Комплексное управление водными ресурсами (КУВР) - это процесс, способствующий комплексному развитию и управлению водными ресурсами в целях обеспечения максимального экономического и социального благосостояния.
В основе комплексной схемы управления водными ресурсами (КУВР) для условий РФ заложены французские принципы управления речным бассейном и новая Рамочная Директива ЕС по Воде от 2000 года с учетом особенностей России. Так, в основе системы КУВР лежит бассейновый подход, включая подземные воды.
В отличие от ранее существующей системы управления водными ресурсами водная политика КУВР в РФ формируется на трех уровнях:
· на федеральном уровне;
· на уровне речного бассейна;
· на местном уровне.
На федеральном уровне государственную водную политику разрабатывает и определяет организованный при МПР России Совет государственной водной службы под руководством Министерства. В состав Совета входят и представители заинтересованных министерств и ведомств.
На уровне речного бассейна рассматривается функционирование системы управления в зависимости от величины реки или ее принадлежности (в случае, если речь идет о трансграничных реках). Для управления бассейнами крупных рек (например, для Волги, Оби и др.) создаются Речные комиссии, которые определяют систему КУВР по всему бассейну рассматриваемой реки. Бассейн может быть разделен на несколько отдельных бассейнов. Так, в бассейне Волги выделены притоки: Ока и Кама. Имеются Нижневолжское и Верхневолжское БВУ так же, как и Нижнеобское и Верхнеобское БВУ.
Для вовлечения водопользователей в процесс принятия решений по воде создаются Бассейновые Советы. Данный орган несет ответственность за качество Генерального плана управления и развития речного бассейна, который может разрабатываться компетентной исполнительной структурой.
В состав Бассейнового Совета входят:
- представители государственных органов;
- представители органов власти субъектов РФ;
- представители органов местного самоуправления;
- представители водопользователей.
Для успешного решения специфических проблем управления водными ресурсами планируется создание подбассейновых или местных водных комитетов.
В отношении трансграничных рек (например, Днепр, Иртыш, Дон, Амур и др.) создаются Международные Бассейновые Комиссии из представителей стран, имеющих отношение к этому бассейну. Комиссии будут определять главные цели по качеству воды, распределению и использованию стока в разрезе различных годов, после чего реализуется механизм решения задач с учетом международных нормативных документов.
При переброске части стока из одного бассейна в другой создаются Комиссии по переброске стока (например, по каналу «Волга-Дон» и др.).
При возникновении вопросов решения проблем уникальных водных объектов (например, по озеру Байкал) создаются Комиссии специальных водных объектов.
Схемой КУВР предусмотрено создание исполнительного органа, которым являются существующие БВУ, а также Моркомвод и Байкалкомвод. В этом случае каждое БВУ готовит Генеральный план управления и развития речного бассейна и разрабатывает Бассейновую долгосрочную целевую программу мероприятий. Функции секретариата Бассейнового Совета также возлагаются на БВУ.
Организация пилотного проекта
В 2001 году началась деятельность по реализации пилотного проекта (на реке Оке). Основная цель проекта - опробация процедуры планирования и управления водными ресурсами реки Оки с участием субъектов и водопользователей.
Бассейн Оки расположен на территории 16 субъектов РФ и двух федеральных округов. В результате плотности населения и большого количества промышленных объектов антропогенная нагрузка на водный объект очень велика.
Так, в 2000 году в водный объект было сброшено более 6 км3 сточных вод, что в 3 раза превышает объём сточных вод, сбрасываемых в реки Дон и Кубань, и в 2 раза - в реки Кама и Иртыш. В рамках рассматриваемого пилотного проекта приняты следующие приоритетные направления на ближайшие годы:
1) снижение объёма забора чистой воды и сброса сточных вод;
2) улучшение качества очистных сточных вод;
) совершенствование контроля использования и охраны водных объектов;
) повышение эффективности государственного мониторинга водных объектов;
) контроль состояния водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
С этой целью БВУ подготовило проект мероприятий, который, по мнению специалистов, поставит субъекты РФ данного бассейна в условия, когда они будут вынуждены привести совместные и региональные правовые, технические и организационные и финансовые документы, а также мероприятия в соответствии с взаимными интересами регионов на уровне трансграничных подходов и интересов. Полагают, что подписание такого соглашения во многом облегчит задачу экологического оздоровления речного бассейна.
К главным функциям Бассейнового Совета пилотного проекта относятся:
1) утверждение генерального плана КИОВР бассейна;
2) мониторинг состояния речной экосистемы, качества и количества потребляемой воды в промышленности, сельском хозяйстве и коммунально-бытовом хозяйстве;
3) обеспечение участия всех представителей водохозяйственного комплекса в обсуждении проблем бассейна и в выработке общей стратегии управления речной системой;
) решение конфликтных ситуаций между регионами, водопользователями и другими участниками водохозяйственных отношений;
5) определение основной цели, принципов и условий общей политики использования и восстановления водных ресурсов Оки.
Предполагается, что Бассейновый Совет должен собираться 2 раза в год для рассмотрения и согласования стратегий, целей, приоритетов развития бассейна, которые будут определены специальным Планом управления бассейном, а также для обсуждения и согласования общей программы мероприятий, реализация которых будет поручена БВУ.
Целью внедрения пилотного проекта является поиск путей устойчивого развития водных ресурсов на примере Московско-Окского БВУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· улучшение бактериологических и физико-химических показателей качества питьевой воды;
· предотвращение риска наводнений и решение проблем твердого стока (наносов) без нарушения естественного функционирования экосистемы за счет:
- лучшей информированностм населения о рисках;
- прекращения строительства в поймах реки;
- управления паводками, эрозией почв и формированием наносов;
- введения совершенной системы информации предупреждения наводнений;
· улучшение качества вод в водных объектах путём улучшения сбора сточных вод и качества их очистки;
· сохранение и улучшение водно-болотных территорий и биоразнообразия в экосистемах;
· экономия водных ресурсов с целью обеспечения потребностей водопользователей;
· сохранение или развитие использования водных объектов и водноболотных территорий без увеличения воздействия на окружающую природную среду.
Генеральный план управления водными ресурсами речного бассейна (ПУБР) включает в себя технические и финансовые разделы и содержит компоненты, которые реализуются поэтапно:
· анализ и оценка существующего состояния бассейна;
· общая характеристика бассейна;
· оценка влияния антропогенных воздействий на состояние поверхностных и подземных вод;
· оценка потенциала экологического воздействия на рассматриваемую территорию;
· формирования целей и направлений действий в бассейне;
· выработка согласованного подхода по достижению целей;
· разработка стратегий для решения выявленных проблем и определения приоритетов.
Основные этапы планирования согласовываются с участниками водохозяйственного комплекса (ВХК), представленными в Бассейновом Совете.
Генплан управления водными ресурсами разрабатывается на срок 10-20 лет. При этом БВУ обеспечивает взаимодействие всех участников водных отношений при его разработке и реализации.
Генплан направляют на обсуждение Бассейнового Совета, где цели и стратегии располагают по приоритетам. После согласований ПУРБ утверждается в МПР России, Министерстве экономического развития и торговли, а также Минфине России.
По процедуре этого вопроса Постановлением Правительства РФ №1097 от 13.09.1996 года выпущен документ «О порядке разработки, согласования государственной экспертизы, утверждения и реализации схем КИОВР».
В основе финансирования водоохранных и водохозяйственных мероприятий пилотного проекта, принимая во внимание бассейновый подход, лежит принцип «Вода платит за воду». Анализ современных схем денежных потоков, поступающих за использование и загрязнение водных объектов (реки Оки), показал, что, с одной стороны, они не оказывают серьезного вливания в бюджеты субъектов РФ, а с другой стороны, если эти суммы консолидировать, то возможно реализовать значительную часть водоохранных мероприятий. В связи с этим целесообразно создать бассейновый фонд. Эту идею поддерживают и субъекты РФ. В настоящее время идет процесс перехода от финансового управления к бюджетному регулированию.
Эксперты проекта ТАСИС предложили схему «Финансовое стимулирование», которая позволяет легко адаптироваться к изменениям финансовой политики и нормативно-правовой базы, а также каждый участник водных отношений прямо или косвенно вовлекается в процесс финансирования. В этом случае все участники составляют заявки на реализацию того или иного проекта, который осуществляется под координацией БВУ. В заявках указывают, какая часть будет финансироваться за счет федеральных субсидий. Эти субсидии и выступают основным финансовым стимулом. После этого определяют, какую часть финансируют субъекты, а какую - водопользователи. Заявки подают в БВУ на основе ПУРБ, где их обобщают и сводят в единую пятилетнюю программу мероприятий. При этом БВУ представляет заявки через Министерство в федеральный бюджет и является инициатором поиска дополнительных источников финансирования.
Итоговые документы согласовываются на Бассейновом Совете, где подписывают бассейновые соглашения, разрабатываются контракты и т.д.
Пятилетняя программа является основанием для разработки годовых планов.






