Проблемы и пути усовершенствования существующей системы государственного финансового контроля

 

В настоящее время в системе государственного финансового контроля в Российской Федерации имеют место быть следующие недостатки:

.   Нет четкой и полной нормативной базы государственного финансового контроля. Существующая же база характеризуется незавершенностью и бессистемностью, имеет принципиальные изъяны и упущения. Тем самым усилия контролирующих органов направляются на осуществление контроля в основном в своих ведомственных интересах. Требуют решения и вопросы ужесточения мер ответственности за нарушение требований законности, эффективности и экономии расходования средств.

2. Отсутствуют единая методология, стандарты и комплексные методические руководства по осуществлению контрольных мероприятий. Разработанные же в отдельных органах государственного финансового контроля методики в полной мере не позволяют осуществлять комплексный контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций.

.   Недостаточно налажена система взаимодействия между органами государственного финансового контроля. На практике получается, что контрольные органы никак не координируют свои контрольные функции, а это является одной из причин пересечения направлений их деятельности, вызывая неоправданное дублирование и параллелизм. Вследствие этого не только размывается ответственность контрольных органов, но и происходит нерациональная трата выделенных на контроль бюджетных средств. Но нельзя не отметить и положительные тенденции в решении задачи по улучшению взаимодействия между органами государственного финансового контроля. Так 26 декабря 2008 года было подписано Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации. Предметом этого Соглашения является:

·   обмен информацией при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации;

·   осуществление совместных мероприятий, издание совместных документов по вопросам осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением Федеральной службой финансово - бюджетного надзора в Федеральное казначейство передается следующая информация:

·   материалы по результатам проведенных контрольных мероприятий в управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации;

·   сведения о получателях средств федерального бюджета, систематически нарушающих бюджетное законодательство Российской Федерации.

В свою очередь Федеральное казначейство в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора передает сведения о наличии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации организаций, внесенных в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (Выписка из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета).

4. Недостаточно развита система обмена информацией между органами государственного финансового контроля о выявленных нарушениях. А отсутствие единой информационной базы органов государственного финансового контроля не позволяет полностью владеть ситуацией и правильно ориентироваться в его среде.

5. Не определены основные направления организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации.

.   Отсутствуют четко определенные критерии эффективности государственного финансового контроля. Низкая эффективность проводимых контрольных мероприятий.

.   Отсутствие на региональном уровне отработанных и утвержденных в законодательном порядке механизмов возмещения средств, в использовании которых допущены финансовые нарушения, что сказывается на уровне наполнения бюджета на последующий период.

.   Преобладание внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств.

В целях устранения вышеперечисленных недостатков предлагается:

.   разработать и принять федеральный закон "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации". Принятие этого закона завершит формирование правовой базы государственного финансового контроля в России. В нем должны найти отражение вопросы организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности государства, взаимодействия между органами государственного финансового контроля и т.д. На сегодняшний день одним из основных документов, регламентирующих финансовый контроль в Российской Федерации является Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации". Этот документ не только имеет ряд существенных недостатков (например, в нем не нашли отражения вопросы стандартизации контрольной деятельности), но и не отвечает современному положению дел в стране. Конечно, необходимо отметить и положительные моменты, безусловно, имеющие место быть в решении вопроса формирования правовой базы государственного финансового контроля, которыми являются Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2006 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" и одобренная этим Постановлением Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2006-2008 годах, которая направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами. В соответствии с этими документами были введены доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, озвучена необходимость реформирования бюджетной классификации Российской Федерации, например, в перспективе экономическая классификация расходов должна быть интегрирована с классификацией операций сектора государственного управления, основным направлением становится совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, предполагающее формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов и поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

2. создать единую методологию осуществления государственного финансового контроля, предполагающую комплексность проводимых контрольных мероприятий, а также разработать федеральные стандарты контрольной деятельности. Сейчас же развитие происходит по линии ведомственной стандартизации.

.   (в частности, создание информационной системы, связывающую вычислительные ресурсы Счетной палаты РФ, региональных и муниципальных органов государственного финансового контроля). Наличие единой информационной системы, безусловно, позволило бы наладить оперативный обмен данными и способствовало более тесному взаимодействию контрольных органов.

.   усилить роль предварительного и текущего контроля и как следствие перенос акцента на предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств. В этом направлении уже были предприняты конкретные шаги. Так с 1 января 2007 года полномочия органов Федерального казначейства в части контрольных функций существенно изменились. Согласно статье 267 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет только предварительный и текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств.

.   разработать критерии эффективности государственного финансового контроля. Например, по мнению Л.А. Симоновой, "результативность контрольной деятельности следует оценивать количеством достигнутых результатов в расчете на один рубль затрат" (41; 50). Также необходима разработка мероприятий по повышению результативности контроля. Такими мерами могут быть:

·   соблюдение контрольно-счетными органами РФ порядка, регламентирующего регулярное информирование Парламента об основных результатах контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности в целях принятия мер по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности исполнения бюджета, управления государственной (муниципальной) собственностью, а также об исполнении представлений и предписаний исполнительной властью;

·   использование тех методов контроля, которые обеспечивают наибольшую вероятность обнаружения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля и в использовании ими государственных (муниципальных) ресурсов;

·   внедрение в контрольный процесс новых технологий, координация контрольной деятельности в части планирования контрольных мероприятий, укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества с органами исполнительной власти, осуществляющих управление государственными (муниципальными) финансами, в том числе по выработке государственной политики в бюджетной сфере, по обеспечению исполнения бюджета, по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

·   усиление информационного взаимодействия с правоохранительными органами, а также с общественностью, направленного на реализацию результатов контрольной деятельности в полном объеме;

·   формирование квалифицированного кадрового потенциала на постоянной основе;

·   установление и соблюдение регламентированного порядка для исполнительных органов государственной власти и получателей бюджетных средств в части своевременного рассмотрения и организации контроля исполнения предписаний и представлений контрольно-счетных органов Российской Федерации.

С 2009 года органы Федерального казначейства освобождены от функции по учету бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, который производился ранее и являлся частью текущего контроля, осуществляемого органами Федерального казначейства. С 1 января 2009 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2008 года № 117 на Федеральное казначейство возложена функция ведения реестра государственных контрактов. Предполагается, что каждый контракт, который заключает любое бюджетное учреждение, любое министерство будет кодироваться, попадая в электронную базу данных, и его исполнение тоже будет проверяться. Таким образом, контроль за каждым контрактом на протяжении всего исполнения станет постоянным.

Только комплексная реализация предложенных выше мер будет способствовать оптимальному развитию системы государственного финансового контроля.



Заключение

 

Государственный финансовый контроль - это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, региональных и местных органов власти.

Текущий контроль наряду с контролем предварительным становится основной формой контроля, осуществляемого органами Федерального казначейства.

В соответствии со статьей 267 Бюджетного кодекса РФ органы Федерального казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль за:

.   непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств федерального бюджета, распорядителями бюджетных средств между нижестоящими распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

6. непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями бюджетных средств над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

.   соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации, указанному в платежном документе, представленном в органы федерального казначейства получателями бюджетных средств;

.   наличием у получателя бюджетных средств документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Организация обслуживания и текущего контроля за расходованием средств федерального бюджета с лицевых счетов бюджетополучателей осуществляется на основании Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 года № 142н и Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 46н.

На основании пункта 57 Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежного документа, если:

·   форма платежного документа, подписи или надписи на документе будут признаны не соответствующими образцам;

·   показатели бюджетной классификации Российской Федерации, указанные в платежном документе, не соответствуют проводимой операции;

·   суммы, указанные в расчетно-денежном документе получателя средств на осуществление кассового расхода, превышают остаток отраженных на лицевом счете получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

·   приостановлены в установленном порядке операции на лицевом счете получателя средств.

Не решенные вопросы существующей системы государственного финансового контроля:

o нет четкой и полной нормативной базы государственного финансового контроля;

o отсутствуют единая методология, стандарты и комплексные методические руководства по осуществлению контрольных мероприятий;

o недостаточно налажена система взаимодействия между органами государственного финансового контроля;

o отсутствие единой информационной базы органов государственного финансового контроля;

o отсутствуют четко определенные критерии эффективности государственного финансового контроля.

Основные направления усовершенствования системы государственного финансового контроля:

·   создать единую методологию осуществления государственного финансового контроля, предполагающую комплексность проводимых контрольных мероприятий, а также разработать федеральные стандарты контрольной деятельности;

·   как можно скорее завершить формирование правовой базы государственного финансового контроля (в т. ч. издание Порядка санкционирования расходов);

·   создать единое информационное пространство органов государственного финансового контроля;

·   разработать критерии эффективности государственного финансового контроля.



Список использованной литературы

 

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ (ред. от 26.04.2009г.).

2. Федеральный закон от 15.09.1996г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. № 703 "О Федеральном казначействе".

.   Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. - М.: Финансы и статистика, 2007.

.   Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Теория и практика. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002.

.   Бюджетная политика и бюджетная система Росси: итоги 2000-2003 годов и задачи на перспективу: Доклад. М.: Министерство финансов Российской Федерации, март 2008.

.   Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики - М.: Финансовый контроль, 2009.

.   Государственные и муниципальные финансы / Под общей ред. проф. Мацкуляка. - М.: Изд. - во РАГС, 2003.

.   Грачева Е.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы законодательного обеспечения: Материалы научно - практической конференции. - М., 2002.

.   Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль: курс лекций. - М.: ТК Велби, изд. - во Проспект, 2009.

.   Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. - М.: АО "Финстатинформ", 2003.

.   Жуков В.А., Опенышев С.П. Государственный финансовый контроль. - М., 1999.

.   Иткин Ю.М. Организация финансового контроля в переходный период к рыночной экономике. - М.: Финансы и статистика, 1991.

.   Козырин А.Н. Финансовый контроль / Финансовое право / Под ред. проф.О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996.

.   Практика осуществления ведомственного финансового контроля и аудита (Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Республике Башкортостан). - Уфа - 2010.

.   Финансы и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2002.

.   Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997.

.   Химичева Н.И. Финансовое право. Учебник - М.: Изд-во БЕК, 2008.

.   Черноморд П.В. Финансовый контроль и учет в условиях перехода экономики к рыночным отношениям. - М.: ФИПК, 2009.

.   Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2009.

.   Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. Научно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2010.

.   Бликанов А.В. Государственный финансовый контроль в регионах и пути его совершенствования // Бюджет. - 2010. - апрель.

.   Глазунова О.В., Нелюбова Н.Н. Ведомственный контроль в Управлении Федерального казначейства // Финансы. - 2010. - № 1.

.   Завьялов Д.Ю. Реформа местного самоуправления: межбюджетный аспект разграничения расходных полномочий. // Финансы. - 2010 - № 10.

.   Итоги и задачи Федерального казначейства (Материалы расширенного заседания коллегии Федерального казначейства 5 апреля 2010г.) // Финансы. - 2010. - № 5.

.   Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективного управления государственными финансами. // Финансы. - 2009 - № 3.

.   Овсянников Л.Н. Закон о государственном финансовом контроле все-таки нужен // Президентский контроль, 2010. № 9.

.   Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации. // Финансы. - 2010 - № 2.

.   Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль на защите финансовых прав граждан // Финансы. - 2009. - № 10.

.   Симонова Л.А. Эффективность государственного финансового контроля // Финансы, 2010. №4.

.   Управление Федерального казначейства по Калужской области. Итоги работы за 2008-2010 годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: