double arrow

Технологические средства конфигурирования и администрирования системы 1С: Предприятие

Встроенный программный язык

Необходимость наличия встроенного языка определена концепцией настраиваемости системы. Синтаксис встроенного языка вполне отвечает стандартам высокоуровневых языков.

Язык является предметно-ориентированным. Он поддерживает специализированные типы данных предметной области, определяемые конфигурацией системы. Работа с этими типами данных в языке организована с использованием объектной техники. Язык ориентирован на пользователей различной квалификации. В частности, его отличает мягкая типизация данных (обеспечивающая быстрое написание программных модулей) и жесткий контроль синтаксических конструкций, уменьшающий вероятность ошибок.

Так как система сочетает в себе визуальные и языковые средства конфигурирования, использование встроенного языка в системе имеет событийно-зависимую ориентацию, то есть языковые модули используются в конкретных местах для отработки отдельных алгоритмов, настраиваемых в процессе конфигурации. Так, например, для документа можно описать алгоритм автоматического заполнения реквизитов при вводе нового документа. Данная процедура будет вызвана системой в нужный момент [12].



Механизм запросов

Для получения произвольных отчетов сложной структуры в системе предусмотрен предметно-ориентированный механизм запросов. Данное средство опирается на существующую условно-переменную структуру информационной базы системы, что позволяет сравнительно просто описывать достаточно сложные запросы [12].

 

Встроенный текстовый редактор

 

Используется системой для создания программных модулей на встроенном ящике и для редактирования документов в текстовом виде.

Одной из особенностей редактора является возможность контекстного выделения цветом синтаксических конструкций встроенного языка [12].

Встроенный редактор диалогов

Используется для произвольной настройки форм ввода и редактирования информации. Позволяет оформить большинство окон, которые используются в системе для ввода и просмотра предметной информации [12].

Встроенный редактор табличных документов

Для всех выходных документов (первичных документов и отчетов) в системе предусмотрен единый формат - формат табличных документов. Это мощное средство, сочетающее в себе оформительские возможности табличной структуры и векторной графики. Таким образом, он может быть использован как для создания небольших документов с очень сложной структурой линий, так и для объемных ведомостей, журналов и других подобных документов [12].

 



Конструкторы

 

Конструкторы - вспомогательные инструменты, облегчающие разработку стандартных элементов системы 1С: Предприятие. В системе имеются конструкторы справочника, документа, журнала документов, отчета и вида субконто. Еще пять конструкторов облегчают разработку программных модулей в стандартных случаях [12].

 

Система настройки пользовательских интерфейсов

 

Для того чтобы интерфейс конкретной конфигурации системы полностью отражал настроенные структуры данных и алгоритмы, в системе 1С: Предприятие, помимо редактора диалоговых форм и табличных документов, предусмотрена возможность настройки общих интерфейсных компонент системы: меню, панелей инструментов, комбинаций клавиш. На этапе конфигурирования может быть создано несколько пользовательских интерфейсов для разных категорий пользователей (руководителей, менеджеров, кладовщиков и др.) [12]

Система настройки прав пользователей и авторизации доступа

Данная система позволяет описывать наборы прав, соответствующие должности пользователей. Структура прав определяется конкретной конфигурацией системы. Например, могут быть введены такие наборы прав, как «Главный бухгалтер», «Кладовщик», «Менеджер» и т.д. [12]

 

Отладчик

Для удобства разработки конфигурации в системе предусмотрен отладчик. Отладчик позволяет прослеживать исполнение программных модулей конфигурации, замерять сравнительное время исполнения, просматривать содержимое переменных. [12]

 

Администрирование роботы пользователей

 

Для отслеживания текущего состояния работы системы используется монитор пользователей. Он позволяет просмотреть, кто из пользователей в настоящий момент работает с конкретной информационной базой, и в каком режиме. [12]

Журнал регистрации изменений

Журнал ведется системой автоматически. В нем отражаются все факты изменений данных пользователями. [12]

 

Конфигурация «Доставка воды»

Константы

В системе 1С: Предприятие константы предназначены для хранения постоянной или условно-постоянной информации. Такая информация либо совсем не изменяется в процессе деятельности предприятия, либо изменяется достаточно редко. Основная причина использования констант заключается в том, что в них один раз заносится какая-либо информация, которая затем может многократно использоваться при формировании документов, в расчетах, при построении отчетных форм.

В конфигурации созданы следующие константы:

«Бутыль» - (тип - Справочник. Номенклатура) предназначен для хранения ссылки на информацию о текущем названии бутыли 19.2;

«ДатаЗапретаРедактирования» - (тип - «Дата») используется системой для установки запрета на редактирование документов. Документы, дата которых меньше даты запрета редактирования, могут быть открыты только для чтения;

«Доставка_предыдущее» - (тип - «Число», Длина 6) в ней содержится номер договора последней принятой заявки;

«Крист3Л» - (тип - Справочник. Номенклатура) предназначен для хранения ссылки на информацию о текущем названии воды в 3 литровых пакетах;

«Крист5Л» - (тип - Справочник. Номенклатура) предназначен для хранения ссылки на информацию о текущем названии воды в 5 литровых бутылях;

«КристВода» - (тип - Справочник. Номенклатура) предназначен для хранения ссылки на информацию о текущем названии воды в 19.2 литровых бутылях;

«Люкс» - (тип - Справочник. Номенклатура) предназначен для хранения ссылки на информацию о текущем названии воды в 19.2 литровых бутылях класса Люкс;

«ОсновнаяФирма» - (тип - Справочник. Фирмы) содержит ссылку на предприятие, которое чаще других используется при оформлении документов. В нашей компании два предприятия ЗАО «Кристальная вода» и ООО «Чистая вода»;

«ОсновнойСклад» - (тип - Справочник. Склады) содержит ссылку на склад предприятия, который чаще других используется при оформлении документов;

«ПрефиксВ» - (тип - «Строка», 2 символа) используется в номере документа загруженных с Воткинского филиала компании;

«ПрефиксЧ» - (тип - «Строка», 2 символа) используется в номере документа загруженных с Чайковского филиала компании.

 



Справочники

Для работы с условно-постоянной информацией с некоторым множеством значений в системе используются объекты типа «Справочник». Справочник является списком возможных значений того или иного реквизита документа (в широком смысле слова «документ»).

Система 1С: Предприятие позволяет вести практически неограниченное количество необходимых справочников. Каждый справочник представляет собой список однородных объектов: материалов, товаров, валют, сотрудников и т.д. Каждый такой объект называется элементом справочника.

На этапе конфигурирования можно описать, какими свойствами обладает каждый конкретный справочник. К настраиваемым свойствам относятся, например, длина и тип кода, количество уровней, поддержка уникальности кодов. Помимо кода и наименования, в справочниках системы 1С: Предприятие может храниться любая дополнительная информация об элементе справочника. Для хранения такой информации в справочнике может быть создан список реквизитов.

Список элементов справочника в системе 1С: Предприятие может быть многоуровневым. Это позволяет организовать ввод информации в справочник с нужной степенью детализации. Для описания соподчиненных сущностей можно использовать не многоуровневость справочника, а подчиненность справочников. В этом случае в подчиненном справочнике каждый объект относится к определенному объекту справочника-владельца.

В конфигурации было создано большое количество справочников, основными из которых являются следующие.

«Автопарк» - справочник, содержащий информацию об автопарке организации (гос. номер, марку авто). Его структура приведена в таблице 7.1.

 


Таблица 7.1 - Структура справочника «Автопарк»

Реквизит Тип Краткая характеристика
Водитель Справочник. ВодителииЭкспедиторы Ссылка на список водителей
ГосНомер Строка, 6 символов Государственный номер автомобиля
Грузододъемность Число, длина 3 Грузоподъемность автомобиля, максимальное количество бутылей для загрузки.
Марка Строка, 10 символов Марка автомобиля.
Топливо Строка, 6 символов Тип топлива для заправки авто.
Экспедитор Справочник. ВодителииЭкспедиторы Ссылка на список экспедиторов

 

Для удобного ввода и просмотра информации разработана форма списка.

«ВодителииЭкспедиторы» - справочник, содержащий информацию о водителях и экспедиторах организации. Описание реквизитов справочника приведено в таблице 7.2.

 

Таблица 7.2 - Структура справочника «ВодителииЭкспедиторы»

Реквизит Тип Краткая характеристика
Ф.И.О. Строка, 30 символов Ф.И.О. сотрудника
ТипРаботника Строка, 10 символов Должность сотрудника, водитель или экспедитор

 

Для удобного ввода и просмотра информации разработана форма списка.

Справочник «ВремяДоставки» содержит информацию об интервалах времени доставки. Его структура приведена в таблице 7.3.

 

Таблица 7.3 - Структура справочника «ВремяДоставки»

Реквизит Тип Краткая характеристика
Интервал Строка, 20 символов Интервал времени
КодОбработки Число, длина 1 Код приоритета для подставления значения в документы
МаксимумЗаказов Число, длина 3 Максимальное число заказов в текущий интервал времени

Для удобного ввода и просмотра информации разработана форма списка.

«Контрагенты» - справочник, содержащий информацию о контрагентах организации (юридических и физических лицах). Вся работа менеджера происходит в данном справочнике. Данный справочник является одним из основных справочников конфигурации. Его данные используются повсеместно. Структура справочника приведена в таблице 7.4.

 

Таблица 7.4 - Структура справочника «Контрагенты»

Реквизит Тип Краткая характеристика
БутылейВЗалоге Число, длина 4 Количество бутылей в залоге у контрагента
Бухгалтерия Число, длина 1 Реквизит содержащий число: 1 - если для контрагента необходимо выгружать документы в бухгалтерию или 0 - если этой необходимости нет.
ДатаД Дата Дата долга либо клиента либо организации
ДатаРегистрации Дата Дата заключения договора
Долг Число, длина 6, точность 2 Сумма долга
ДолгИ Число, длина 1 Долг контрагента
ДолгН Число, длина 1 Долг нашей компании
Реквизит Тип Краткая характеристика
Интервал Справочник. ВремяДоставки Предпочтительный интервал времени для доставки
Комментарий Строка, 255 символов Дополнительные комментарии по контрагенту
Контракт Число, длина 6 Номер договора контрагента
Основной Справочник. Контрагенты Ссылка на контрагента являющийся родительским договором
Работник Справочник. ФизЛица Менеджер заключивший договор с контрагентом
ТипКлиента Справочник. ТипКлиента Категория клиента
Фирма Справочник. Фирмы Содержит ссылку на предприятие, заключившее договор с контрагентом
ЭлПочта Строка, 40 символов Адрес электронной почты
ЮрФизЛицо Справочник Вид контрагента, физическое или юридическое лицо

Для представления элементов справочника «Контрагенты» и для удобного ввода информации о клиентах в базу данных были разработаны формы (таблица 7.5).

 

Таблица 7.5 - Формы справочника «Контрагенты»

Форма Процедуры и функции модуля формы
Форма элемента ЗаписьЮрФизЛица(), ОбработкаКонтракта(), ПоКнопкеВводаАдреса(), ПриОткрытии(), ПриЗаписи(), ПриВыбореЗакладки(), ПриИзмененииВидаКонтрагента(), СменаТипЦен()
Форма списка Del(), ИнфоКлиента(), ОткДоставка(), ПослеОткрытия(), ПриЗакрытии(), ПриОткрытии(), ПроверитьВид(), ТаблицаДока()
Форма группы -

 

В таблице посередине экрана представлен весь список клиентов (рисунок 1). Список раскрашен в разные цвета для облегчения определения категории клиента. В правой части экрана выводится подробная информация о выбранном клиенте, также можно просмотреть всю историю доставок. С помощью кнопок на панели инструментов можно:

перейти в журнал доставок,

удалить запись о недействительном договоре,

отфильтровать данные о клиентах по заданному условию.

Справочник «Маршруты» хранит в себе перечень маршрутов, по которым происходит доставка продукции и товара до клиентов. Его структура представляет из себя два поля Код и Наименование. Для представления элементов данного справочника была разработана форма списка.

«Номенклатура» - справочник используется для хранения информации о продукции и товарах, продажей которой занимается компания. Описание реквизитов справочника приведено в таблице 7.6.

 


Таблица 7.6 - Структура справочника «Номенклатура»

Реквизит Тип Краткая характеристика
ВидНоменклатуры Перчисление. ВидНоменклатуры Указание на вид номенклатуры либо товар либо продукция
Возвратнаятара Число, длина 1 Реквизит определяющий является ли тара возвратной
КодДоставки Число, длина 2 Код приоритета для подставления значения в документы
Комментарий Строка, неограниченный Дополнительная информация по номенклатуре
ПолнНаименование Строка, 50 символов Полное наименование номенклатуры
Залог Число, длина 1 Реквизит определяющий является ли номенклатура залоговой

 

В конфигурации спроектированы три формы справочника «Номенклатура». Помимо форм списка, в конфигурацию была добавлена форма элемента и группы. С помощью них осуществляется удобный ввод данных о товарах и продукциях в табличную часть документов. Описание всех форм приведено в таблице 7.7.

 

Таблица 7.7 - Формы справочника «Номенклатура»

Форма Процедуры и функции модуля формы
Форма элемента ВводНового(), ПоКнопкеЦены(), ПриВыбореЗакладки(), ПриЗакрытии(), ПриЗаписи(), ПриИзмененииВидаНоменклатуры(), ПриИзмененииНаименования(), ПриОткрытии()
Форма списка ДобавитьВтаблицу(), Цены(), ПриЗакрытии(), ПриОткрытии()
Форма группы -

 

Этот справочник является одним из основных справочников конфигурации.

«Оборудование» - справочник используется для хранения информации о диспенсерах. Описание реквизитов справочника приведено в таблице 7.8.

 

Таблица 7.8 - Структура справочника «Оборудование»

Реквизит Тип Краткая характеристика
ДатаПокупки Дата Дата покупки диспенсера
Контрагент Справочник. Контрагенты Ссылка на контрагента у кого в аренде диспенсер, или кто купил его
КодДоставки Число, длина 2 Код приоритета для подставления значения в документы
Номенклатура Справочник. Номенклатура Ссылка на диспенсер в справочнике номенклатура
СанОбработка Дата Дата последней сан обработки диспенсера
СерийныйНомер Строка, 20 символов Хранит серийный номер диспенсера

 

Для удобного ввода и просмотра информации разработаны две формы: форма списка и форма элемента.

Справочник «ПерсональныеЦены» используется для хранения персональных цен контрагентов, он подчинен справочнику «Контрагенты». Описание реквизитов справочника приведено в таблице 7.9.

 

Таблица 7.9 - Структура справочника «ПерсональныеЦены»

Реквизит Тип Краткая характеристика
Номенклатура Справочник. Номенклатура Ссылка на номенклатуру
Цена Число, длина 10, точность 2 Цена номенклатуры

 

Для ввода и просмотра информации используется форма списка.

Справочник «Показатели» служит для запуска внешних печатных форм и обработок. В нем хранятся такие отчеты как «Количество новых договоров ФЛ и ЮЛ», «Расчетная дебиторская задолженность», «Количество доставленных бутылок» и так далее. Описание реквизитов справочника приведено в таблице 7.10.

 

Таблица 7.10 - Структура справочника «Показатели»

Реквизит Тип Краткая характеристика
Наименование Строка, 50 символов Наименование обработчика
Файл Строка, 10 символов Ссылка на файл обработчик

 


Информация в данном справочнике просматривается и редактируется только в форме списка. Описание форм приведено в таблице 7.11.

 

Таблица 7.11 - Формы справочника «Показатели»

Форма Процедуры и функции модуля формы
Форма элемента -
Форма списка ВыбратьФайл(), ЗапуститьВнешнийОтчет(), ОбрНаименование(), ПолныйПуть(), ПриВыбореСтроки(), ПриЗакрытии(), ПриОткрытии(),
Форма группы -

 

Справочник «СкидкиКлиента» предназначен для хранения информации о предоставленных клиентам скидках. Он подчинен справочнику «Контрагенты». В его структуру добавлено два дополнительных реквизита - «Процент» (тип - «Число», длина - 6, точность - 2) и «Месяц» (тип - «Дата») указывается месяц в котором предоставляется скидка. Для представления элементов справочника «СкидкиКлиента» создана форма списка.

Справочник «Склады» содержит в себе перечень складов предприятия, на которых хранится товар. Он не имеет дополнительных реквизитов. Информация в нем просматривается и редактируется только в форме списка.

Справочник «Сотрудники» предназначен для ведения базы данных работников предприятия. Фамилия, имя и отчество сотрудника записывается в реквизит «Наименование», длина которого составляет 50 символов. Для удобства отображения данных в справочник добавлено две формы - форма элемента и форма списка. Справочник обладает восемью дополнительными реквизитами, описание которых представлено в таблице 7.12.

 

Таблица 7.12 - Структура справочника «Сотрудники»

Реквизит Тип Краткая характеристика
Группа Справочник. Контрагенты Содержит ссылку на справочник Контрагенты, служит для привязки группы контрагентов указанному сотруднику
ДеньРождения Дата День рождение сотрудника
Скидка Число, длина 3 Сумма скидки
ДокументУдЛичность Строка, длина неограниченно Документ удостоверяющий личность
ИНН Число, длина 12 Идентификационный номер налогоплательщика
Комментарий Строка, длина неограниченно Дополнительная информация
Телефоны Строка, 50 символов Телефоны сотрудника
Адрес Строка, длина неограниченно Почтовый адрес сотрудника

 

Таблица 7.13 - Формы справочника «Сотрудники»

Форма Процедуры и функции модуля формы
Форма элемента ПоКнопкеВводаАдреса(), ПоКнопкеВводаУдостоверения(), ПриВыбореЗакладки(), ПриЗаписи(), ПриОткрытии()
Форма списка -
Форма группы -

 

Справочник «ТипКлиента» содержит в себе перечень типов клиента. Он не имеет дополнительных реквизитов. Информация в нем просматривается и редактируется только в форме списка.

«ТипыЦен» справочник служит для хранения типа цен. Содержит один дополнительный реквизит - «Комментарий» (тип - «Строка», длина - неограниченно). Для представления элементов справочника «ТипыЦен» созданы две формы: форма списка и форма элемента.

Одно из преимуществ программы в возможности задания гибкой системы скидок для каждого типа клиента. Справочник «ТипыЦенКлиента» используется для хранения информации о сумме скидки для определенного типа клиента, он подчинен справочнику «ТипКлиента». Описание реквизитов справочника приведено в таблице 7.14.

 

Таблица 7.14 - Структура справочника «ТипыЦенКлиента»

Реквизит Тип Краткая характеристика
Количество Число, длина 2 Количество товара от которого идет расчет цены
Номенклатура Справочник. Номенклатура Содержит ссылку на справочник номенклатура
Скидка Число, длина 3 Сумма склидки

Информация в данном справочнике просматривается и редактируется только в форме списка.

Для каждой категории клиента можно задать систему скидок, например, одна бутыль для категории «Офис» будет стоить 70 руб. (скидка 40 руб.), в колонке количество можно указать количество бутылей от которых будет идти скидка, например для категории «Физ. лицо» скидки от двух бутылей будет - 10 руб., более пяти - скидка 15 руб. Размер скидки можно указывать как в рублях, так и в процентах. При этом стоимость воды в доставке вычисляется автоматически, что полностью исключает возможность ошибки диспетчера при определении стоимости доставки.

Справочник «Филиал» содержит в себе перечень филиалов предприятия. Структуры этого справочника приведена ниже (таблица 7.15).

 

Таблица 7.15 - Структура справочника «Филиал»

Реквизит Тип Краткая характеристика
АдресЭлПочты Строка, 50 символов Адрес электронной почты филиала
ГруппаКонтрагентов Справочник. Контрагенты Содержит ссылку на группу контрагентов филиала
Склад Справочник. Склады Содержит ссылку на склад филиала

 

Информация в справочнике «Филиал» просматривается и редактируется только в форме списка.

Справочник «Фирмы» содержит в себе перечень предприятий. Структуры этого справочника приведена ниже (таблица 7.16).

 

Таблица 7.16 - Структура справочника «Фирмы»

Реквизит Тип Краткая характеристика
ИНН Число, длина 12 ИНН предприятия
Комментарий Строка, длина неограниченно Дополнительная информация
КПП Число, длина 12 КПП предприятия
ОсновнойСчет Строка, длина неограниченно Основной банковский счет
Телефоны Строка, 50 символов Телефоны предприятия
ФактАдрес Строка, длина неограниченно Почтовый адрес предприятия
ЭлПочта Строка, 50 символов Электронная почта преприятия
ЮрАдрес Строка, длина неограниченно Юридический адрес предприятия

 

Для удобства отображения данных в справочник добавлено две формы - форма элемента и форма списка, редактировать информацию можно обоими способами. Описание формы приведено в таблице 7.17.

 

Таблица 7.17 - Формы справочника «Фирмы»

Форма Процедуры и функции модуля формы
Форма элемента ПоКнопкеВводаАдреса(), ПоКнопкеОчистить(), ПриВыбореЗакладки(), ПриЗаписи(), ПриОткрытии()
Форма списка ПоКнопкеОткрытьСправочник(), ПриЗаписи()
Форма группы -

 

Справочник «Цены» используется для хранения цен товаров. У каждой позиции товара может быть несколько цен. Их количество регламентируется типами цен, указанных в справочнике «ТипыЦен». Значение цены хранится в реквизите «Цена». Подчинен справочнику «Номенклатура». Содержит два дополнительных реквизита - «ТипЦен» (тип - Справочник. ТипыЦен), «Цена» (тип - «Число», длина 10, точность 2). Для представления элементов справочника «ТипыЦен» созданы две формы: форма списка и форма элемента.

Для большей гибкости администрирования базы данных и удобства работы в 1С: Предприятии в конфигурацию были добавлены справочники настройки пользователей:

«Пользователи»;

«ПолномочияПользователей».

При работе системы активно используются параметры, установленные в этих справочниках. Становится легче прослеживать инициаторов изменений в базе данных системы, используя общий реквизит документов «Автор» (тип - Справочник. Пользователи), который заполняется автоматически при создании нового документа. Добавив нового пользователя системы в Конфигураторе, при первом запуске 1С: Предприятия под учетной записью данного пользователя информация о нем будет внесена в справочник «Пользователи».







Документы

Документ - одно из основных понятий системы 1С: Предприятие. При помощи документов организуется ввод в систему информации о совершаемых хозяйственных действиях, ее просмотр и, если необходимо, корректировка.

Каждый создаваемый в конфигураторе документ является описанием множества документов одного типа. Например, созданный в конфигураторе документ «Накладная» при работе с системой 1С: Предприятие позволит формировать накладные, которые будут иметь разное содержание, но одинаковый набор реквизитов, одну логику проведения и так далее. Конфигуратор позволяет описать структуру документа, организовать диалог для ввода информации в документ и описать алгоритм построения печатной формы документа.

Наиболее важными характеристиками документов являются номер, дата и время. Они позволяют установить строгую временную последовательность совершения операций.

При создании структур документов в Конфигураторе допускается определенный уровень абстракции. Так, в большинстве документов можно выделить две основные части: заголовочная часть и табличная, или многострочная, часть. Как правило, в заголовочной части (в системе 1С: Предприятие используется термин «шапка документа») содержатся реквизиты, которые являются общими для всего документа. табличная часть документа представляет собой список однотипных строк с информацией. Например, в уже упомянутой накладной - это перечень товаров.

В ходе выполнения дипломной работы в конфигурацию были добавлены следующие документы.

С помощью документа «Гараж» происходит создание списка автомобилей, водителей и экспедиторов работающих на текущую дату. В данном документы нет ни одного реквизита шапки.

При проведении документа «Гараж» происходит проверка заполнения формы, выполняются движения по регистру «Гараж».

Табличная часть содержит список автомобилей, водителей, экспедиторов, маршрутов на которых работает данный автомобиль и количество доставок. Верхняя таблица отображает свободные автомобили, водители, экспедиторы и маршруты, нижняя - выбранные на выбранный день. Для заполнения документа необходимо в верхней части формы выбрать нужные маршрут, машину, водителя и экспедитора, и затем нажать на кнопку по центру формы, выбранные элементы переместятся в нижнюю часть формы. При открытии и при нажатии кнопки «Заполнить» происходит заполнение поля «количество доставок».

Документ «ЗаявкаПокупателя» служит для оформления заявки покупателя на приобретение товара. Вся работа диспетчеров происходит с данным видом документа. Форма документа была разработана максимально близко к той форме в которой сотрудники работали до разработки дипломного проекта. Для максимально быстрого оформления заявки практически все реквизиты документы заполняются автоматически, благодаря этому диспетчеру остается только проверить данные и подтвердить заявку. Структура шапки документа приведена в таблице 7.18.

 


Таблица 7.18 - Структура шапки документа «ЗаявкаПокупателя»

Реквизит Тип Краткая характеристика
БезВремени Число, длина 1 Реквизит служит для установки параметра доставки без времени
Бухгалтерия Число, длина 1 Служит для указания документов которые необходимо выгружать в бухгалтерию 1С
Доставлено Перечисление. Выполнение Реквизит для обработки ведомости доставки
Интервал Справочник. ВремяДоставки Хранит интервал времени для доставки
Контрагент Справочник. Контрагенты Контрагент, сделавший данный заказ
Маршрут Справочник. Маршруты Маршрут, по которому будет выполняться данная заявка
Склад Справочник. Склады Склад
СуммаВзаиморасчетов Число, длина 10, точность 2 Сумма заявки
Тара Число, длина 3 Количество возвратной тары
Экспресс Число, длина 1 Реквизит служит для выбора экспресс доставки

 

Табличная часть содержит в себе перечень товаров, который заказан покупателем, а также количества этих товаров. В нее вошли следующие реквизиты:

«Номенклатура» (тип - Справочник. Номенклатура);

«Количество» (тип - «Число», длина - 15, точность - 3);

«Цена» (тип - «Число», длина - 15, точность - 2);

«Сумма» (тип - «Число», длина - 15, точность - 2);

При ручном вводе заявок в информационную базу пользователю следует только указать номер договора контрагента, после его ввода вся остальная информация подставляется автоматически, если данный контрагент заказывал более 5 раз до пользователю остается только уточнить интервал времени доставки, количество бутылей и провести документ, если же контрагент заказывал меньше 5 раз то нужно дополнительно указать маршрут, товар, количество. Такая схема ввода данных позволяет достаточно быстро принимать заказ.

При проведении документа происходит проверка правильности заполнения формы, выполняется движение по регистру «Заявки». Для расчета количества доставок в глобальный модуль была добавлена следующая подпрограмма:

глРасчетЗагрузки() - процедура рассчитывает количество доставок в указанный интервал времени.

Благодаря вынесению данных модулей в глобальный стало возможным использовать их функционал в любом требующем того документе, что и реализовано.

После открытия документа курсор установлен в поле «№ договора». При изменении значения в этом поле в панели справа сразу же будет открываться карточка клиента с выбранным номером договора. Если номер договора введен правильно, устанавливается желаемая дата доставки. После этого в поле «Машина» загрузится список автомобилей, назначенных на это число. При выборе машины в таблице «Время» отобразится список с интервалами времени и текущей загрузкой выбранной машины. Если у выбранной машины уже принята доставка в этот же дом, то интервал времени с этой доставкой будет выделен, что позволит диспетчеру предложить клиенту доставить воду в этом интервале. Использование данной функции может существенно снизить нагрузку службы доставки или увеличить количество доставок в одном интервале времени. Если клиент не указывает желаемое время доставки, то можно установить галку «Без времени» и доставка будет выполнена в удобное для экспедиторов время. Документ позволяет кроме обычных доставок, принимаемых на завтра, принимать «экспресс» - доставки, которые выполняются день-в-день, с дополнительной наценкой за скорость. Для переключения доставки из обычной в экспресс устанавливается галка «Экспресс». Таблица интервалов доставки переключится в режим экспресс, где можно будет выбрать желаемый интервал. Внизу окна документа располагаются два списка - вода и атрибуты доставки. Стоимость воды указана с учетом текущей категории клиента. На закладке «Атрибуты» можно выбрать дополнительные атрибуты доставки, например, помпу или диспенсер.

Для регистрации продаж в конфигурации предусмотрен документ «Реализация». Его создание происходит автоматически после проведения и закрытия документа «ЗаявкаПокупателя». Возможен также ручной ввод документа. Структура документа практически совпадает со структурой документа «ЗаявкаПокупателя».

Хотя в конфигурации предусмотрена функция пакетной печати документов, из формы документа «Реализация» возможна печать требуемых первичных документов в единственном экземпляре. Для документа разработана удобная информативная форма диалога.

При проведении документа «Реализация» происходит списание товаров со складов компании (регистр «Остатки»), осуществляется списание партий регистр «ПартииОтданные».

В конфигурации имеется общий реквизит документов - «Автор». Он служит для регистрации пользователя, создавшего документ. Наличие информации о создателе документа заметно облегчает работу администратора информационной базы.


Журналы

В системе 1С: Предприятие журналы являются средством для работы с документами. Работая с журналом, пользователь может вводить документы, просматривать их, редактировать и удалять. Журналы позволяют группировать документы для просмотра и быстрого доступа к ним. Конфигуратор позволяет создать любое необходимое число журналов.

Все журналы в системе 1С: Предприятие можно подразделить на несколько типов.

Обычный журнал - основное средство для работы с документами. При создании документа в Конфигураторе можно указать, в каком журнале будет осуществляться работа с документами этого вида при использовании конфигурации. Один обычный журнал может быть назначен одновременно нескольким видам документов.

Общий журнал позволяет работать со всеми документами.

Дополнительный журнал, как и обычный журнал, также позволяет работать с документами разных видов. Но, если назначение документу обычного журнала выполняется в процессе редактирования документа, то выбор документов, которые будут доступны в дополнительном журнале, выполняется при редактировании дополнительного журнала.

В ходе создания конфигурации «Доставка воды» в метаданные были добавлены следующие журналы:

«Гараж» (обычный журнал) - используется для работы с документами вида «Гараж». Журнал со списком документов «Гараж» показан на рисунке 6. Отображения документов идет помесячно, для того чтобы выбрать другой месяц необходимо в верху журнала нажать на соответствующие кнопки. Кнопка «обновить» служит для обновления колонки загрузки. Слева в журнале расположены даты. Таблица справа отображает выбранные на выбранный день автомобили, водители и экспедиторы.

«Доставка» (обычный журнал) - организует доступ к документам «ЗаявкаПокупателя». Вся работа по принятию заявок от клиентов происходит в данном журнале. Журнал со списком документов «Заявка покупателя» на выбранный.

Для удобства просмотра и отображения информации все доставки разделены по интервалам доставки. Каждому интервалу задан свой цвет отображения. На панели инструментов кнопки «Клиенты» для перехода в справочник «Контрагенты», кнопка «Гараж» для создания или открытия документа или журнала «Гараж», кнопка для удаления существующего документа, печать документов: ведомости доставки, накладной, кнопка для выгрузки документов в 1С Бухгалтерию, а также кнопки и календарь для перехода на другую дату. В нижней части окна журнала находится информационная строка, отражающая загрузку автомобилей на выбранный день. Справа от таблицы доставок выведено содержание выбранной доставки: вода в доставке, дополнительные атрибуты и примечание. Если установлена галка «Проводить в Бухгалтерии» то в примечании автоматически указывается «Докум.», данное примечание указывает экспедитору о том, что он должен доставить еще и документы.

«ЖурналОбщий» (общий журнал) - организует работу со всеми видами документов;

«РасходныеНакладные» (обычный журнал) - используется для работы с документами вида «Реализация».

Отчеты

Любая система автоматизации учета только тогда выполняет свои функции, когда она имеет средства обработки накопленной в системе информации и получения сводных данных в удобной для просмотра и анализа виде.

Для получения такой информации в системе 1С: Предприятие используется объект метаданных под названием «Отчет». Объект данных такого типа представляет собой алгоритм обработки информации на внутреннем языке системы 1С: Предприятие. К алгоритму «прикрепляется» диалог, при помощи которого, при необходимости, можно организовать ввод каких либо параметров, влияющих на ход выполнения алгоритма. Также отчет имеет сделанное в табличном редакторе описание печатной формы, которое используется для вывода результатов выполнения алгоритма на экран и принтер.

Для анализа накопленной в системе информации был разработан ряд отчетов.

.   «АктКлиенты» - отчет, который показывает действующих клиентов, клиенты которые за последние 3 месяца что либо заказывали. Для формирования отчета необходимо указать менеджера.

.   «Анализ» - данный отчет предназначен для получения информации о проданных за указанный период товарах, о покупателях, а также о прибыли, которую получила компания в результате своей деятельности по сбыту продукции. Данные можно отфильтровать по номенклатуре, по покупателям, по фирме, по автотранспорту и по маршруту.

3. «ВедомостьНаДень» - данный отчет предназначен для водителей и экспедиторов, в нем отображается вся нужная информация для доставки воды и товара до клиента.

4. «Накладная» - также отчет предназначен для водителей и экспедиторов, в нем выводится необходимое количество воды и товара которое им нужно загрузить со склада.

5. «ОтчетПоМагазинам» - данный отчет предназначен для получения информации о проданных за указанный период товарах в розничных магазинах.

6. «ОтчетПоНовым» - отчет предназначен для просмотра по определенному сотруднику количество новых заключенных договоров за определенный промежуток времени, также детализация проходит по менеджеру и типу клиента.

7. «ОтчетПоУшедшим» - отчет показывает сколько и какие клиенты за указанный промежуток времени перестали заказывать воду.

8.         «РасчетЗП» - данный отчет формирует сводную ведомость по заработной плате водителей и экспедиторов компании. Выводит информацию о количестве доставленных бутылей, на основании которого рассчитывается заработная плата.

«СвободныеДоговора» - отчет предназначен для вывода списка незанятых договоров.

.   «Тара» - отчет, который показывает, сколько тары в залоге у клиента.



Обработки

Для осуществления различных изменений в информационной базой в системе 1С: Предприятие используются объекты типа «Обработка». С точки зрения настройки отчеты и обработки совершенно одинаковы. Однако рекомендуется алгоритмы, выполняющие какие либо изменения в информационной базе, размещать на ветви «Обработки». В конфигурацию были добавлены следующие обработки.

«ВводУдостоверения» обработка, позволяющая в справочнике «Сотрудники» вводить документ удостоверяющий личность.

Обработка «ВыгрузкаВБухгалтерию» предназначена для выгрузки часто используемых документов, а именно документов реализации, в 1С: Бухгалтерию. На форме обработки присутствуют две табличные части, в которых заносятся данные о выгружаемых документах реализации и поступления ТМЦ соответственно. Результатом выгрузки является файл формата DBF. Разработана обработка загрузки документов в конфигурацию «1С: Бухгалтерский учет» ред. 4.5 из полученного файла DBF.

«ЗагрузкаИзФилиала» с помощью данной обработки происходит загрузка документов с филиалов предприятия. Филиалы отправляют по электронной почте заархивированные документы в формате txt, данная обработка с помощью внешней компоненты «v7plus.dll» подключается к электронной почте, производит загрузку файлов, с помощью компоненты «winrar.exe» распаковывает полученные архивы, анализирует файлы и на основании полученных данных создает документы.

Обработка «ПоискВсправочникеКонтраегны» позволяет быстро находить, отбирать нужных контрагентов, поиск можно проводить по: номеру договора, наименованию, категории клиента, дате регистрации, менеджеру.

Обработка «СозданиеДокументов» служит для пакетного создания документов «Реализация» на основании документов «ЗаявкаПокупателя»



Регистры

Регистры в системе 1С: Предприятие используются для накопления информации о наличии и движении средств - товарных, денежных и других. Вся информация о хозяйственных операциях, которая вводится с использованием документов или формируется при помощи расчетов, должна быть накоплена в регистрах. Тогда эту информацию можно будет извлечь, проанализировать и представить пользователю в виде отчетных форм.

В системе присутствуют следующие регистры. [11]

«Гараж». В данном регистре содержатся сведения о маршрутах, автомобилях, водителях и экспедиторах, о количестве развезенных бутылях. Структура регистра состоит из следующих элементов.

Измерения:

«Авто» (тип - Справочник. Автопарк);

«Водитель» (тип - Справочник. Сотрудники);

«Маршрут» (тип - Справочник. Маршруты).

«Экспедитор» (тип - Справочник. Сотрудники);

Ресурсы:

«Количество» (тип - «Число», длина - 10).

«Сумма» (тип - «Число», длина - 10, точность - 2).

Реквизитов нет.

Регистр «Заявки» предназначен для учета полученных от покупателя заявок.

В регистре учитываются операции по регистрации заявок документом «ЗаявкаПокупателя».

Полученные заявки учитываются в количественном и суммовом выражении. Структура состоит из следующих элементов.

Измерения:

«Контрагент» (тип - Справочник. Контрагенты);

«ЗаявкаПокупателя» (тип - Документ. ЗаявкаПокупателя);

«Интервал» (тип - Справочник. ВремяДоставки).

«Маршрут» (тип - Справочник. Маршруты).

«Номенклатура» (тип - Справочник. Номенклатура);

«Фирма» (тип - Справочник. Фирмы);

Ресурсы:

«Количество» (тип - «Число», длина - 10).

«Стоимость» (тип - «Число», длина - 10, точность - 2).

Реквизитов нет.

Для быстрого доступа к данным о продажах товаров в конфигурацию добавлен регистр «Продажи». Структура состоит из следующих элементов.

Измерения:

«Номенклатура» (тип - Справочник. Номенклатура);

«Покупатель» (тип - Справочник. Контрагенты);

«Фирма» (тип - Справочник. Фирмы).

Ресурсы:

«Количество» (тип - «Число», длина - 10);

«Количество» (тип - «Число», длина - 10);

«Стоимость» (тип - «Число», длина - 10, точность -2);

Реквизитов нет.

Регистр «Тара» предназначен для учета залоговых бутылей. Структура состоит из следующих элементов.

Измерения:

«Покупатель» (тип - Справочник. Контрагенты);

Ресурсы:

«Количество» (тип - «Число», длина - 10);

Реквизиты:

«КодОперации» (тип - Перечисление. Тара).

 

Перечисления

Перечисление представляет собой служебный тип данных, который не используется самостоятельно, а применяется, в основном, в совокупности с другими типами данных. Определить перечисление можно как «список возможных значений реквизита».

Перечисления используются при вводе значений реквизитов документов, справочников, при вводе значений констант, в тех случаях, когда необходимо исключить неоднозначный ввод информации. Перечисление не может пополняться в процессе работы с ним: список его значений задается при настройке перечисления в Конфигураторе. [11]

В конфигурации созданы следующие перечисления.

«ВидНоменклатуры» - перечисление, используемое в справочнике «Номенклатура». С помощью этого перечисления определяется к какому виду относится номенклатура. Перечисление может принимать следующие значения:

«Продукция»;

«Тара»;

«Товар»;

«Услуга».

Перечисление «Выполнение», используемое в документах «ЗаявкаПокупателя». С помощью этого перечисления определяется статус выполнения заявки. Перечисление может принимать следующие значения:

«НебылоДома». Означает, что данная заявка не выполнена, так как дома ни кого не было. Все документы, имеющие этот статус отменяют все свои изменения в информационной базе;

«ОтказКлиента». Документ с таким статусом означает что доставка до клиента произведена, но клиент по каким-либо причинам отказался от товара;

«Успешно». Означает, что данный заказ успешно выполнен.

Перечисление «Тара» используется для определения, является ли тара залоговой, возвратной. Принимает следующие значения:

«ВозвратЗалога»;

«Залог»;

«Отгрузка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: