. Департамент проводит свою работу по планам, утверждаемым в установленном порядке.
. Работа Департамента проводится во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата в соответствии с настоящим Положением и положениями об этих подразделениях.
. Департамент возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром.
Руководитель Департамента подчиняется непосредственно заместителю Министра по распределению обязанностей.
. Руководитель Департамента имеет заместителей, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей по его представлению Министром.
. Руководитель координирует работу Департамента с работой департаментов, управлений и самостоятельных отделов Министерства.
. Руководитель Департамента:
. На основе единоначалия организует работу Департамента, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.
. Распределяет обязанности между заместителями руководителя Департамента и устанавливает степень ответственности заместителей руководителя, начальников отделов и других работников за своевременное и эффективное выполнение возложенных на Департамент задач и функций, правильную организацию работы сотрудников и состояние трудовой дисциплины.
|
|
. Утверждает положения об отделах Департамента и должностные инструкции специалистов.
. Вносит предложения руководству Министерства о назначении и увольнении работников Департамента, их поощрении и наложении на них дисциплинарных взысканий.
. В установленном порядке представительствует в министерствах, ведомствах, кооперативных, общественных и иных организациях.
. Департамент имеет печать о своим наименованием, бюджетные счета по финансированию расходов на текущее содержание подведомственных организаций и расходов на мелиоративные мероприятия.
Пути совершенствования системы управления государственным фондом мелиорированных земель в России
Последнее десятилетие характеризуется глубоким кризисом водного хозяйства в России. Выстроенная структура управления мелиорацией и водным хозяйством претерпела необоснованные изменения. Появился комплекс разрозненных структурных объединений с различными организационно-правовыми формами, зачастую с противоречивыми интересами, в том числе при решении распределения водных ресурсов.
До недавнего времени (2001-2002 гг.) в составе Департамента мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения (Депмелиоводхоз) (ныне - Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения), входящего в МПР России, было 648 государственных предприятий (ГП) и учреждений (ГУ), потом - 631 ГП и ГУ, в том числе:
|
|
- государственных предприятий - 165;
- государственных учреждений - 466,
что представляло собой очень сложную систему управления.
Показатели основных сооружений мелиоративных объектов федеральных учреждений Управления по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению можно проиллюстрировать следующим образом.
· каналы общей протяженностью - 600000 км;
· магистральные трубопроводы общей протяженностью - 5300 км;
· гидротехнические сооружения - 63000 штук;
· насосные станции - 1800 штук;
· водохранилища - 355 штук, в том числе емкостью более 10 млн. м3 - 30 штук;
· групповые трубопроводы - 8 400 км и т.д.
По России в 1999 году всего мелиорируемых земель было 9,35 млн. га, в 2001 году 9100 тыс. га, при этом орошаемых 4,63 млн. га.
Всего на государственных системах площадь мелиорированных земель составляет»3,8 млн. га, в том числе: в федеральной собственности - 3,6 млн. га, что составляет (92,5%); в собственности субъектов» 0,3 млн. га
В настоящее время практически нет проблемы обеспечения водой для орошения мелиорированных земель, так как дефицит составляет в целом по России всего 1,5%.
Основными проблемами, характеризующими современное состояние мелиорированных земель, являются:
· проведение неотложного ремонта оросительной сети, когда невозможно обеспечить гарантированный полив орошаемых земель на площадях, составляющих 21,2%;
· обеспечение капитального ремонта оросительной сети на площадях, составляющих 40%;
· обеспечение реконструкции осушительных систем на площадях составляющих 17%.
В рамках вышеизложенных обстоятельств и в соответствии с планом реорганизации системы управления государственными унитарными предприятиями было решено реструктуризировать подведомственные государственные предприятия следующим образом:
1) количество федеральных ГУ, представляющих собой органы управления по субъектам довести до 75 единиц;
2) сохранить из общего числа действующих 165 ГП в форме федеральных, государственных унитарных предприятий (ФГУП) около 25%;
) преобразовать порядка 30 ГП в ГУ;
) около 20 организаций передать соответствующим субъектам РФ;
) порядка 50 организаций преобразовать в АО;
) около 10 организаций присоединить к другим;
) часть организаций ликвидировать.
С учётом проведения реконструкции системы предусмотрено в субъектах сформировать единого руководителя ФГУ, а все другие организации в соответствующем субъекте сделать филиалами.
Таким образом, резко уменьшилось количество организаций, непосредственно выходящих на Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению: их стало 143 вместо 631.
Переоформлены уставы ГУ и ГП. Целесообразность подтверждается тем, что при бюджетном финансировании ремонтных работ через ГП на контрактной основе эти работы обходятся на 30-40% дороже, чем при выполнении этих работ государственными учреждениями.
Таким образом, управляемость в системе управления Управлением по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению значительно повышается при экономии бюджетных средств. Для финансирования этой системы требуется создание и изменение нормативно - правовой базы, регламентирующей деятельность организации.
Территориальный орган управления в области мелиорации земель и сельхозводоснабжения - Управление мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения в Тверской области (Управление «Тверьмелиоводхоз»)
Основные положения управления территориальными ФГУ рассмотрим на примере Костромской области.
ФГУ №11 имеет полное название: Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжения в Тверской области (Управление «Тверьмелиоводхоз»), г. Тверь, проспект Победы, д. 35.В его состав входит 3 филиала.
|
|
Сведения о мелиоративном состоянии орошаемых и осушенных сельскохозяйственных угодий и техническое состояние оросительных и осушенных систем по состоянию на 01.01.20010г. в Тверской области
Таблица 1. Наличие орошаемых и осушенных сельхозугодий на 01.01.2010 г. по Российской Федерации, тыс. га
Экономические районы, республики, края, области | Всего | в том числе | |
орошаемых | осушенных | ||
Россия | 9056,9 | 4268,4 | 4788,5 |
Тверская область | 286 | 5,4 | 280,6 |
Московская область | 399,2 | 139,2 | 260,0 |
Новгородская область | 54,2 | 0,2 | 54,0 |
Таблица 2. Площадь мелиорированных земель, тыс. га
№ п/п | Показатели | Экономические районы, республики, края, области | |||
Россия | Тверская область | Московская область | Новгородская область | ||
1. | Общая площадь мелиоративных земель | 9056,9 | 286,0 | 399,2 | 182,2 |
2. | Всего на госсистемах: в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации | 3807,6 3412,4 395,2 | 7,4 7,4 0,0 | 86,99 86,9 0,0 | 4,0 54,0 0,0 |
3. | Прочие системы | 5405,5 | 278,6 | 312,3 | 128,2 |
4. | Итого орошаемых земель | 2417,5 | 5,4 | 139,2 | 0,2 |
5. 5.1 5.2 | Орошение всего на госсистемах: в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации прочие системы | 2417,5 2314,9 102,6 1850,9 | 0,0 0,0 0,0 5,4 | 8,9 8,9 0,0 130,3 | 0,0 0,0 0,0 0,2 |
6. | Итого осушенных земель | 4788,5 | 7,4 | 78,0 | 54,0 |
7. 7.1. 7.2. | Осушение всего на госсистемах: в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации прочие системы | 1331,8 1036,5 295,3 3456,7 | 7,4 7,4 0,0 273,2 | 78,0 78,0 0,0 182,0 | 54,0 54,0 0,0 128,0 |
Таблица 3. Балансовая стоимость мелиоративных систем на 01.01.2011 г. по Российской Федерации, млн. руб.
Экономические районы, республики, края, области | Всего | Орошение | Осушение |
Россия | 341140,75 | 202377,7 | 138763,1 |
Тверская область | 3205,10 | 169,8 | 3035,3 |
Московская область | 10537,10 | 53376 | 5199,5 |
Новгородская область | 10943,10 | 49,8 | 10893,3 |
Таблица 4. Протяжённость мелиоративной сети, тыс. км
Экономические районы, республики, края, области | Итого протяжённость мелиоративной сети | Итого на оросительной сети | Итого на осушительной сети |
Россия | 2367,96 | 314,55 | 2053,41 |
Тверская область | 173,80 | 3,10 | 170,76 |
Московская область | 152,22 | 32,72 | 119,50 |
Новгородская область | 104,23 | 0,03 | 104,20 |
|
|
Таблица 5. Протяжённость трубопроводов и потребность в замене, км
Экономи ческие районы, респуб лики, края, области | Итого протяженность трубопроводов | из них нуждаются в замене | в том числе | |||||||
Госсистемы | Прочие | |||||||||
Всего | Нуждается в замене | федер. собст. | собст. суб. Фед. | всего | Нуждается в замене | |||||
всего | Нуждается в замене | всего | Нуждается в замене | |||||||
Россия | 77339,7 | 30328,8 | 13862,9 | 5271,9 | 5020,0 | 1717,2 | 8545,6 | 2456,9 | 63476,8 | 26671,8 |
Тверская обл. | 567,0 | 370,0 | 27,0 | 15,0 | 0 | 0 | 27,0 | 15,0 | 540,0 | 355,0 |
Московс кая обл. | 9859,6 | 5328,5 | 18,9 | 3,5 | 15,7 | 0 | 0 | 0 | 9840,7 | 5325,0 |
Новго родская обл. | 12,2 | 0,0 | 4,7 | 0,0 | 4,7 | 0 | 0 | 0 | 7,5 | 0,8 |
Таблица 6. Гидротехнические сооружения, тыс. шт.
№ п/п | Показатели | Экономические районы, республики, края, области | |||
Россия | Тверская область | Московская область | Новгородская область | ||
1. | Итого ГТС на мелиоративных системах | 1921,85 | 90,52 | 158,80 | 60 |
2. | Всего на госсистемах | 285,4 | 0,02 | 0,40 | 1,0 |
в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации | 57,88 227,32 | 0,02 0,0 | 0,40 0,00 | 1,0 0,00 | |
Прочие системы | 1636,71 | 86,70 | 158,40 | 59,0 | |
3. | Всего по оросительным системам | 822,67 | 2,12 | 89,0 | 0,40 |
4. | ОРОШЕНИЕ Всего по госсистемам в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации Прочие системы | 129,57 41,65 87,92 693,10 | 0,10 0,00 0,00 2,10 | 0,0 0,0 0,0 89,0 | 0,00 0,00 0,00 0,40 |
5. | Всего по осушительным системам | 1099,18 | 88,20 | 69,80 | 59,60 |
6. | ОСУШЕНИЕ Всего по госсистемам в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации Прочие системы | 155,57 16,17 139,40 943,61 | 3,60 0,10 3,50 84,60 | 0,40 0,40 0,00 69,40 | 1 1 0,00 58,60 |
Таблица 7. Наличие насосных станций, шт.
Экономические районы, республики, края, области | Итого насосных станций на мелиоративных системах | Из них электрифицированы |
Россия | 9044 | 5728 |
Тверская область | 14 | 9 |
Московская область | 277 | 83 |
Новгородская область | 3 | 1 |
Итого насосных станций на оросительных системах | Из них электрифицированы | |
Россия | 8820 | 5533 |
Тверская область | 14 | 9 |
Московская область | 258 | 64 |
Новгородская область | 1 | 0 |
Итого насосных станций на осушительных системах | Из них электрифицированы | |
Россия | 224 | 195 |
Тверская область | 0 | 0 |
Московская область | 19 | 19 |
Новгородская область | 2 | 1 |
Таблица 8. Дождевальные машины, шт.
Экономические районы, края, области | Всего | в том числе | |||||
Кубань | Фрегат | Днепр | Волжанка | ДДА-100МА | Прочие | ||
Россия | 19289 | 192 | 7758 | 528 | 3551 | 2812 | 4448 |
Тверская область | 17 | - | - | - | 1 | - | 9 |
Московская область | 323 | - | 12 | - | - | 81 | 230 |
Новгородская область | 0 | - | - | - | - | - | - |
Вывод
В рассматриваемой области имеется 596,4 тыс. га сельхозугодий (из них орошаемых - 2,1 тыс. га, а осушенных - 594,3 тыс. га), что составляет 6,38% от всех сельхозугодий России. По сравнению с другими регионами России в Калининградской области мелиорированных сельскохозяйственных угодий почти в 13 раз больше, чем в Удмурдской Республике; и почти в 1,5 раза больше, чем в Краснодарском крае, (таблица 9).
Балансовая стоимость мелиоративных систем в Калининградской области на 01.01.2005 г. составила 12992,20 млн. руб. (таблица 11), что составляет 4,24% от балансовой стоимости мелиоративных систем России. По сравнению с другими регионами балансовая стоимость мелиоративных систем в Калининградской области почти в 7 раз больше, чем в Удмурдской Республике; и в то же время на 1,4 раза меньше, чем Краснодарском крае (таблица 11).
Протяжённость мелиоративной сети в области составляет 398,40 тыс. км, из них оросительная сеть - 0,2 тыс. км, а осушительная сеть - 398,20 тыс. км. По сравнению с регионами России протяженность мелиоративной сети в Калининградской области в 50 и 11 раз больше, чем в Удмурдской Республике и Краснодарском крае (таблица 12).
В Калининградской области нет трубопроводов. В Удмурдской Республике протяженность трубопроводов составляет 861,6, а в Краснодарском крае протяженность составляет 3290,6, что почти в 4 раза больше чем в Удмурдской Республике (таблица 13).
В целом по России нуждаются в замене 40,7% трубопроводов (31568,7 км), а в Калининградской области отсутствуют трубопроводы, в то время как в Удмурдской Республике нуждаются в замене 44,4% трубопроводов (382,5 км), в Краснодарском крае - 77,1% трубопроводов (2536,6 км).
На мелиоративных системах Калининградской области находится 128,20 тыс. шт. ГТС, из которых всего по оросительным сетям - 1,8 тыс. шт., а всего по осушительным сетям - 126,4 тыс. шт. Следует отметить, что по сравнению с другими регионами России в Калининградской области ГТС в 23 раз больше, чем в Удмурдской Республике и одновременно в 1,3 раз меньше, чем Краснодарском крае (таблица14).
Число насосных станций в Калининградской области на мелиоративных системах составляет 117 шт. По сравнению с регионами России в Калининградской области насосных станций почти в 3 раз больше, чем в Удмурдской Республике и одновременно в 4 раза меньше, чем в Краснодарском крае (таблица 15).
В Калининградской области дождевальных машин нет, т.к. там достаточно влажный климат. По сравнению с регионами России в Удмурдской Республике число дождевальных машин 110 штук, что почти в 3 раза меньше чем в Краснодарском крае (305 штук), (таблица 16).