Постановка задачи
На некотором этапе развития компании руководство приняло решение о необходимости замены части программного обеспечения, применявшегося для автоматизации основных бизнес-процессов. И добавления автоматизации принятия заявок по телефону, СМС и через интернет.
Программная часть
Необходимо создать программное обеспечение позволяющее максимально быстро вводить поступающие заявки и данные о клиентах:
при открывании заявки автоматически подставлять дату следующего дня;
осуществлять поиск и подстановку клиента в заявку по номеру договора;
отображать в заявке всю информацию по клиенту (долги, сколько бутылей воды выпито, сколько залоговых бутылей);
автоматически подставлять маршрут на основании пяти предыдущих доставок;
сделать возможность выбора времени интервала доставок (09-11, 11-13, 13-15, 15-17, 17-19, 19-21);
осуществлять возможность приема экспресс заявок, и заявок день в день;
по каждому интервалу времени отображать загруженность маршрута;
возможность выбора номенклатуры в текущем окне заявки без открытия справочника;
в журнале заявок:
отображать заявки только указанного дня;
разделить заявки по интервалу времени, для лучшего восприятия выделить каждый интервал времени определенным цветом;
экспресс заявки помечать красным цветом и помещать вверх журнала;
отображать в виде бегущей строки информацию по каждому маршруту сколько бутылей воды заказано на данный момент;
отображать всю информацию по текущей заявке;
обрабатывать заявки предыдущего дня согласно ведомости (отказные заявки, долги клиентов, брак тары);
в справочнике клиентов:
осуществлять быстрый поиск;
возможность сортировки справочника по номеру договора, по наименованию клиента (Ф.И.О.);
клиентов в соответствии с типом выделять в списке определенным цветом;
в окне справочника выводить всю информацию по текущему клиенту;
возможность быстрого формирования истории доставок клиента;
для клиентов имеющих несколько точек доставок, сделать привязку к родительскому договору;
возможность устанавливать клиенту или группе клиентов персональную цену;
создать интерфейс программы максимально близкий к существующей системы;
вести учет залоговой и возвратной тары;
обеспечить выгрузки заявок определенных клиентов в программу 1С «Бухгалтерия», при выгрузке документов автоматически отправлять их на печать;
обеспечить формирование и печать всех документов, необходимых для водителя и экспедитора;
формировать гараж - список водителей и экспедиторов закрепленных за определенной машиной и определенным маршрутом;
вести учет по водителям и экспедиторам сколько воды было доставлено до клиента за месяц;
формировать зарплатную ведомость водителям и экспедиторам согласно количеству доставленной воды;
анализировать торговую деятельность предприятия, формировать отчеты.
Реализовать возможность автоматического занесения заявок из электронной почты (поступающие заявки из Интернет-магазина).
Аппаратная часть
Необходимо создать систему автоматического принятия заявок с помощью мини-АТС, модема, GSM-шлюза и программного обеспечения:
при занятости телефонной лини диспетчера переводить звонок на автоответчик;
принудительно переводить входящий звонок на автоответчик;
принимать данные о заявке в тональном режиме (№ договора, интервал времени доставки, количество бутылей);
реализовать возможность автоматической загрузки заявок в программу.
Реализовать систему принятие заявок посредством СМС и автоматического занесения заявок в систему. Уведомлять водителей и экспедиторов о смене заявок или экспресс заявок.
Анализ существующего положения
Современный рынок программного обеспечения предлагает множество решений предназначенных для предприятий по производству и доставке бутилированной питьевой воды.
Были рассмотрены некоторые существующие предложения на рынке, которые могли бы решить поставленные задачи.
Конфигурация «Водяной» системы «1С: Предприятие», предназначена для предприятий по производству и доставке очищенной питьевой воды. Она позволяет автоматизировать и оптимизировать работу отдела доставки.
Возможности программы:
развитые средства работы с информацией о клиентах
ведение планов и графиков доставки
бухгалтерский учет, отвечающий всем требованиям действующего законодательства
бесплатные обновления
консультации по электронной почте для зарегистрированных пользователей
легкость индивидуальной доработки.
Система «Доставка воды»
Программа позволяет вести:
Учет принятых заявок: максимально быстрый ввод поступающих заявок и данных о клиентах в условиях большого объема поступающих звонков, удобство ввода данных для диспетчера, быстрый поиск по картотеке клиентов;
Картотека клиентов и адресов доставок;
Автоматическое формирование маршрутного листа для водителя с разбивкой по районам, водителям, диапазону времени доставки, печать документов необходимых для водителя: накладная, товарный чек.
Определитель адреса клиента по входящему звонку, оператору остается только уточнить время доставки и количество
Анализ деятельности:
Анализ количества доставок и количества доставленной продукции.
Анализ количества за произвольный интервал времени, с группировкой по периодичности: год, месяц, квартал, день. В разрезе данных по клиенту, району или улице.
Анализ отказов от доставок за произвольный интервал времени.
Учет возвратной пустой тары, анализ потерь.
Реализована выгрузка данных в 1С Бухгалтерия 8.1 ред. 1.6
Программа «Ассистент: Доставка воды» предназначена для автоматизации работы компаний, занимающихся доставкой питьевой воды клиентам по заявкам.
Программа «Ассистент: Доставка воды» выполняет следующие функции:
ведение картотеки клиентов компании и истории их обслуживания;
учет заказов на доставку продукции в режиме реального времени и по графику;
автоматическое формирование необходимых документов;
анализ информации, накопленной в базе данных.
При помощи программы «Ассистент: Доставка воды» реализуются автоматизированные рабочие места диспетчера, кладовщика, кассира, руководителя торгового предприятия и т.п.
Все рабочие места работают с единой базой данных, поэтому введенная в систему информация становится немедленно доступной на всех рабочих местах, и возможна одновременная работа нескольких пользователей с одним документом.
Для реализации системы автоматического меню для принятия заявок рынок также насыщен данными продуктами. Существуют специальные платы встраиваемые в мини-АТС, и различные программные продукты как платные так и бесплатные например:IP-PBX - свободное решение компьютерной телефонии с открытым исходным кодом от компании Digium, первоначально разрабатываемое Марком Спенсером. Приложение работает на операционных системах Linux, FreeBSD, Solaris и Windows.
В настоящее время имеем следующее:
В данный момент установлена автоматизированная система состоящая из старой разработки по приему заявок на Delphi с подключенной базой данных FireBird.
Недостатки существующего положения:
1. Отсутствие нужных отчетов.
2. Отсутствие возможности доработки системы.
3. Необходимость выгрузки данных в несколько конфигураций 1С.
4. Медленная работа программы.
5. Частые сбои системы.
Анализируя системы автоматизации, предлагаемые на сегодняшний день на рынке программных продуктов, был сделан вывод о неполном соответствии данных систем специфике предприятия, также их дороговизны и ежегодной абонентской платы за обслуживание.
После проведения анализа существующих систем было принято решение разработать новую систему автоматизации. В качестве среды разработки была выбрана платформа 1С: Предприятие 7.7, основной причиной выбора данной платформы послужило желание заказчика, так как на предприятии работают конфигурации только 1С-7.7, и переходить на другую платформу в ближайшее время не ожидается. Эта платформа обладает полным набором инструментов, которые могут понадобиться при разработке системы автоматизации. К тому же, как среда разработки, она обладает рядом преимуществ перед другими:
наличие ряда структур для эффективного хранения и обработки больших объёмов информации;
в системе реализована возможность подключения внешних компонент;
возможность хранения информационной базы на сервере SQL;
низкие требования к техническим ресурсам персонального компьютера в режиме исполнения конфигурации;
наличие стандартных механизмов резервного копирования данных.
С: Предприятие является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счет своей универсальности система 1С: Предприятие может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учета товарных и материальных средств, взаиморасчетов с контрагентами и т.д.
Основной особенностью системы 1С: Предприятие является ее конфигурируемость. Собственно, система 1С: Предприятие представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области. Конкретный набор объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация. Вместе с конфигурацией платформа 1С: Предприятие выступает в качестве уже готового к использованию программного продукта, ориентированного на определенные типы предприятий и классы решаемых задач.
Конфигурация создается штатными средствами системы. Конфигурация обычно поставляется фирмой «1С» в качестве типовой для конкретной области применения, но может быть изменена, дополнена пользователем системы, а также разработана с нуля.
Анализирую системы автоматического принятия заявок по телефону, выбор пал на бесплатный программный продукт Asterisk, решения выполняемые на специальных платах для мини-АТС были отброшены в связи с их дороговизной, и сложной настройки системы. Для реализации данной системы понадобится модем и грамотная настройка данного программного продукта.
Для автоматической загрузки заявок в систему, необходимо будет написать внешнюю обработку, позволяющую считывать данные из файла созданного программой Asterisk.
После проведения анализа систем документооборота по средствам электронной почты, был сделан вывод о не соответствии данных систем для реализации поставленной задачи, все эти системы огромны, в них много того что использоваться не будет, выбрав готовую систему ее в любом случае придется дорабатывать, так как загружаемый файл из электронной почты имеет специфические данные. Поэтому для организации системы автоматической загрузки заявок из электронной почты понадобятся библиотеки rom-mail.dll, DialMail.dll, соответственно необходимо будет написать обработку, которая будет запускать прием почты, извлекать из почты текстовый файл, анализировать его и создавать документы на основе этих данных.
Проведя анализ систем получения данных по СМС было решено реализовать данную подсистему с помощью обычного GSM-шлюза, шлюз позволяет реализовать все необходимые задачи:
· принимать заказы от клиентов посредством СМС;
· проводить массовые рассылки СМС клиентам;
· уведомлять водителей и экспедиторов о экспресс заявках.
Для автоматической обработки данных поступивших по СМС и последующего занесения заявки в систему 1С необходимо будет написать внешнюю обработку.