природа «минуса»: если раньше он формировался в основном за счет превышения импорта товаров над их экспортом и даже положительное сальдо по услугам не перекрывало отрицательное сальдо торгового баланса, то теперь сальдо текущего счета «в минусе» за счет нарастания оттока капитала по статьям первичных и вторичных доходов.

Отрицательное сальдо текущего счета означает, что страна пока не в состоянии зарабатывать столько валюты, сколько ей необходимо, и нуждается в привлечении валютных средств извне.

Следует сказать, что 2017 г Беларусь пережила без потрясений по платежному балансу. Этому поспособствовали четыре фактора: 1) население продолжило продавать валюту; 2) Беларусь рефинансировала еврооблигации; 3) Евразийский фонд продолжил выделение траншей и 4) газовый спор с Россией был разрешен.

Но платежный баланс Беларуси все ещё находится под давлением двух факторов: снижения нефтяных поставок и выплаты по валютному долгу.

По прогнозам 2018 год страна должна пережить без потрясений по платежному балансу. Однако запас прочности ограничен: если национальная валюта ослабнет на 15% (что находится в пределах годовой волатильности), порог отношения госдолга к ВВП будет нарушен. Профицит в торговле товарами и услугами поспособствует дальнейшему снижению дефицита текущего счета и облегчит бремя обслуживания внешнего долга.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: