V. Организация работы

. Департамент проводит свою работу по планам, утверждаемым в установленном порядке.

. Работа Департамента проводится во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата в соответствии с настоящим Положением и положениями об этих подразделениях.

. Департамент возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром.

Руководитель Департамента подчиняется непосредственно заместителю Министра по распределению обязанностей.

. Руководитель Департамента имеет заместителей, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей по его представлению Министром.

. Руководитель координирует работу Департамента с работой департаментов, управлений и самостоятельных отделов Министерства.

. Руководитель Департамента:

. На основе единоначалия организует работу Департамента, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.

. Распределяет обязанности между заместителями руководителя Департамента и устанавливает степень ответственности заместителей руководителя, начальников отделов и других работников за своевременное и эффективное выполнение возложенных на Департамент задач и функций, правильную организацию работы сотрудников и состояние трудовой дисциплины.

. Утверждает положения об отделах Департамента и должностные инструкции специалистов.

. Вносит предложения руководству Министерства о назначении и увольнении работников Департамента, их поощрении и наложении на них дисциплинарных взысканий.

. В установленном порядке представительствует в министерствах, ведомствах, кооперативных, общественных и иных организациях.

. Департамент имеет печать о своим наименованием, бюджетные счета по финансированию расходов на текущее содержание подведомственных организаций и расходов на мелиоративные мероприятия.

 



Пути совершенствования системы управления государственным фондом мелиорированных земель в России

 

Последнее десятилетие характеризуется глубоким кризисом водного хозяйства в России. Выстроенная структура управления мелиорацией и водным хозяйством претерпела необоснованные изменения. Появился комплекс разрозненных структурных объединений с различными организационно-правовыми формами, зачастую с противоречивыми интересами, в том числе при решении распределения водных ресурсов.

До недавнего времени (2001-2002 гг.) в составе Департамента мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения (Депмелиоводхоз) (ныне - Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения), входящего в МПР России, было 648 государственных предприятий (ГП) и учреждений (ГУ), потом - 631 ГП и ГУ, в том числе:

-  государственных предприятий - 165;

-  государственных учреждений - 466,

что представляло собой очень сложную систему управления.

Показатели основных сооружений мелиоративных объектов федеральных учреждений Управления по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению можно проиллюстрировать следующим образом.

·   каналы общей протяженностью - 600000 км;

·   магистральные трубопроводы общей протяженностью - 5300 км;

·   гидротехнические сооружения - 63000 штук;

·   насосные станции - 1800 штук;

·   водохранилища - 355 штук, в том числе емкостью более 10 млн. м3 - 30 штук;

·   групповые трубопроводы - 8 400 км и т.д.

По России в 1999 году всего мелиорируемых земель было 9,35 млн. га, в 2001 году 9100 тыс. га, при этом орошаемых 4,63 млн. га.

Всего на государственных системах площадь мелиорированных земель составляет»3,8 млн. га, в том числе: в федеральной собственности - 3,6 млн. га, что составляет (92,5%); в собственности субъектов» 0,3 млн. га

В настоящее время практически нет проблемы обеспечения водой для орошения мелиорированных земель, так как дефицит составляет в целом по России всего 1,5%.

Основными проблемами, характеризующими современное состояние мелиорированных земель, являются:

·   проведение неотложного ремонта оросительной сети, когда невозможно обеспечить гарантированный полив орошаемых земель на площадях, составляющих 21,2%;

·   обеспечение капитального ремонта оросительной сети на площадях, составляющих 40%;

·   обеспечение реконструкции осушительных систем на площадях составляющих 17%.

В рамках вышеизложенных обстоятельств и в соответствии с планом реорганизации системы управления государственными унитарными предприятиями было решено реструктуризировать подведомственные государственные предприятия следующим образом:

1) количество федеральных ГУ, представляющих собой органы управления по субъектам довести до 75 единиц;

2) сохранить из общего числа действующих 165 ГП в форме федеральных, государственных унитарных предприятий (ФГУП) около 25%;

)   преобразовать порядка 30 ГП в ГУ;

)   около 20 организаций передать соответствующим субъектам РФ;

)   порядка 50 организаций преобразовать в АО;

)   около 10 организаций присоединить к другим;

)   часть организаций ликвидировать.

С учётом проведения реконструкции системы предусмотрено в субъектах сформировать единого руководителя ФГУ, а все другие организации в соответствующем субъекте сделать филиалами.

Таким образом, резко уменьшилось количество организаций, непосредственно выходящих на Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению: их стало 143 вместо 631.

Переоформлены уставы ГУ и ГП. Целесообразность подтверждается тем, что при бюджетном финансировании ремонтных работ через ГП на контрактной основе эти работы обходятся на 30-40% дороже, чем при выполнении этих работ государственными учреждениями.

Таким образом, управляемость в системе управления Управлением по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению значительно повышается при экономии бюджетных средств. Для финансирования этой системы требуется создание и изменение нормативно - правовой базы, регламентирующей деятельность организации.

 

Территориальный орган управления в области мелиорации земель и сельхозводоснабжения - Управление мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения в Тверской области (Управление «Тверьмелиоводхоз»)

 

Основные положения управления территориальными ФГУ рассмотрим на примере Костромской области.

ФГУ №11 имеет полное название: Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжения в Тверской области (Управление «Тверьмелиоводхоз»), г. Тверь, проспект Победы, д. 35.В его состав входит 3 филиала.

Сведения о мелиоративном состоянии орошаемых и осушенных сельскохозяйственных угодий и техническое состояние оросительных и осушенных систем по состоянию на 01.01.20010г. в Тверской области


Таблица 1. Наличие орошаемых и осушенных сельхозугодий на 01.01.2010 г. по Российской Федерации, тыс. га

Экономические районы, республики, края, области Всего

в том числе

    орошаемых осушенных
Россия 9056,9 4268,4 4788,5
Тверская область 286 5,4 280,6
Московская область 399,2 139,2 260,0
Новгородская область 54,2 0,2 54,0

 

Таблица 2. Площадь мелиорированных земель, тыс. га

№ п/п Показатели

Экономические районы, республики, края, области

    Россия Тверская область Московская область Новгородская область
1. Общая площадь мелиоративных земель 9056,9 286,0 399,2 182,2
2. Всего на госсистемах: в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации 3807,6 3412,4 395,2 7,4 7,4 0,0 86,99 86,9 0,0 4,0 54,0 0,0
3. Прочие системы 5405,5 278,6 312,3 128,2
4. Итого орошаемых земель 2417,5 5,4 139,2 0,2
5. 5.1 5.2 Орошение всего на госсистемах: в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации прочие системы  2417,5 2314,9 102,6 1850,9  0,0 0,0 0,0 5,4  8,9 8,9 0,0 130,3  0,0 0,0 0,0 0,2
6. Итого осушенных земель 4788,5 7,4 78,0 54,0
7. 7.1. 7.2. Осушение всего на госсистемах: в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации прочие системы  1331,8 1036,5 295,3 3456,7  7,4 7,4 0,0 273,2  78,0 78,0 0,0 182,0  54,0 54,0 0,0 128,0

 

Таблица 3. Балансовая стоимость мелиоративных систем на 01.01.2011 г. по Российской Федерации, млн. руб.

Экономические районы, республики, края, области Всего Орошение Осушение
Россия 341140,75 202377,7 138763,1
Тверская область 3205,10 169,8 3035,3
Московская область 10537,10 53376 5199,5
Новгородская область 10943,10 49,8 10893,3

 

Таблица 4. Протяжённость мелиоративной сети, тыс. км

Экономические районы, республики, края, области Итого протяжённость мелиоративной сети Итого на оросительной сети Итого на осушительной сети
Россия 2367,96 314,55 2053,41
Тверская область 173,80 3,10 170,76
Московская область 152,22 32,72 119,50
Новгородская область 104,23 0,03 104,20

 

Таблица 5. Протяжённость трубопроводов и потребность в замене, км

Экономи ческие районы, респуб лики, края, области Итого протяженность трубопроводов из них нуждаются в замене

в том числе

     

Госсистемы

Прочие

      Всего Нуждается в замене

федер. собст.

собст. суб. Фед.

всего Нуждается в замене
          всего Нуждается в замене всего Нуждается в замене    
Россия 77339,7 30328,8 13862,9 5271,9 5020,0 1717,2 8545,6 2456,9 63476,8 26671,8
Тверская обл. 567,0 370,0 27,0 15,0 0 0 27,0 15,0 540,0 355,0
Московс кая обл. 9859,6 5328,5 18,9 3,5 15,7 0 0 0 9840,7 5325,0
Новго родская обл. 12,2 0,0 4,7 0,0 4,7 0 0 0 7,5 0,8

 


Таблица 6. Гидротехнические сооружения, тыс. шт.

№ п/п Показатели

Экономические районы, республики, края, области

    Россия Тверская область Московская область Новгородская область
1. Итого ГТС на мелиоративных системах 1921,85 90,52 158,80 60
2. Всего на госсистемах 285,4 0,02 0,40 1,0
  в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации  57,88 227,32  0,02 0,0  0,40 0,00  1,0 0,00
  Прочие системы 1636,71 86,70 158,40 59,0
3. Всего по оросительным системам 822,67 2,12 89,0 0,40
4. ОРОШЕНИЕ Всего по госсистемам в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации Прочие системы  129,57 41,65 87,92 693,10  0,10 0,00 0,00 2,10  0,0 0,0 0,0 89,0  0,00 0,00 0,00 0,40
5. Всего по осушительным системам 1099,18 88,20 69,80 59,60
6. ОСУШЕНИЕ Всего по госсистемам в том числе: - федеральная собственность - собственность субъектов Федерации Прочие системы  155,57 16,17 139,40 943,61  3,60 0,10 3,50 84,60  0,40 0,40 0,00 69,40  1 1 0,00 58,60

 

Таблица 7. Наличие насосных станций, шт.

Экономические районы, республики, края, области Итого насосных станций на мелиоративных системах Из них электрифицированы
Россия 9044 5728
Тверская область 14 9
Московская область 277 83
Новгородская область 3 1
  Итого насосных станций на оросительных системах Из них электрифицированы
Россия 8820 5533
Тверская область 14 9
Московская область 258 64
Новгородская область 1 0
  Итого насосных станций на осушительных системах Из них электрифицированы
Россия 224 195
Тверская область 0 0
Московская область 19 19
Новгородская область 2 1

 

Таблица 8. Дождевальные машины, шт.

Экономические районы, края, области Всего

в том числе

    Кубань Фрегат Днепр Волжанка ДДА-100МА Прочие
Россия 19289 192 7758 528 3551 2812 4448
Тверская область 17 - - - 1 - 9
Московская область 323 - 12 - - 81 230
Новгородская область 0 - - - - - -

 



Вывод

В рассматриваемой области имеется 596,4 тыс. га сельхозугодий (из них орошаемых - 2,1 тыс. га, а осушенных - 594,3 тыс. га), что составляет 6,38% от всех сельхозугодий России. По сравнению с другими регионами России в Калининградской области мелиорированных сельскохозяйственных угодий почти в 13 раз больше, чем в Удмурдской Республике; и почти в 1,5 раза больше, чем в Краснодарском крае, (таблица 9).

Балансовая стоимость мелиоративных систем в Калининградской области на 01.01.2005 г. составила 12992,20 млн. руб. (таблица 11), что составляет 4,24% от балансовой стоимости мелиоративных систем России. По сравнению с другими регионами балансовая стоимость мелиоративных систем в Калининградской области почти в 7 раз больше, чем в Удмурдской Республике; и в то же время на 1,4 раза меньше, чем Краснодарском крае (таблица 11).

Протяжённость мелиоративной сети в области составляет 398,40 тыс. км, из них оросительная сеть - 0,2 тыс. км, а осушительная сеть - 398,20 тыс. км. По сравнению с регионами России протяженность мелиоративной сети в Калининградской области в 50 и 11 раз больше, чем в Удмурдской Республике и Краснодарском крае (таблица 12).

В Калининградской области нет трубопроводов. В Удмурдской Республике протяженность трубопроводов составляет 861,6, а в Краснодарском крае протяженность составляет 3290,6, что почти в 4 раза больше чем в Удмурдской Республике (таблица 13).

В целом по России нуждаются в замене 40,7% трубопроводов (31568,7 км), а в Калининградской области отсутствуют трубопроводы, в то время как в Удмурдской Республике нуждаются в замене 44,4% трубопроводов (382,5 км), в Краснодарском крае - 77,1% трубопроводов (2536,6 км).

На мелиоративных системах Калининградской области находится 128,20 тыс. шт. ГТС, из которых всего по оросительным сетям - 1,8 тыс. шт., а всего по осушительным сетям - 126,4 тыс. шт. Следует отметить, что по сравнению с другими регионами России в Калининградской области ГТС в 23 раз больше, чем в Удмурдской Республике и одновременно в 1,3 раз меньше, чем Краснодарском крае (таблица14).

Число насосных станций в Калининградской области на мелиоративных системах составляет 117 шт. По сравнению с регионами России в Калининградской области насосных станций почти в 3 раз больше, чем в Удмурдской Республике и одновременно в 4 раза меньше, чем в Краснодарском крае (таблица 15).

В Калининградской области дождевальных машин нет, т.к. там достаточно влажный климат. По сравнению с регионами России в Удмурдской Республике число дождевальных машин 110 штук, что почти в 3 раза меньше чем в Краснодарском крае (305 штук), (таблица 16).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: